Непосредственными причинами, вызвавшими старообрядческое движение можно считать:
1) богословское непонимание сути церковной реформы Патриархом Никоном и его противниками; сильная привязанность русских людей к обрядовой стороне христианской религии вплоть до усвоения церковным обрядам догматической неизменности (что объясняется недостатком просвещения).
2) неправильный метод реформ, исправления текста богослужебных книг и изменения церковных обрядов при Патриархе Никоне;
3) участие в этой реформе некоторых греческих иерархов, стремившихся поднять упавший после Флорентийской унии греческий авторитет в России, что привело не к желаемому смягчению противостояния, а к неоправданному его обострению вплоть до необоснованных анафематствований.
Исходя из пpавильного понимания pазличий междy догматом и обpядом, в соответствии с пpедначеpтанием Пpедсобоpного Пpисyтствия и Поместного Собоpа 1917-1918 гг., а также с pешением Патpиаpшего Священного Синода и епископата Рyсской Пpавославной Цеpкви от 10 (23) апpеля 1929 года, Поместный Собоp Рyсской Пpавославной Цеpкви 1971 года обоснованно yпpазднил клятвы со стаpообpядцев. Остается ожидать возвращения в лоно Матери-Церкви насколько это будет возможно большего числа отпавших некогда от нее в старообрядческий раскол 17 века.
Список литературы
[1] Сильвестр, еп. Опыт Православного Догматического Богословия. К., 1892. С.2-3.
[2] Там же. С.3.
[3] Викентий Лиринский, преп. Напоминания (Трактат Перегрина о древности и всеобщности кафолической веры против непотребных новизн всех еретиков). Казань, 1904. С.42.
[4] Константин (Горянов), архиеп. Курс лекций по Догматическому богословию, рукопись. СПбПДА, 1999.
[5] Кирилл, архиепископ Александрийский. «На святой символ» // Антология Восточные отцы и учители Церкви V века. М., 2000. С.114-115.
[6] Амвросий (Погодин), архим. 1994. С.333.
[7] Преподобный Викентий Лиринский о Священном Предании Церкви. СПб., 2000. С.441.
[8] Флоровский Г.В. Избранные богословские статьи. М., 2000. С.30-31.
[9] Преподобный Викентий Лиринский о Священном Предании Церкви. СПб., 2000. С.31-32.
[10] Дворецкий И.Х. Древнегреческо-русский словарь. Т.1. М., 1958. С.54.
[11] Игнатий (Брянчанинов), свт. Понятие о ереси и расколе. СПб., 1997. С.21.
[12] Там же. С.33.
[13] Преподобный Викентий Лиринский о Священном Предании Церкви. СПб., 2000. С.232-233.
[14] Там же. С.521.
[15] Иоанн Кронштадский, прав. «О кресте Христовом». М., 2007. С.47,151.
[16] Василий, архим. Входное. Богородице-Сергиева Пустынь, 2007. С.61,63.
[17] Василий, архим. Входное. Богородице-Сергиева Пустынь, 2007. С.62-63.
[18] Лосский В.Н. Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. № 1. 1950. С.16.
[19] Там же. С.20.
[20] Там же. С.21.
[21] Лосский В.H. Предание и предания // Журнал московской патриархии, 1970, №4. С.54.
[22] Голyбинский Е. К нашей полемике со стаpообpядцами. М., 1905. С.61.
[23] Там же. С. 62.
[24] Доклад митpополита Ленингpадского и Hовгоpодского HИКОДИМА на Поместном Собоpе 31 мая 1971 года.
[25]Макаpий (Булгаков), митр. Истоpия Рyсской Цеpкви, т. XII изд. 2. С.192-193.