Теперь, что касается свободы. Мы всегда думаем о свободе как о возможности выбора и, конечно, это так - эмпирически.
Но есть и другое. В паримии перед Рождеством говориться о Христе пророчески, что раньше, чем Он сможет отличить доброе от злого, Он изберет доброе. Потому что этот выбор между добром и злом по нашему усмотрению уже является результатом нашей испорченности и нашего нездоровья.
Но в свободе есть несколько удивительных моментов по красоте. Латинское слово libertas - из закона, и это определение ребенка свободнорожденного, от свободных родителей. Значит, когда мы говорим, что мы свободны, то мы говорим о том, что для Бога мы свободнорожденные, мы не рабы, мы уже свободны. Но эта свобода может удержаться только путем подвига, потому что если человек родился в свободной семье, но стал рабом пьянства или других пороков, то он уже раб, а не свободный. Поэтому требуется то, что мы называем дисциплиной, которую мы часто путаем с дрессированностью, с порабощением чужой воле, тогда как дисциплина - это состояние ученика, discipulus, это тот строй души, который человека вольного и анархического делает учеником и последователем наставника. "Подражайте мне, как я Христу" (1 Кор 4: 16).
Но если вы подумаете о других словах, - freedom, Freicheit - они все происходят от санскритского слова, которое как глагол значит "любить" или "быть любимым", или как существительное "мой любимый". Так что предельно интуиция, гениальная интуиция раннего санскритского человечества: свобода - это соотношение совершенной любви между двумя существами, между Богом и нами. Поэтому свобода не заключается в том, что я могу выбрать добро или зло, а в том, что я вырос в такую меру взаимной любви с Богом, что я заранее избираю то, что Божие.