На Руси к XVII столетию значение Сретения оказалось несколько приуменьшено — в сравнении с более торжественной древней традицией его празднования.
Подготовительный период праздника. Предпразднство и попразднство.
Праздник Сретения имеет один день предпразднства и семь дней попразднства. На второй день торжества (3 февраля ст. ст. / 16 февраля н. ст.) Церковь празднует память праведного Симеона и Анны пророчицы — святых, чей личный духовный подвиг, как известно, оказался непосредственно связан с событиями Сретения.
Важнейшие черты праздничного богослужения
Служба праздника Сретения совершается в голубых — Богородичных — облачениях. Текст службы содержится в месячной Минее — в ее февральском томе.
Необходимо указать на те черты празднества, что позволяют приводить доводы в пользу принадлежности Сретения к Господским или, напротив, Богородичным двунадесятым праздникам.
С одной стороны, здесь явно присутствуют характерные особенности Господского праздника: 1) произнесение на Литургии — во время “малого входа” или “входа с евангелием” — особого “входного стиха” и последующее за ним торжественное пение тропаря и кондака праздника; 2) наличие “своего” праздничного отпуста в конце службы, начинающегося словами “Иже во объятиях праведного Симеона...”.
С другой стороны, тут же имеются и признаки Богородичного праздника: 1) в случае совпадения Сретения с воскресным днем, воскресные песнопения оказываются “главнее”, то есть поются впереди сретенских — это может происходить (по общим правилам богослужебного устава) лишь в Богородичные праздники; Господский же двунадесятый праздник всегда “пересилил” бы песнопения обычного воскресенья; 2) также — ради воскресенья — может быть отменен и заменен традиционным воскресным отпустом указанный выше сретенский отпуст; 3) у праздника Сретения отсутствуют обычные для Господских двунадесятых торжеств праздничные антифоны на Литургии.
Тропарь праздника: “Радуйся Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме: веселися и Ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших дарующаго нам воскресение”. Перевод тропаря на русский язык таков: “Радуйся, Благодатная Дева Богородица, ведь из Тебя воссияло Солнце Правды — Христос Бог наш, просвещающий находящихся во тьме (неведения). Веселись же и ты, праведный старец, принявший в свои объятья Освободителя наших душ, дарующего нам воскресение”.
Тропарь развивает связанную с внутренним содержанием события Сретения богословскую идею — о просвещении светом Истины всего человечества, прежде пребывавшего во тьме незнания Бога. Мысль эта издревле была выражена в тексте Священного Писания — у пророка Исаии (см. книгу пророка Исаии 42:7), а затем оказалась повторена и Самим Христом: “народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет” (Евангелие от Матфея 4:16).
Кондак праздника: “Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предварив, и ныне спасл еси нас, Христе Боже, но умири во бранех жительство и укрепи люди, ихже возлюбил еси, Едине Человеколюбче”. Русский перевод кондака: “Освятив Твоим Рождением утробу Девы и благословив объятия Симеона, как надлежало, предвозвестив (о том заранее) — ныне Ты спас нас, Христе Боже; сделай же мирной нашу жизнь — среди войн — и укрепи людей, которых (Ты) возлюбил, Единый Человеколюбец”.
В стихирах и каноне праздника подчеркивается мысль о том, что Тот Самый Бог, Который прежде являлся в таинственном и неприступном мраке пророку Моисею на горе Синай, теперь сделался видим для человека, ибо Он стал Младенцем, почивавшим на руках праведного Симеона: “на горе Синайстей древле Моисей виде задняя Божия (то есть видел Бога “со спины” — символический образ того, что в Ветхом Завете человек еще не был способен видеть Бога лицом к Лицу), и тонкий (едва различимый и, кроме того, всепроницающий) Божественный глас сподобися во мраце же и вихре слышати. Ныне же Симеон воплощенного Бога непреложне (неизменно) нас ради на руки прият...”. Говорится здесь и о том, что Тот Кто прежде был носим лишь на херувимских (херувимы — один из “чинов” ангелов) колесницах, ныне восседает как на престоле — на руках старца Симеона: “иже на Херувимех носимый..., днесь в Божественное святилище (то есть в храм) по закону приносим, на старческих, яко на престоле, седит руках...”.
На праздник Сретения положено чтение трех паремий. Первая из них говорит о ветхозаветном установлении посвящать Богу первенцев (книга Исход 12:51; 13:1-3, 10-12, 14-16; 22:29; книга Левит 12:1-4, 6-8; книга Числа 8:17). Вторая паремия повествует о видении, открывшемся в храме пророку Исаии, в котором ему явился сидящий на престоле и окруженный ангелами Господь. Здесь-то Исаия и был призван к своему пророческому служению (книга пророка Исаии 6:1-12). Третья паремия, также представляющая собой отрывок из книги Исаии, содержит пророчество о бегстве Святого Семейства в Египет. Эта паремия здесь тем более уместна, что Бегство в Египет сюжетно довольно тесно связано со Сретением — оба эти события весьма близки по времени (книга пророка Исаии 19:1-5, 12, 16, 19-21).
Отрывки из Евангелия на утрени и Литургии почти совпадают по содержанию: оба они рассказывают о Сретении. Однако евангельское чтение на утрени (Евангелие от Луки 2:25-32) короче, чем на Литургии (Евангелие от Луки 2:22-40): полное библейское повествование о событии Сретения мы слышим в храме именно в самый день праздника.
Что касается апостольского чтения, то на праздничной Литургии прочитывается фрагмент из Послания апостола Павла к Евреям (17:7-17), где появляется загадочный образ ветхозаветного царя и священника по имени Мелхиседек: толкователи Священного Писания рассматривают его как прообраз Христа. Здесь же говорится о превосходстве искупительного и жертвенного (именуемого здесь первосвященническим) служения Спасителя перед ветхозаветными жертвами, а также об отмене — с пришествием Христа — Закона Моисеева.