Протопресвитер Михаил Помазанский
Наименование «ангел» значит «вестник». Этим словом определяется, главным образом, их служение роду человеческому. И человечество от дней своего райского состояния знало об их существовании. Отражение этого факта видим и в других древних религиях, не только иудейской.
По изгнании из рая впавших в грех людей Херувим был поставлен с пламенным мечом охранять двери рая (Быт. 3). Авраам, посылая слугу своего к Нахору, обнадеживал его убеждением, что Господь пошлет с ним Ангела Своего и благоустроит путь его (Быт. 24, 7). Иаков видел Ангелов и во сне (в видении таинственной лестницы, на пути в Месопотамию, — Быт. 28) и наяву (на пути домой, к Исаву, когда он увидел «ополчение» Ангелов Божиих, — Быт. 32,1-2). В Псалтири много раз говорится об Ангелах (например, хвалите, Его, все Ангелы Его, — Пс. 148, 2; ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих, — Пс. 90,11). Равным образом, о них читаем в книге Иова и у пророков. Пророк Исайя видел Серафимов, окружающих Престол Божий; пророк Иезекииль видел Херувимов в видении Дома Божия (Иез. 10; И с. 6). Новозаветное Откровение содержит очень много сообщений и упоминаний об Ангелах. Ангел возвестил Захарии зачатие Предтечи; Ангел возвестил Пресвятой Деве Марии рождение Спасителя и являлся во сне Иосифу; многочисленное воинство Ангелов воспело славу Рождества Христова; Ангел благовествовал пастухам рождение Спасителя, удержал Волхвов от возвращения к Ироду; Ангелы служили Иисусу Христу по искушении Его в пустыне; Ангел явился для укрепления Его в саду Гефсиманском; Ангелы возвестили мироносицам о воскресении Его, а апостолам при вознесении Его на небо о втором Его пришествии. Ангелы разрешили узы Петра и других апостолов (Деян.5,19) и одного апостола Петра (Деян 12, 7-15); Ангел явился Корнилию и преподал ему указание призвать к себе для наставления в слове Божием апостола Петра (Деан.10, 3-7); Ангел возвестил апостолу Павлу, что ему должно предстать перед кесарем (Деян. 27, 23-24). Видение Ангелов лежит в основании откровений, данных св. Иоанну Богослову, в Апокалипсисе.
ТВОРЕНИЕ АНГЕЛОВ
В Символе веры читаем: «Верую во единого Бога... Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым». Мир невидимый, ангельский, сотворен Богом, сотворен раньше мира видимого, При общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости, — сказал Господь Иову (Иов. 38, 1). Апостол Павел пишет: ...ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли... (Кол. 1,16). Некоторые отцы Церкви в первых словах книги Бытия: В начале сотворил Бог небо и землю (Быт. 1,1), — разумеют под небом не физическое небо, образованное впоследствии, а небо невидимое, или жилище горних сил. Многие учителя Церкви высказывают мысль, что Бог создал Ангелов далеко прежде видимого мира (св. Амвросий, св. Иероним, св. Григорий Великий, св. Анастасий Синаит) и что при создании последнего они уже предстояли пред ликом Творца и служили Ему. Св. Григорий Богослов размышляет об этом так: «Так как для благости Божией не довольно было заниматься только созерцанием себя самой, а надлежало, чтобы благо разливалось все далее и далее, так чтобы число облагодетельствованных было как можно больше (потому что это свойственно высочайшей благости), — то Бог измышляет прежде всего ангельские Небесные силы: и мысль стала делом, которое исполнено Словом и совершенно Духом... Так как первые твари были Ему благоугодны, то измышляет другой мир, вещественный и видимый, или стройный состав неба и земли и того, что есть между ними». Мысли св. Григория Богослова следует и св. Иоанн Дамаскин.
ПРИРОДА АНГЕЛОВ
По своей природе Ангелы суть деятельные духи, имеющие разум, волю и знание. Они служат Богу, исполняют Его промыслительную волю и прославляют Его. Они — духи безплотные, и поскольку принадлежат к миру невидимому, не поддаются лицезрению нашими телесными очами. «Когда Ангелы, — наставляет св. Иоанн Дамаскин, — по воле Божьей являются достойным людям, то являются не такими, каковы сами в себе, а в таком преображенном виде, в каком плотские могут видеть их». В повествовании книги Товита Ангел, сопровождающий Товита и его сына, сказал им о себе: все дни я был видим вами, но я не ел и не пил, и только взором вашим представлялось это (Тов. 12,19).
«Впрочем, — высказывает мысль Иоанн Дамаскин, — безтелесным и невещественным называется Ангел только по сравнению с нами. Ибо в сравнении с Богом, Единым несравнимым, все оказывается грубым и вещественным; одно Божество всецело невещественно и безтелесно».
СТЕПЕНЬ СОВЕРШЕНСТВА АНГЕЛОВ
Ангелы — духи совершеннейшие, они превосходят человека духовными силами; однако и они, как существа тварные, носят в себе печать ограниченности. Будучи безплотными, они меньше, чем люди, зависимы от пространства и места и, т. к. с быстролетностью проходят необъятные пространства, появляются там, где им нужно действовать. Однако нельзя сказать, чтобы они существовали совершенно независимо от пространства и места или были бы вездесущи. Священное Писание изображает Ангелов то сходящими с неба на землю, то восходящими с земли на небо, причем необходимо предполагается, что в одно и то же время они не могут быть и на земле, и на небе.
Ангелам принадлежит безсмертие, как об этом ясно свидетельствует и Писание, уча, что они не могут умереть (Лк. 20, 36). Однако их безсмертие не есть безсмертие божественное, т. е. самобытное и безусловное, а зависит оно, как и безсмертие человеческих душ, всецело от воли и милости Божьей. Ангелы, как духи безплотные, в высшей степени способны к внутреннему саморазвитию, их ум возвышеннее в сравнении с умом человеческим; могуществом и силою, по изъяснению апостола Петра, они превосходят все земные начальства и власти (2 Пет. 2,11). Природа Ангела выше природы человека, как это выражает псалмопевец, когда, с целью возвеличить человека, замечает, что он немного умалил его по сравнению с Ангелами (Пс. 8, 6).
Однако их высокие качества имеют свои границы. Писание указывает, что ангелы не знают глубины существа Божьего, ведомого одному Духу Божиему: Божьего никто не знает кроме Духа Божия (1 Кор. 2,11), не знают будущего, ведомого тоже одному Богу: О дни же том или часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец (Мк. 13,32), а также не постигают вполне тайны искупления, в которую желают проникнуть: во что желают проникнуть Ангелы (1 Пет. 1,12), и даже не знают всех помышлений человеческих (3 Нар.8, 39); наконец, они не могут сами по себе, без воли Божьей, творить чудеса: благословен Господь Бог... един творящий чудеса (Пс. 71,18).
ЧИСЛО АНГЕЛОВ. АНГЕЛЬСКИЕ СТЕПЕНИ
Мир ангельский представляется в Священном Писании необычайно великим. Когда пророк Даниил видел в видении Ветхого днями (Дан. 7, 9), его взору открылось, что тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним (Дан. 7,10). Многочисленное воинство Небесное восхвалило пришествие на землю Сына Божьего (Лк.2,13).
«Представь, — говорит св. Кирилл Иерусалимский, — как многочислен народ римский; представь, как многочисленны другие народы грубые, ныне существующие и сколько их умерло за сто лет; представь, сколько погребено за тысячу лет; представь людей, начиная от Адама до настоящего дня: велико множество их, но оно еще мало в сравнении с Ангелами, которых более. Их — девяносто девять овец; а род человеческий есть одна только овца. По обширности места должно судить и о многочисленности обитателей. Населяемая нами земля есть как бы некоторая точка, находящаяся в средоточии неба: поэтому окружающее ее небо на столько большее имеет число обитателей, сколько больше пространство; небеса небес содержат их необъятное число. Если написано, что тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним (Дан. 7,10), — то это только потому, что большего числа пророк изречь не мог». При такой многочисленности Ангелов, естественно предполагать, что в мире Ангелов, как и в мире вещественном, есть разные степени совершенств, а потому и разные ступени, или иерархические степени, сил небесных. Так, слово Божие называет одних «Ангелами» и других «Архангелами» (1 Фес. 4,15; Иуд.1,9).
Православная Церковь, руководясь взглядами древних церковных писателей и отцов Церкви, а в частности, сочинением «О небесной иерархии», носящим имя св. Дионисия Ареопагита, разделяет ангельский мир на девять ликов, или чинов, а эти девять — на три ступени иерархии, по три чина в каждом. В первой иерархии состоят находящиеся ближе к Богу, именно: Престолы, Херувимы и Серафимы. Во второй, средней, иерархии: Власти, Господства, Силы. В третьей, более близкой к нам: Ангелы, Архангелы, Начала (Православное Исповедание). Исчисление девяти ликов ангельских встречаем в «Постановлениях Апостольских», у св. Игнатия Богоносца, у св. Григория Богослова, у св. Иоанна Златоуста; позднее — у св. Григория Двоеслова, св. Иоанна Дамаскина и других. Вот слова св. Григория Двоеслова: «Мы принимаем девять чинов ангельских, потому что из свидетельства слова Божия знаем об Ангелах, Архангелах, Силах, Властях, Началах, Господствах, Престолах, Херувимах и Серафимах. Так, о бытии Ангелов и Архангелов свидетельствуют почти все страницы Священного Писания; о Херувимах и Серафимах, как известно, говорят больше книги пророческие; имена еще четырех чинов исчисляет апостол Павел в Послании к Ефесянам, говоря: превыше всякого начальства, и власти, и Силы, и Господства (Еф. 1,21); и он же в Послании к Колоссянам пишет: Престолы ли, Господства ли, Начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано (Кол. 1,16). Итак, когда к тем четырем, о которых он говорит ефесянам, т. е. к Началам, Властям, Силам и Господствам присоединим Престолы, раздельно означатся пять чинов; а когда к ним присовокупятся Ангелы, Архангелы, Херувимы и Серафимы, то ясно окажется девять чинов ангельских».
И действительно, обращаясь к книгам Священного Писания, встречаем имена перечисленных девяти чинов, и более девяти не упоминается. Так, наименование Херувимов читаем в книге Бытия 3 гл., в псалмах 79 и 98, у Иезекииля главы 1 и 10; Серафимов — у Исайи, гл. 6; Сил — в посланиях к Ефесянам гл. 1 и к Римлянам гл. 8; Престолов, Начал, Господствий, Властей — Колоссянам гл. 1, Ефесянам гл. 1 и 3; Архангелов — 1 Фессалоникийцам гл. 4 и Иуды стих 9; Ангелов — 1 Петра 3 гл., Римлянам 8 гл. и др. На этом основании число ангельских ликов в учении Церкви обычно ограничивается числом девять.