Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача им заведомо ложных показаний влечёт взыскание штрафа в размере трёх тысяч рублей (статья 128 НК РФ).
1.3.7 Понятые
Участие понятых - это одна из гарантий прав лица, в отношении которого производится то или иное процессуальное действие[31]. НК РФ устанавливает необходимость вызова понятых при осуществлении таких форм налогового контроля как осмотр (п.3 ст.92 НК РФ), выемка документов и предметов (п.3 ст.94 НК РФ). Также согласно п.7 ст.77 НК РФ присутствие понятых обязательно при аресте имущества налогоплательщика-организации. Целью присутствия понятых является недопущение произвола налоговых органов как субъектов, наделенных властными полномочиями. Понятые подтверждают соответствие зафиксированных в протоколе данных тому, что было на самом деле произведено должностными лицами налоговых органов в их присутствии. Вызов понятых является не правом, а обязанностью налогового органа. В качестве понятых могут быть вызваны любые не заинтересованные в исходе дела физические лица, за исключением должностных лиц налоговых органов.
Согласно п.5 ст.98 НК РФ понятые могут быть опрошены по обстоятельствам действий, производившихся в их присутствии, что означает возможность их участия в производстве по делам о налоговых правонарушениях, но уже в качестве свидетелей.
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ О НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах регламентируется ст.ст.101.1, 101, 101.2. – 101.4. НК РФ, определяющими порядок, последовательность, содержание и итог конкретных процессуальных действий. Другими словами, указанные правовые нормы определяют круг процессуальных лиц, их права и обязанности; последовательность, стадии и сроки производства; виды доказательств и условия их использования; содержание и порядок оформления процессуальных документов; виды, размеры и порядок применения мер процессуального обеспечения; порядок возмещения процессуальных расходов.
Ведя речь о производстве по делам о налоговых правонарушениях, нельзя не коснуться вопроса о его стадиях.
Стадия - совокупность процессуальных последовательно определенных, взаимосвязанных и взаимообусловленных, сменяющих друг друга действий, объединенных частной целью производства. Каждая стадия последовательно сменяется другой и имеет свойственные только ей задачи, решение которых оформляется специальным процессуальным документом, после чего начинается следующая стадия[32].
На существование таких стадий также обратил внимание КС РФ, указав, что привлечение к налоговой ответственности (производство по делам о налоговых правонарушениях) включает в себя ряд последовательных этапов и представляет собой стадийный процесс возникновения, изменения и прекращения соответствующих правоотношений, субъектами которых являются, с одной стороны, государство в лице властных органов, наделённых правомочием выявлять и доказывать совершение лицом правонарушения, налагать налоговые штрафы и осуществлять их взыскание, а с другой – лицо (физическое либо юридическое), совершившее правонарушение и обязанное претерпевать лишения в виде мер налоговой ответственности[33].
Действующее налоговое законодательство даёт основание различать следующие стадии налогового производства:
а) возбуждение производства;
б) рассмотрение дела по факту выявленного налогового правонарушения;
в) пересмотр вынесенного решения;
г) исполнение решения о применении к лицу, признанному виновным в совершении налогового правонарушения, определённых мер ответственности.
2.1. Возбуждение дела о налоговом правонарушении
НК РФ каким–либо специальным образом отдельно не выделяет стадию начала (возбуждения) производства по делу о налоговом правонарушении. Однако представляется, что любая процедура привлечения лица к предусмотренной законом ответственности в любом случае имеет определённую «отправную точку», прохождение которой влечёт за собой изменение статуса лиц, принимающих участие в производстве такого рода, и подчинение всех субъектов дела о правонарушении жестко определённой схеме действий.
Такое понятие как «возбуждение дела о налоговом правонарушении» в НК РФ отсутствует. В то же время сложившаяся судебная и арбитражная практика свидетельствует об активном использовании судами такого термина[34].
Еналеева И.Д. и Сальникова Л.В.[35] также указывают, что любое производство по делу о нарушении законодательства о налогах и сборах начинается со стадии возбуждения соответствующего производства, которая, в свою очередь, начинается с момента обнаружения правонарушения и его фиксации в процессуальном документе. По мнению Пантюшова О.В.процесс привлечении я налогоплательщика к налоговой ответственности начинается с составления акта по результатам налогового контроля[36]. Реут А.В. определяет производство по делам о налоговых правонарушениях как процесс привлечения лица к ответственности за совершённое им налоговое правонарушение[37].
На взгляд автора следует обратить внимание на позицию КС РФ, которую последний озвучил в своём постановлении от 14.07.2005г. № 9 – П[38], воспроизведя её потом в определении от 12.07.2006 г. № 267-О[39]. В названных судебных актах КС РФ разъяснил, что итоговым актом налогового контроля и одновременно правоприменительным актом, которым возбуждается преследование за совершение налогового правонарушения, то есть начинается процесс привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, выступает соответствующий акт, в котором фиксируется выявленное налоговое правонарушение. Помимо указанных судебных постановлений, федеральными арбитражными судами округов также были сделаны шаги к определению момента начала производства по делам о нарушении законодательства о налогах и сборах. Так, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в постановлении от 26.06.2007г. № Ф04-4204/2007 (35606-А46-23)[40] заключил, что возбуждение производства по делу о налоговом правонарушении прямым образом связано с оформлением акта налоговой проверки. При выявлении налоговым органом факта налогового правонарушения он обязан поставить налогоплательщика в известность о том, что ведется производство по делу о налоговом правонарушении – такой вывод сделал ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 31.01.2006г. № А56-15868/2005[41]. Аналогичная точка зрения содержится в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 27.10.2005г. № А42-9863/04-23, ФАС Дальневосточного округа от 05.07.2006г. № Ф03-А51/06-2/1766[42] и в ряде других судебных актов.
Кроме того, стоит отметить постановление Пленума ВАС РФ от 28.02.2001г. № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации»[43]. Разъясняя порядок исчисления сроков для обращения налоговых органов в суд с иском о взыскании налоговой санкции, согласно действующей в тот период редакции НК РФ, Суд в п.7 названного постановления фактически указал, что привлечение налогоплательщика (налогового агента) к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах начинается с процедуры фиксации налогового правонарушения, в частности, с оформления акта по результатам выездной налоговой проверки.
Завершая изложение точек зрения специалистов в области налогового права, а также примеров судебной и арбитражной практики, надлежит привести мнение Тараканова С.А., который считает, что оформление акта (налоговой проверки) является отправной точкой для начала процедуры привлечения лица, в отношении которого проводилась проверка, к налоговой ответственности[44] и Кустовой М.В., полагавшей, что акт выездной налоговой проверки является процессуальным документом, на основании которого происходит возбуждение производства по делам о налоговых правонарушениях[45].
Таким образом, возбуждение производства по делу о налоговом правонарушении производится налоговым органом с момента обнаружения налогового правонарушения в рамках налоговых проверок или иных мероприятий налогового контроля. Следовательно, документом, фиксирующим факт правонарушения и обстоятельства его совершения, является соответствующий акт, оформление которого в окончательном виде означает инициирование уполномоченным государственным органом процедуры привлечения соответствующего лица к налоговой ответственности. Как отмечает М. Ю. Евтеева, акт налоговой проверки является аналогом протокола об административном правонарушении[46]. С подобным сравнением вполне можно согласиться, однако надо иметь ввиду, что по выявленным налоговым органом нарушениям, за которые налогоплательщики — физические лица или должностные лица налогоплательщиков-организаций подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа, проводившее проверку, составляет протокол об административном правонарушении в пределах своей компетенции (п.15 ст.101 НК РФ).
Как следует из смысла стст101, 101.4. НК РФ поводом для возбуждения производства по делам о налоговых правонарушениях в отношении налогоплательщиков (налоговых агентов) служит обнаружение налоговыми органами в ходе осуществления мероприятий налогового контроля достаточных данных, свидетельствующих о неисполнении названными лицами требований законодательства о налогах и сборах.