Некоторые отцы Церкви, впрочем, высказывают свои частные благочестивые мнения, что разделение Ангелов на девять ликов обнимает только те имена и лики, какие открыты в слове Божием, но не объемлет многих других имен и ликов ангельских, которые нам не открыты в настоящей жизни, а сделаются известными уже в будущей. Эту мысль развивают св. Иоанн Златоуст, блаженный Феодорит, св. Феофилакт. «Есть, — говорит Златоуст, — поистине есть и другие Силы, которых даже имен мы не знаем... Не одни Ангелы, Архангелы, Престолы, Господства, Начала и Власти суть обитатели небес, но и безчисленные иные роды и невообразимо многие классы, которых не в состоянии изобразить никакое слово. А откуда видно, что Сил — больше вышеупомянутых, и что есть Силы, которых имен мы не знаем? Апостол Павел, сказав об одном, упоминает и о другом, когда свидетельствует о Христе: посадив (Его) превыше всякого Начальства и власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в Будущем (Еф. 1, 21). Видите, что есть какие-то имена, которые будут известны там, но теперь не известны? Почему и сказал: имени, именуемого не только в сем веке, но и в Будущем». Суждения эти принимаются Церковью как частные.
Вообще же древние пастыри считали учение о небесной иерархии таинственным. «Сколько чинов небесных существ, рассуждает св. Дионисий в «Небесной Иерархии», какие они и каким образом у них совершаются тайны священноначалия, — в точности знает один Бог, Виновник их иерархии; знают также и они сами свои собственные силы, свой свет, священное их и премирное чиноначалие. А нам об этом можно сказать столько, сколько Бог открыл нам через них же самих, как знающих себя». Подобным образом рассуждает и блаженный Августин: «Что есть Престолы, Господства, Начала и Власти в Небесных обителях, непоколебимо верую, и что они различаются между собой, содержу несомненно; но каковы и в чем именно различаются между собой, — не знаю».
В Священном Писании некоторым Ангелам высшим усваиваются собственные имена. Таких имен есть два в канонических книгах: «Михаил» (кто яко Бог, Дан. 10, 13; 12, 1; Иуд. 1, 9; Откр. 12, 7-8), «Гавриил» (муж Божий, Дан. 8,16; 9, 21; Лк, 1,19-26). Три имени Ангелов в книгах неканонических: «Рафаил» (помощь Божья, Тов.З, 16; 12, 12-15), «Уриил» (огонь Божий, 3 Езд. 4, 1; 5, 20), «Салафиил» (молитва к Богу, 3 Езд. 5, 16). Кроме того, благочестивое Предание усваивает имена еще двум Ангелам: «Иегудиил» (хвала Божия) и «Варахиил» (благословение Божие); эти имена не встречаются в Священном Писании (только в Третьей книге Ездры упоминается еще «Иеремиил» (высота Божия, 3 Езд. 4,36). Таким образом, имена усвоены семи высшим Ангелам, соответственно словам апостола Иоанна Богослова в Откровении: Благодать Вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его (Откр. 1, 4).
СЛУЖЕНИЕ АНГЕЛОВ
Каково же, наконец, назначение существ мира духовного? Очевидно, они предназначены Богом к тому, чтобы быть совершеннейшими отображениями Его величия и славы, с нераздельным участием в Его блаженстве. Если о видимых небесах сказано: небеса проповедают славу Божию (Пс. 18, 2), то тем более такова цель духовных небес. Поэтому св. Григорий Богослов называет их «отблесками Совершенного Света», или вторичными светами.
Ангелы из чинов, более близких к роду человеческому, предстают в Священном Писании как вестники воли Божьей, руководители людей и служители их спасения. Апостол Павел пишет: Не все ли они (Ангелы) суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение? (Евр.1,14).
Ангелы не только воспевают славу Богу, но и служат Ему в делах Его промышления о мире вещественном и чувственном. О таком их служении часто говорят святые отцы: «Одни из них предстоят великому Богу, другие своим содействием поддерживают целый мир» (св. Григорий Богослов); Ангелы «поставлены для управления стихиями и небесами, миром и всем, что в нем» (Афинагор); «каждый из них получил (в заведование) одну какую-либо часть вселенной или приставлен к чему-либо только одному в мире, как ведомо это все Устроившему и Распределившему, и все они ведут к одному концу (цели), по мановению Зиждителя всяческих» (св. Григорий Богослов). Встречается у некоторых церковных писателей мнение об особенных Ангелах, поставленных над отдельными видами царства природы — неорганическим, органическим и животным (у Оригена, у блаженного Августина). Последнее мнение имеет свой источник в Апокалипсисе, где говорится об Ангелах, управляющих согласно воле Божией некоторыми земными стихиями (тайновидец пишет в Откр. 16, 5: И услышал я Ангела вод, который говорил...; в Откр. 7,1: И после сего видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево...; в Откр. 14,18: И иной Ангел, имеющий власть над огнем, вышел от жертвенника и с великим криком воскликнул...). По видению пророка Даниила, есть Ангелы, которым доверяется Богом наблюдение за судьбою существующих на земле народов и царств (Дан. 10,11; 12).
Православная Церковь верует, что каждый человек имеет своего Ангела Хранителя, если его не отдалил от себя нечестивой жизнью. Господь Иисус Христос сказал: Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю всем, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного (Мф. 18,10).