Смекни!
smekni.com

Великий Пост (стр. 2 из 3)

Тем не менее, новейшие научные изыскания все больше и больше опровергают грубо материалистическое понимание мiра, которое навязывалось воинствующим безбожием. Во-первых, становится всё больше очевидным, что все, что мы видим, слышим или осязаем, в большей степени является продуктом деятельности нашего познающего духа, нежели объективной принадлежностью окружающих нас предметов. Цвет, запах, вкус, звук - все, что создает внешний облик, красоту и прелесть окружающих нас вещей и явлений видимого мiра: голубой цвет неба, сияние звезд, шум моря, зелень полей и лесов, звуки человеческого голоса и прочее - все это производное нашего духа, результат отображения окружающего нас мiра на нашей психике. Правда, окружающие нас вещи существуют и сами по себе, но наши представления о них создаются работой нашего духа, который налагает на них свою печать. Наш дух является в некотором смысле творцом окружающего мiра. Само наше понятие о материи и ее свойствах есть результат деятельности нашего духа. С обогащением нашего духа новыми познаниями, новыми наблюдениями меняется наше понятие о материи. Человеческий разум еще в древние времена пришел к заключению, что окружающий нас мiр представляет собой непрерывное движение мельчайших частиц, недоступных нашему непосредственному наблюдению атомов.

Что есть атом? Какова его природа, его строение? Есть ли это минимальная частица косного вещества, в одно и то же время делимая и неделимая, или это есть нечто активное, живое? Последние научные исследования утверждают, что этот основной элемент материи имеет, будто бы, совсем нематериальную природу, т. е. не имеет ни протяженности, ни косности и является центром какой-то живой движущейся энергии. По этой теории, материя, как мертвое и косное вещество, упраздняется и превращается в нечто нематериальное, в некую силу. Таким образом, возникает новое понятие о мiре. Косное вещество уступает место живой энергии, а это уже есть некоторый переход к духовному началу. Дух оказывается торжествующим над материей в самом строении мiра.

Взглянем на взаимоотношение материи и духа еще и с другой стороны, личной. Что мы считаем в себе самих самым существенным и ценным? Если дух есть простой придаток материи и сам по себе не существует, то, конечно, самым действительным и ценным в себе мы должны считать свое тело. Ему мы должны отдавать все наше внимание и заботы. Однако, самый последовательный и убежденный материалист не скажет, что истинное содержание и главный интерес его жизни заключается в работе его желудка или в здоровом состоянии организма, а не в переживаниях, которые он испытывает: чувства радости и грусти, дружбы и вражды, любви и ненависти и т. д. Любовь к прекрасному, интерес к знанию, наслаждение предметами искусства, жажда духовного совершенствования и развития, нравственные и религиозные переживания, духовное общение с другими людьми, общественная деятельность - вот истинный круг высших и самых дорогих интересов человечества. Выбросьте из человеческой жизни все духовное, - и что останется? Пустота!

Что всегда одушевляло и влекло людей на подвиг и самоотвержение? Только - идеалы духа. Тела наши умирают и разрушаются, составляющее их вещество втягивается в кругооборот материи, а идеалы духа остаются нетленными и продолжают вдохновлять и объединять человечество.

Здесь именно - в мiре духовных ценностей - сосредотачивается высший интерес и истинная жизнь человечества... Дух есть истинная, реальная, двигающая сила жизни... Победная сила духа с особенной ясностью обнаруживается в религиозных движениях и, особенно - в истории христианства.

Своим появлением Евангелие потрясло, перевернуло древние понятия и взаимоотношения между людьми. Если не в действительную жизни, то в сознание, в идеал оно внесло новые мысли, новые задачи в умы людей и вдохновило ими человечество.

Явилось возвышенное понятие о Боге и Его отношении к людям. Выдвинулись с особенной силой запросы духа. Произошел огромный подъем духовных сил и способностей человека, одушевленного заповедью Христа: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный» (Матф. 5:48). Дано было новое неисчерпаемое содержание человеческому творчеству в области мысли, живописи, архитектуры, музыки, поэзии. В Христианстве мы видим поразительное явление, когда победа в жизненной борьбе оказалась не на стороне грубой физической силы, вопреки нашей обычной уверенности, не на стороне ненависти, злобы и безпощадной жестокости, а на стороне сознательной беззащитности и кротости, вооруженной только верой, молитвой и любовью. Одной только силой своего одушевления, силой пламенной веры и горячей любви к своему Господу Спасителю и благодатным вдохновением Св. Духа, христиане перенесли и преодолели упорные и беспощадные трехвековые гонения со стороны могущественной римской власти, стремившейся с корнем вырвать и уничтожить ненавистное ей новое учение любви и братства, кротости и смирения. К физическим мукам враги Евангелия, вооруженные всем просвещением своего века, присоединяли грубые глумления и издевательства над христианским верованием, изображали в карикатурном виде христианское учение и на сцене, и в литературе, но ничто не могло поколебать и ослабить победную силу христианства. Известны случаи, когда актеры, выходившие на сцену для глумления над Евангелием, неожиданно исповедовали свою веру в Распятого и становились мучениками.

С радостными лицами и с молитвой за своих палачей шли христиане на самые страшные мучения и мужественно встречали смерть, в которой видели дверь к новой, вечной, радостной жизни со Христом. Из сказанного ясно, что Христианство есть могучее проявление духа, торжество духа над материей, свободы над необходимостью, жизни над смертью. Пора уже нам отказаться от исключительно материалистического и механического воззрения на мiр. И материи, и механике принадлежит свое место в мiре, но верховное, царственное, господствующее положение принадлежит Духу, который является реальной, конкретной, живой, свободной, самодеятельной, субстанциональной силой, более действительной и более нам понятной, нежели так называемая материя.

Апостол Павел говорит: «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3:17). Свобода есть основное, существенное, неотъемлемое свойство духа. Но что такое свобода? Обычно мы считаем свободой независимость от каких-либо ограничений, внутренних или внешних. Такое понимание свободы, прежде всего, имеет только отрицательный характер. А затем - ограничение, внешнее или внутреннее, является необходимым условием развития истинной свободы.

Евангелие учит, что тот, кто еще не победил греха в себе, есть раб греха и не имеет истинной свободы. По существу, в положительном своем значении свобода есть способность творческого почина. Материя инертна, косна. Она приходит в движение не по своему почину, но под действием извне и сохраняет это движение, пока не встретит к тому препятствия опять-таки извне. Только одному духу свойственен творческой почин действия, он - выше необходимости, не связан ею. «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт. 1:3). Вот самое чистое, самое могущественное проявление творческой свободы Духа!

В этом свойстве духа и лежит объяснение чудес. Чудо не является, как принято говорить, нарушением законов природы, особенно, если принять во внимание, что так называемые законы природы обыкновенно суть не что иное, как привычная для нас последовательность явлений, внутренняя необходимая связь которых для нас не совсем ясна. Чудо же есть не что иное, как торжество творческой силы духа над косностью материи.

Свободная сила человеческого духа постоянно совершает чудеса над косностью окружающей нас материи. Высшая, всемогущая свобода Божественного Духа, даровавшая бытие мiру, может совершать чудеса, непосильные и поразительные для людей и, тем не менее, вполне соответствующие природе Божественного Духа.

Если справедливо, что жизнь есть великая тайна, лишь незначительный уголок которой приоткрывается людям, то несомненно, что у людей нет никакого логического основания сомневаться не только в возможности чудес, но и в реальном, конкретном существовании ангелов и демонов, загробного блаженства праведников и мучений грешников, о че нам с полной определенностью говорит Евангелие.

Формулируя кратко содержание всего выше сказанного, мы можем утверждать, что для правильного подхода к Евангелию надо освободиться от предрассудка механического мiропонимания и усмотреть господствующую в мiре силу свободного Духа. Надо помнить, что жизнь есть великая тайна, только отчасти открывающаяся нам.

4. Другим важным препятствием к принятию Евангелия является сбивчивость и неясность наших понятий о вере и знании и, в связи с этим, наклонность приписывать знанию превосходство над верой.

Знание мы рассматриваем, как нечто несомненное, твердо обоснованное, вполне объективное, логически неопровержимое и для всех обязательное; веру же мы считаем чем-то произвольным, субъективным и бездоказательным. Однако такое противопоставление знания вере в действительности оказывается ошибочным. Прежде всего, само определение знания, как чего-то несомненного и твердо обоснованного, не соответствует действительному положению дела. Это, может быть, идеал знания, но не наличное его состояние. Стоит только сравнить хотя бы древнее учение о четырех стихиях с современным учением об элементах и об электронах, или древние астрономические теории об устройстве вселенной с современными астрономическими открытиями, или медицинские понятия Гиппократа и Галена с познаниями современных анатомов и физиологов и т. д., чтобы увидеть, как текучи, изменчивы и даже противоречивы так называемые научные истины. То, что одними поколениями провозглашалось, как несомненная научная истина, как величайшее достижение человеческого разума, последующими поколениями рассматривалось как наивное, детское заблуждение. Таким образом, знание не есть что-либо точно и окончательно установленное: оно постоянно видоизменяется и растет в зависимости от роста человеческого опыта, от умножения наблюдений, от усовершенствования орудий познаний. Поэтому такие выражения, как «наука признала», «наука отрицает» и т. д., следует употреблять с оговорками и без самоуверенности. Знание есть ни что иное, как результат опыта наших пяти чувств, проверяемый нашим рассудком. Этот опыт только растет и уточняется, но не выходит никогда из своих границ, определяемых пятью чувствами и рассудком, и, таким образом, дает нам только поверхностное познание о мiре.