Смекни!
smekni.com

Волынская епархия между мировыми войнами (стр. 23 из 24)

Так как Волынская Духовная Семинария была учреждением государственным, то преподаватели и ученики были обязаны праздновать государственные праздники Польши: годовщины независимости, дни рождения ее руководителей и т. д. [43,с.89].

Это богословское заведение было вызнано Министерством исповеданий и просвещения Польши 1 июня 1921 г., но финансово правительство никак не поддерживало. И только после переворота Ю.Пилсудского в 1926 г. и нового отношения к национальным меньшинствам, в начале 1927 г. Волынская Семинария была уже государственная. Семинария как Богословское заведение была подчинена министерству исповеданий и просвещения и непосредственно зависела от Волынской школьной куратории, которая вместе с митрополией Польской Церкви назначала ректоров, инспекторов, преподавателей [18,с.455].

По своей структуре семинария была типа классической гимназии, и имела 9 классов с богословскими предметами. Большинство общественных предметов преподавалось на украинском языке, остальные на польском. Все делопроизводство велось на польском языке. Проживание и учение в семинарии было бесплатным и это привлекало студентов. Также не маловажно, что студентов не заставляли принимать сразу сан, и они могли поступать в дальнейшем в другие высшие заведения.

В 1931\32 гг. в Волынской Семинарии училось 262 семинариста – наибольшее число, как в другие годы 150-200 человек [68,с.453].

Волынское Епархиальное собрание 30 января 1935 г. постановили следующие положения: основать в Кременце православный лицей и присоединиться в данном деле до предварительных просьб товарищества имени Петра Могилы и Украинской Парламентской Репрезентации Волыни и просить владыку Дионисия обратится к Министерству исповеданий и просвещения в деле организации богословского лицея в Кременце, издавать литературу и основывать библиотеки, подготавливать псаломщиков для епархии, употреблении украинского языка во внутреннем законодательстве епархии, оживлении миссионерской работы на местах [39,с.56].

Польские власти решили ликвидировать семинарию и начали делать давление на митрополита Дионисия, под действием которого руководитель Православной Церкви подписал совместный с представителями министерства исповеданий и просвещения документ "Основные принципы реформы духовного среднего образования". Согласно с ним, Кременецкая и Виленская семинарии ликвидировались. На их место в Варшаве должен возникнуть трехлетний Государственный Православный богословский Лицей, открытие которого запланировано на 1938\39 учебный год. Для подготовки кандидатов до этого заведения в Варшаве с начала 1935\36 школьного года был открыт Православный Митрополитальный Интернат.

Для того чтобы выпускники будущего Лицея шли на приходы, епархии должны выделять деньги на обучение учеников в соотношении до количества выпускников, которые будут направляться в ту или иную епархию. Подписание такого документа было большим ударом по православию Волыни, так как разрешить себе учиться в Варшаве мог не каждый. Наряду с этим, начиная со времени подписания документа про ликвидацию семинарий, в Кременце уже не делался набор. На учеников старших классов было сильное давление. Так в 1939 г. через польского визитарора Чеховского, около пятидесяти процентов учеников были не допущены до выпускных экзаменов. Семинария была на грани предвременного закрытия. Закрывали Волынскую Духовную семинарию уже не поляки [43,с.89-91].

Заключение:

В ходе исследования были получены следующие результаты: Первая мировая война была сложным испытанием для всего населения Волыни. Несколько лет население воеводства жило в экстремальных условиях. Возвратившись к мирной жизни, бедствия населения на этом не остановились. В них были забраны лучшие земли, высокооплачиваемые рабочие места. Православные подвергались утеснению за религиозные убеждения. Полноправными гражданами считались католики, в худшем виде униаты.

Активное и часто определяющее вмешательство государственных властей и костела в деятельность православных общин чаще всего носило характер гонений, как физических, так и духовных притеснений. Подчинение иерархии государственным структурам, смещение и назначение на церковные должности осуществлялось с обязательного разрешения низших или высших государственных структур.

Склонность церковного руководства к достижению чрезмерных компромиссов со светскими властями, замалчивание многих фактов привели к полному подчинению Православной Церкви властям. И только преимущественная активность мирян в решении церковных проблем охраняла православие от тех непоправимых шагов, которые делала иерархия. Это видно даже на примере введения нового стиля.

Также надо учитывать, что закрытие приходов и прямое уничтожение храмов при "молчаливом попустительстве" иерархии Православной Церкви привело к репрессиям и различным угнетениям православного народа и разрушения много храмов. И даже не смотря на заявление о бесправных действиях Польского правительства "мировым сообществом", православный епископат опровергал все это как "гнусные инсинуации" и попытки представителей русской эмиграции, воспрепятствовать этим процессам, оказались бесплодными.

Правовое положение церкви на Волыни было на уровне "религиозного меньшинства", несмотря на 70 процентный перевес здесь православных. Примером есть "Временные Правила", действовали до 1938 г., которые позволяли активно вмешиваться гражданским чиновникам в управлении церковью. В то время как с католиками был заключен полноправный Конкордат.

Но, несмотря на мощное давление Польского государства, которое прибегало к прямому физическому насилию особенно в приграничных поселениях, или обещавшего всяческие льготы и выгоды перешедшим в католицизм, волынский народ сумел выстоять и вера прадедов, не была попрана и забыта. Волынский народ продолжал, как и раньше быть православным, строить новые храмы, монастыри, не обращая внимания на внешние преграды.

Список литературы

Неопубликованные источники:

Государственный Архив Ровенской Области.

Ф.30. Ровенское уездное управление (староство) 1919-1939.

1 ГАРО. ф.30, оп.18, д.484.

2 ГАРО. ф.30, оп.18, д.1429.

Ф.33. Прокуратура Ровенского окружного суда.

3 ГАРО. ф.33, оп.4, д.1.

4 ГАРО. ф.33, оп.4, д.22.

5 ГАРО. ф.33, оп.4, д.25.

6 ГАРО. ф.33, оп.2, д.2941.

Ф.86. Ровенское уездное управление государственной полиции.

7 ГАРО. ф.86, оп.4, д.24.

8 ГАРО. ф.86, оп.3, д.588.

Ф.156. Здолбуновское уездное управление (староство).

9 ГАРО. ф.156, оп.2, д.2.

Ф. 479. Волынское украинское объединение. г. Ровно (1930-1938).

10 ГАРО. ф. 479, оп.1, д.7.

Опубликованные документы и материалы:

11 Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России,

позднейшие документы о каноническом преемстве высшей церковной

власти, 1917-1943. ПСТБИ 1994.

12 Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. М., 1994.

13 Николаев К.Н. Экспансия Рима в Россию. М., 2005.

Периодические издания:

14 Волынские Епархиальные Ведомости. №3, Луцк 1916.

15 Воскресное чтение. №11. Варшава., 1925.

16 Воскресное чтение. №1. В., 1927.

17 Воскресное чтение. №10. В., 1927.

18 Воскресное чтение. №49. В., 1927.

19 Воскресное чтение. №10. В., 1928.

20 Воскресное чтение. №44. В., 1928.

21 Воскресное чтение. №46. В., 1928.

22 Воскресное чтение. №8. В., 1930.

23 Воскресное чтение. №17. В., 1930.

24 Воскресное чтение. №23. В., 1930.

25 Воскресное чтение. №44. В., 1931.

26 Воскресное чтение. №45. В., 1931.

27 Воскресное чтение. №49. В., 1931.

28 Воскресное чтение. №27. В., 1933.

29 Воскресное чтение. №26. В., 1934.

30 Вестник Православной Митрополии в Польше. №11-12. Варшава 1924.

31 Вестник Православной Митрополии в Польше. №12-15. В., 1924.

32 Вестник Православной Митрополии в Польше. №35. В., 1924.

33 Вестник Православной Митрополии в Польше. №39-40. В., 1924.

34 Духовна Бесiда. №20, Варшава. 1924.

35 Духовна Бесiда. Ч.2, В., 1925.

36 Православная Волынь. Ч.2-4. Кременец, 1922.

37 Свет истины. №8-9., 1927.

38 Церква i нарiд. Ч.13. Кременець 1935.

39 Церква i нарiд. Ч.25. К., 1935.

40 Церква i нарiд. Ч.4. К., 1937.

41 Церква i нарiд. Ч.23. К., 1938.

42 Церква i нарiд. Ч.7. К., 1938.

Современные украинские периодические издания:

43 Борщевич В. Украiнське православ"я на Волинi: минуле i майбутнэ.

//Волинський Православный Вicник. Ч.1. Луцк 1998.

44 Галуха Л. Польська автокефалия: погляд крiзь десятилiття

// Людина i cвiт. №2. Киев 1997.

45 Матвеев Г., Федевич К. Акцiя навернення украинского населення Волинi

до католичества в 1937-39 гг. // Вiсник Львiвського Унiверситету,

Львiв 1998.

46 Рожко В. Товарищества "Просвита" в организации проведения

Шевченкивских академий в 1920-30-х г. на Волыни // Волинський

Православний Вiсник. Ч.2, Луцк 1998.

Исследования:

47 Борщевич В. Автономна Церква на Волинi. Луцьк 1998.

48 Борщевич В. Отець Микола Малюжинський. Луцк 2000.

49 Васюта I. Полiтична iсторiя захiдноi Украiни. Львiв 1996.

50 Васюта I. Соцiально-економiчнi вiдносины на селi Захiдноi Украiни до

возз"эднання (1918-1939). Львiв 1979.

51 Визитiв Ю. Волинь iсторiчна. Волинський пласт у документах центральноi

та мicцевоi влади Другоi Речiпосполитоi. Рiвне 2007.

52 Висоцький Р. Питання украiнського пiдпiлля у внутрiшнiй полiтицi

Польщi (1923-1939). Т.2. Чернiвцi 2001.

53 Власовский I. Нарис iсторii Украiнськоi Православноi Церкви.

Т.4. Ч.2. К., 1990.

54 Дарованець О. Боротьба органiцii украiнських нацiоналiстiв проти

ассимиляцiйноi полiтики польскоi влади щодо украiнцiв Волинi. Л., 1995.

55 Зелинский В., иер. Объятия отча. Почаев 2000.

56 История Свято-Успенской Почаевской Лавры. Почаев, б.г.

57 История стран Центральной и Юго-Восточной Европы ХХ века. М., 1997.

58 Історія міст і сіл України. Волинська область. К., 1970.