О пречудное имя Божие! Как Ты всесильно, как прекрасно, как сладко! Пусть умолкнут уста мои навек, если произнесут его небрежно, нечисто и всуе.
Золотых дел мастер, работая в своей мастерской, непрестанно употреблял имя Божие всуе: или как клятву, или как присказку. Паломник, проходивший через это селение, услышал эти слова и был крайне возмущен. Он громко позвал мастера по имени, чтобы тот вышел на улицу, а сам спрятался. И когда мастер вышел на улицу, он обнаружил, что никого нет. Удивившись, он вернулся в свою мастерскую и продолжил работу. Через некоторое время странник вновь зовет его, а когда тот выходит, делает вид, что совсем не звал его. Сильно разгневанный мастер крикнул страннику: "Искушаешь ли ты меня, странник, или шутишь, когда у меня столько работы? Ты зовешь меня, а потом делаешь вид, что не звал". Отвечает ему странник миролюбиво: "Воистину, у Бога значительно больше работы, чем у тебя, ты же все время поминаешь Его всуе, а на меня обижаешься за то, что я тебя отвлек. Кто имеет больше оснований сердиться - Бог или ты, золотых дел мастер?" И мастеру стало стыдно. Вернулся он в свою мастерскую и с тех пор держал язык за зубами.
Пусть же имя Господне, как неугасимая лампада, непрестанно теплится в нашей душе, в мыслях и сердце, но не касается нашего языка без значительного и торжественного повода.
В одну больницу приехал на практику доктор; ему дали ассистента, с которым приходилось проводить время с утра до ночи, оперируя и перевязывая больных. Ассистент имел привычку грязно ругаться. Он никого не щадил в своих выражениях. Его грязная ругань не миновала даже Бога Саваофа. Однажды доктора посетил его приятель, приехавший из города. Доктор пригласил приятеля присутствовать на операции. Больному вскрывали гнойник. Гостю стало дурно при виде страшной раны, из которой истекал гной. Вдобавок ассистент доктора, не умолкая, грязно ругался. Не выдержав, гость спросил: "Как можешь ты слушать эти мерзкие богохульные слова?" Доктор отвечал: "Друг мой, я привык к тому, что существуют грязные раны и что из ран часто течет гной. Если на теле больного есть гнойный нарыв, то гной благодаря ране становится видимым, и этот нарыв можно вылечить. Но бывает гной в душе человека, и обнаружить его возможно лишь когда он истекает через уста. Мой ассистент, ругаясь богохульно, обнаруживает для нас накопившееся зло, которое изливается из его души, как гной из раны".
О Всемилостивый Боже, даже жабы не ругают Тебя, а человек ругает! Почему же жаба имеет гортань лучше, чем у человека? О Всетерпеливый, почему змеи не хулят Тебя, а человек хулит? Почему змея ближе к ангелам, чем человек? О Всепрекраснейший, почему ветер, крестообразно опоясывающий землю, не обращается всуе к имени Твоему, а человек обращается? Почему ветер более богобоязнен, чем человек?
О Пречудное имя Божие, как ты всесильно, как ты прекрасно и как сладко! Пусть умолкнут уста мои навек, если произнесут его небрежно, нечисто и всуе.
Четвертая заповедь
Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему.
Это значит: в течение шести дней творил Господь мир, а в седьмой почил от дел Своих. Шесть дней расположены во времени, и поэтому они преходящи и неспокойны, а седьмой принадлежит вечности, поэтому он непреходящ и покоен. Сотворение мира - это проявление Бога во времени, но это не значит, что Он перестал быть в это время в Вечности. "Тайна сия велика есть", и о ней неприлично говорить суетливо. Она требует молитвы и благоговения. Поэтому тайна сия доступна не всякому, но лишь Божиим избранникам. Избранники Божии телом находятся во времени, духом же своим пребывают во Свете Неприступном, в котором вечность, мир и блаженство.
А тебе, брат, полезно трудиться, а после трудов полезно отдыхать. Полезно трудиться, потому что Бог благословил труд, полезно отдыхать, потому что Бог благословил отдых после трудов. Труд твой да будет творчеством, так как ты чадо Творца, поэтому не разрушай, но созидай!
Рассматривай свой труд как соработничество Богу. И тогда ты не будешь творить зло, но добро. Прежде всякого дела подумай: благословил бы тебя Бог на эту работу или нет? Потому что самое главное - помнить, что все дела совершает Господь; мы же - лишь помощники Его. И если дело, нами начинаемое, благословенно, то мы должны исполнить его не жалея сил. Твое сердце и легкие работают день и ночь и не устают. Почему же не могут поработать и твои руки? И почки твои работают без отдыха день и ночь. Почему же и мозг твой не может потрудиться?
В одном городе жил богатый купец с тремя сыновьями. Был он торговец трудолюбивый и трудами своими нажил огромное состояние. Когда его спрашивали, зачем ему столько добра и столько забот, он отвечал: "Заботы мои лишь о том, что бы сыновья мои были обеспечены и чтобы они не имели таких забот, какие имел их отец". Услышав это, сыновья его настолько обленились, что оставили всякую деятельность, а после смерти отца начали тратить накопленное состояние. Захотелось душе отца посмотреть с того света, как живут его любимые сыновья без хлопот и забот. Бог разрешил этой душе сходить в родной город. Вот приходит душа отца домой и стучится в ворота, но открывает какой-то незнакомый человек. Тогда спросил купец о своих сыновьях, и рассказали ему, что сыновья его на каторге. Привычка праздно проводить время в пьянстве и увеселениях сначала довела их до непотребств, а потом привела к окончательному разорению дома и погибели. Горько вздохнул отец и сказал: "Я думал, что устроил рай для своих детей, между тем я сам отправил их в адское пекло". И ходил по всему городу обезумевший отец, обращаясь ко всем родителям: "Не будьте, люди, такими, каким был я. Из-за слепой любви к своим детям я собственноручно отправил их в геенну огненную. Не оставляйте, братья, детям никакого имения. Научите их трудиться и это оставьте им в наследство. Все остальное богатство раздайте сиротам перед своей смертью. Нет ничего опаснее и душепагубнее, чем оставить детям в наследство большое состояние. Будьте уверены, что богатому наследству больше всех радуется дьявол, а не Ангел-хранитель. Потому что дьявол легче всего и быстрее всего уловляет людей через богатство".
Поэтому трудись и научи своих детей трудиться. А когда работаешь, не смотри на труд только как на средство обогащения. Усматривай в своей работе красоту и наслаждение, которую дарит труд как благословение Божие. Знай, что ты унижаешь это благословение, если ищешь только материальной выгоды от труда. Такой труд, лишенный благословения, не идет нам на пользу, да и выгоды никакой не приносит.
В седьмой же день отдыхай! Как отдыхать? Знай, что отдых только от Бога и в Боге. Нигде больше праведного отдыха не найти в этом мире. Ибо этот мир неспокоен, как водоворот. Посвяти покой седьмого дня исключительно Богу, и тогда сможешь воистину отдохнуть и исполниться новых сил.
В седьмой день думай о Боге, говори о Боге, читай о Боге, слушай о Боге и молись Богу.
Один безбожник не почитал заповедь Божию о праздновании воскресного дня и продолжал субботние труды и в воскресенье. В воскресный день, в то время, когда все село отдыхало, он трудился на поле со своим скотом, которому также не давал отдыха. В среду следующей недели он совершенно обессилел, и скот его тоже выбился из сил. И теперь, когда все село трудилось в поле, он лежал дома в изнеможении, злобе и отчаянии. Братья, не берите пример с этого безбожника, чтобы не сгубить свои силы, и здоровье, и душу. Посему шесть дней работайте с Богом для себя с любовью и наслаждением, усердием и почтением, а седьмой день в целости посвятите Богу. Истинно говорю вам из своего опыта, что правильный труд и правильное празднование воскресенья одухотворяют человека, молодят его и делают вновь сильным после понесенных трудов.
Пятая заповедь
Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен.
Это значит: прежде того как ты узнал что-либо о Господе Боге, знали об этом твои родители. И этого довольно, чтобы им поклониться и воздать хвалу и почитание. Поклонись же и почтительно поблагодари всякого, кто прежде тебя познал Высшее Добро на этом свете.
Один богатый юноша-индиец путешествовал со своей свитой через долину Хиндукуша. В долине ему встретился старец, пасущий коз. Нищий старец в знак почтения склонил голову и низко поклонился богатому юноше. Юноша же, быстро соскочив со своего слона, распростерся перед старцем на земле. Удивился старец такому поступку юноши, удивились и все его слуги. Юноша же сказал так: "Кланяюсь твоим очам, которые прежде моих увидели этот свет, дело рук Всевышнего, кланяюсь твоим устам, которые прежде моих произнесли Его святое имя, и кланяюсь твоему сердцу, которое прежде моего затрепетало от радостного открытия Отца всех людей на земле - Царя Небесного и Господа всяческих".
Почитай отца твоего и матерь твою, потому что твой путь от рождения и до сего дня обеспечен усилиями родителей и их страданиями. Они тебя принимали и тогда, когда все друзья отворачивались от тебя, немощного и нечистого. Они тебя примут, когда все отвергнут. И когда все будут бросать в тебя камни, мать твоя бросит полевые цветы. Отец принимает тебя, хотя знает все недостатки твои. А друзья же твои тебя отвергнут, даже если им известны только добродетели твои. Знай, что нежность, с которой принимают тебя твои родители, принадлежит Господу, принимающему Свое творение как детей Своих. Так же как шпора заставляет коня бежать быстрее, так же и твоя вина перед родителями заставляет их еще более заботиться о тебе.
Один грубый и дурной человек бросился на своего отца и вонзил в ослеплении нож ему в грудь. А отец, умирая, говорит сыну: "Скорее очисти нож от крови, чтобы тебя не схватили и не осудили".
В степи русской один распущенный сын привязал свою мать к столбу перед шатром, а сам в шатре пьянствовал с дурными женщинами и приятелями. На них натолкнулись разбойники и, увидев мать связанную, сказали, что надо наказать негодяев. Но связанная мать подала голос и тем самым предупредила несчастного сына о том, что он в опасности. И сын спасся, разбойники же вместо сына посекли мать.