ри
Архимандрит Васильева А. В.
Предание
Древнее предание отождествляет Тихвинскую икону Божией Матери с другим не менее прославленным чудотворным образом Влахернской Богородицы. Эта византийская святыня, как повествует сказание о ней, была написана святым апостолом и евангелистом Лукой, который передал ее вместе с Евангелием и книгой Деяний апостольских в Антиохию своему ученику Феофилу. После смерти Феофила икона была перенесена в Иерусалим, а оттуда в V веке прислана в дар городу Константинополю Евдокией, супругой византийского императора Феодосия. Здесь для нее был воздвигнут великолепный храм, известный под названием Влахернского. Икона эта издревле почиталась в Греции как чудотворная, через нее совершались многочисленные исцеления, посылалась помощь при иноземных нашествиях.
Спустя много столетий, в 1383 году, при императоре Иоанне V Палеологе святыня сама неожиданно покинула Константинополь. В том же году она чудесным образом явилась в пределах Новгородской земли: сначала плывущей в сиянии по водам Ладожского озера, затем в селе Вымоченице на реке Ояти, в местечке Кожела близ реки Паши и нескольких других местах. Во всех населенных пунктах, где останавливался на своем пути чудотворный образ, окрестные жители устраивали храмы или часовни в честь Божией Матери. Окончательное местопребывание святой иконы было выбрано Самой Богородицей, - образ остановился близ города Тихвина на реке Тихвинке. За несколько дней до этого местные жители увидели икону стоящей над горой вблизи города. Они принялись усердно молиться и, после того как образ опустился на землю, стали сооружать на этом месте часовню. К вечеру были поставлены уже три венца клети и заготовлен материал для дальнейшей работы, однако ночью святой образ вместе со срубом и заготовленным лесом невидимой силой был перенесен на другой берег реки Тихвинки, где и было закончено сооружение часовни.
О явлении чудотворной иконы было сообщено архиепископу Новгородскому Алексию, который благословил построить на Тихвинке деревянную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Икона была повешена на правом столпе от западных дверей храма. На этом месте находилась и пропавшая влахернская святыня, как поведали новгородские купцы, бывшие в Царьграде на приеме у патриарха. После нескольких пожаров, уничтожавших Успенский храм, икона всякий раз оставалась невредимой. В первой половине XVI в., в царствование великого князя Московского Василия III, на месте деревянной церкви был воздвигнут большой каменный собор, а при Иоанне Грозном здесь был устроен Тихвинский мужской монастырь.
В 1613-1614 годах монастырь посетило тяжелейшее испытание. Шведские войска под командованием полководца Якова Делагарди напали на северные русские города и селения, разоряя, опустошая и предавая огню все встречающееся на их пути. Неоднократно пытались они разрушить и Тихвинскую обитель. Монастырь был спасаем только заступлением Божией Матери, помогавшей скромным силам защитников города успешно отражать удары и рассеивать отряды неприятеля. Многочисленные поражения шведов привели в негодование командующего Делагарди, который осадил город, приказав сравнять его с землей. В это время одной благочестивой женщине Марии, молившейся вместе с другими жителями в стенах монастыря, было видение Божией Матери. Царица Небесная повелела обнести икону с крестным ходом по стенам монастыря и обещала, что после этого все «узрят милость Божию». И в самом деле, по исполнении повеления Богородицы, на осаждавших напал сильный страх без видимой причины, и они бежали от обители.
Еще не один раз шведы пытались разрушить город и монастырь, но незначительные по числу защитники всегда успешно отражали атаки намного превосходившего их противника. Наступающим шведам представлялась то многочисленная рать русских, идущая со стороны Москвы, то страшное небесное воинство, и они обращались в бегство.
После окончательной победы русских над шведами, в ожидании приезда шведских уполномоченных, в Тихвинский монастырь прибыли царские послы. Они сделали список с чудотворной иконы и взяли его с собой в деревню Столбово, лежащую при р. Сяси, между Тихвином и Ладогой, где 10 февраля 1617 года был заключен мир, известный в истории под названием Столбовского. Главной порукой мира с русской стороны был список с чудотворного образа. С этого времени Тихвинская икона Божией Матери известна как всесильная хранительница северных пределов России.
После закрытия Успенского мужского монастыря в 1920-х годах, икона стала экспонатом местного краеведческого музея. Во время Великой Отечественной войны, при отступлении немецких войск из Тихвина, икона была вывезена в Псков, где ее передали Псковской духовной миссии. После этого святой образ побывал в Риге, Либаве, Яблонцах, американской оккупационной зоне в Германии, откуда уже о. Иоанном (Гарклавом) в 1949 году был вывезен в США. В городе Чикаго, где о. Иоанн был избран архиепископом, образ был помещен в Свято-Троицком соборе. Умирая, архиепископ Иоанн отдал святыню на хранение своему приемному сыну, завещая вернуть ее России, если Тихвинский монастырь будет возрожден. В 1995 году, когда обитель была передана Церкви, Успенский собор восстановлен и освящен, стали вести переговоры о возвращении чудотворной иконы. Это событие состоялось 8 июля 2004 года при участии Святейшего Патриарха Алексия II. Святой образ вернулся в родной монастырь и был установлен в Успенском соборе на прежнем месте.
Всероссийское празднование Тихвинской иконе Божией Матери, совершается Церковью 26 июня / 9 июля.
Иконография
Тихвинская икона Пресвятой Богородицы относится к иконографическому типу Богородичных икон, носящих название Одигитрия (Путеводительница). Изображение Богоматери поясное, Младенец сидит на левой руке Матери. Ноги Младенца согнуты в коленях, и Его правая стопа находится под левой. Изображение Богоматери на Тихвинском образе практически идентично Смоленской иконе, главное отличие заключается только в наклоне головы.
Характерная для образов этого типа сдержанная, но глубокая обращенность друг к другу Пресвятой Девы и Младенца Христа присутствует и в Тихвинской иконе. Божия Матерь указывает на Христа как на истинный Путь, слегка склонив к Младенцу голову, но глядя с состраданием на молящихся. Младенец Христос, также повернувшийся к Матери, смотрит вдаль и благословляет. Удивительно выражение Его лика - кротость и жертвенность. В левой руке Христос держит свиток.
Списки с иконы
В Тихвинской обители известны четыре чтимых списка с подлинной чудотворной иконы Тихвинской Богоматери. Один из них, как уже писалось выше, был порукой мира после победы русских над шведами. Впоследствии этот список был принесен в Москву и поставлен в Успенском соборе, а затем по просьбе новгородцев, участников войны со шведами, отправлен в Новгород и поставлен в Софийском соборе.
Второй образ был выносным («Тихвинская- Выносная»). В XIX веке с ним совершались многолюдные крестные ходы по окрестностям монастыря.
Третья копия была написана на внешней стене ограды монастыря у западных врат в память чудесного избавления обители от шведов. Для удобства поклонения этому святому образу к нему сделали каменную лестницу «о 24-х ступенях» и крытый навес - т.н. «Крылечко». Икона прославилась многочисленными чудесами.
Четвертый список носит название «Тихвинской- Ополченной». Он сопутствовал тихвинскому ополчению во время войны с французами в 1812 году, а также помогал тихвинской дружине в Крымской кампании 1855-1856 годов.
Особо чтимым списком Тихвинской иконы Божией Матери является икона, находившаяся в Исаакиевском соборе Петербурга. Она прославилась в самый год основания собора. Эта икона была родовым образом семьи Ивановых, живших в 50-х гг. XIX века в Рождественской части города, в Песках. После смерти последней владелицы образа, икона перешла к одной бедной женщине, Востоковой, которая захотела ее подарить нуждавшемуся приходу в Рязанской губернии. Однако этому предприятию не суждено было осуществиться. Неизвестная женщина пришла к племяннице Востоковой и, подавая ей 6 рублей, сказала: «Отдай деньги своей тетке, да скажи, чтобы своей иконы не отсылала, а купила бы для посылки в село другую такую же икону и такой же меры». После последовавших за этим событием еще нескольких чудесных случаев образ стал известен в Петербурге. В силу увеличивающегося день ото дня стечения богомольцев, Востокова отдала свою икону в Рождественскую церковь на Песках, откуда ее 5 марта 1859 г. перенесли в новоосвященный кафедральный Исаакиевский собор. Здесь образ прославился чудотворениями, из которых наиболее удивительным было исцеление девицы протестантского вероисповедания Екатерины Левестам, сильно страдавшей параличом и припадками т.н. «пляски святого Витта».
Чудотворные списки с Тихвинской иконы, ознаменованные многочисленными благодатными проявлениями, находились во многих городах России: Новгороде (из Воскресенской церкви), Цивильске, Данкове, Твери и других.
Тропарь, глас 4
Днесь, яко солнце пресветлое, / возсия нам на воздусе всечестная икона Твоя, Владычице, / лучами милости мир просвещающи, / юже великая Россия, яко некий дар Божественный / свыше благоговейне восприемши, / прославляет Тя, Богомати, всех Владычицу, / и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего величает радостно. / Емуже молися, о Госпоже Царице Богородице, / да сохранит вся грады и страны христианския / невредимы от всех навет вражиих / и спасет верою поклоняющихся Его Божественному / и Твоему пречистому образу, // Дево неискусобрачная.
Кондак, глас 8
Притецем, людие, к Деве Богородице Царице, / благодаряще Христа Бога,/ и к Тоя чудотворней иконе умильно взирающе, / припадем и возопием Ей: о Владычице Марие! / Присетивши страну сию Твоего честнаго образа явлением чудесно, / спасай в мире и благовременстве вся христианы, / наследники показующи небесныя жизни, // Тебе бо верно зовем: радуйся, Дево, мира спасение.