Смекни!
smekni.com

Великий Пост (стр. 1 из 3)

Препятствия на пути к Евангелию

Протоиерей Сергий Четвериков

Современному человеку трудно подойти просто и непосредственно к Евангелию, принять его так, как оно есть - без всякого мудрствования, с доверчивым сердцем, как это свойственно детям и простым людям и как это, безусловно, необходимо по слову Господа нашего Иисуса Христа: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Матф. 18:3).

«Не обратитесь», значит - не вернетесь назад, не станете снова ребенком - конечно, не в смысле скудости знания и жизненной неопытности - а в смысле незагроможденности сердца собственной личностью и разными предрассудками и страстями, которые развиваются и укореняются в человеке с возрастом, при невнимательном отношении к себе, при забвении слов Спасителя: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). Чтобы принять Евангельское учение, современному человеку приходится многое пережить, смириться, отвергнуться себя, и только тогда ему откроется со всей ясностью высота содержания Евангелия. Целью настоящих заметок является рассмотреть некоторые из тех внутренних препятствий, которые мешают современному человеку подойти к Евангелию.

1. Первым препятствием на пути к Евангелие надо признать привычку исключительно умственного, теоретического подхода к предмету. Цель Евангелия не в том, чтобы удовлетворить умственные запросы образованного человека, а в том, чтобы помочь ему стать на путь духовного возрождения и обновления. «Кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Иоан. 3:3). «Кто [пребывает] во Христе, тот новая тварь» (2 Кор. 5:17).

Как видим из повествования Евангелиста Матфея, богатого юношу волновали духовные вопросы, учение Христа ему нравилось и привлекало его - однако не настолько, чтобы ради него жертвовать своим благополучием. Именно пристрастие к земному помешало ему стать учеником Христовым. Когда Иисус Христос сказал ему: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое, и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мной», - то он отошел со скорбью.

Если мы оглянемся на прошлое русского дореволюционного общества и русского студенчества, то увидим, что им всегда был присущ горячий интерес к вечным вопросам о Боге, о правде, о смысле и цели жизни. Но этот интерес был, по преимуществу, умственным, теоретическим, не оказывавшим влияния на жизнь. Евангелие, призывающее, прежде всего, к внутреннему обновлению, мало привлекало русскую интеллигенцию, потому что она интересовалась преимущественно отвлеченными темами: философией, научными открытиями, политическими и социальными учениями, но не вопросом спасения собственной души. А к этому-то, именно, и зовет Евангелие, говоря: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мiр, а душе своей повредит?» (Матф. 16:26).

Если мы сравним отношение к Евангелию русской интеллигенции с отношением христианских подвижников и простых верующих людей, то увидим существенную разницу. Для последних Евангелие меньше всего является предметом теоретического изучения. Они ищут и находят в Евангелии, как в слове Божием, указание жизненного пути. Только этого одного они и ищут в нем. Обращение к Евангелию является для них началом новой жизни, нередко - решительным разрывом с прошлым. «Вот, мы оставили все и последовали за Тобою», - говорит ап. Петр Иисусу Христу (Лук. 18:28). Евангелие всецело захватывает душу христианских подвижников, не оставляя в ней места другим интересам, другим жизненным целям. Не один только уголок отводят они Христу в своем сердце, но отдаются Ему всецело «невозвратным помыслом», как говорит церковная песнь. Припомним некоторые примеры из нашей русской истории, нам особенно близкой и родной. Преп. Феодосий Печерский, будучи еще мальчиком, отказывается от нарядных одежд и предпочитает носить рубище, желая подражать «нищете Христовой». Он просит кузнеца оковать его железной цепью по голому телу для смирения своих греховных желаний, и кузнец исполняет его просьбу. Много раз он убегает от своей матери, трудится для других, поселяется в сырой и тесной пещере преп. Антония.

Другой русский святой - молодой боярин Феодор Колычев, богатый и красивый, оставляет двор Иоанна Грозного, переодевается простым крестьянином, работает по крестьянским дворам, принимает на себя суровый подвиг в Соловецком монастыре. Богатая землевладелица Иулиания Лазаревская раздает в голодный год все свое имущество голодающим. Преподобный Серафим 17-ти лет отроду уходит из родного дома в странствование и всю остальную жизнь проводит в суровых подвигах Христа ради. Паисий Величковский оставляет Духовную Академию, горячо любящую его мать, предстоящее ему обеспеченное и почетное положение в обществе, становится скитальцем по монастырям, живет в нищете и убожестве. Вдова полковника, Александра Мельгунова, отказывается от светской, богатой жизни, поступает прислугой к бедному сельскому священнику, исполняет самые черные работы.

Из этих примеров ясно видно отличие церковного, подвижнического отношения к Евангелию от светского, присущего интеллигенции. И это отличие заключается вовсе не в суровости принимаемых на себя подвигов, а, главным образом, в том всецелом повороте души к Евангелию, какой мы видим у них. Не каждому нужно заковывать себя в цепи по примеру преп. Феодосия или проводить тысячу ночей в молитве на камне подобно преп. Серафиму, но и тот, кто напоит одного из малых сих чашею холодной воды во имя Христово, стоит на истинном Евангельском пути.

Все вышеизложенное можно вкратце выразить следующими словами: первым препятствием на пути к Евангелию является привычка теоретического и отвлеченного интереса к нему, вместо глубокого обращения ко Христу всей своей душой, как к источнику жизни и бессмертия.

2. Вторым препятствием на пути к Евангелию является неумеренная поглощенность самим собой, собственной личностью. Нет ничего более духовно- убивающего, как делать себя, сознательно или бессознательно, средоточием жизни. Когда человек делает себя центром жизни, своим кумиром, он никогда не достигнет того, что ищет, т. е. истинного счастья. Его всегда гложет неудовлетворенность и тоска. Осыпьте его миллионами, дайте ему возможность неограниченных развлечений и наслаждений, мiровую известность и славу, и после краткого восторга он почувствует пустоту и одиночество. И будет до тех пор чувствовать себя таким, пока не сумеет отрешиться от себя. Без этого, какие бы он не ставил себе высокие цели, он будет обречен лишь на мимолетные и призрачные минуты радости, которые будут неизменно сменяться длительным разочарованием и скукой.

Чтобы стать истинно-счастливым, надо полагать цель своей жизни не в себе самом. Чем значительнее, чем важнее тот предмет, в котором мы полагаем цель своей жизни, чем полнее мы ему отдаемся, чем больше забываем ради него о себе самих, тем мы становимся радостнее и счастливее. Счастлив человек, бескорыстно отдающийся любимому труду: физическому или умственному. Счастлив ученый, всецело поглощенный своими научными исследованиями, как какой-нибудь погруженный в свои чертежи Архимед или Ксенофан, посвятивший свою жизнь изучению звезд, или Спиноза, поглощенный своими религиозно-философскими размышлениями. Счастлива мать, всецело живущая для своих детей, счастливы братья и сестры своею взаимной любовью, друзья - своей чистой и искренней дружбой.

Величайшее счастье, полнота счастья, по христианскому учению, заключается в безкорыстной, всецелой любви к Богу и людям - не к отвлеченному человечеству, а находящемуся около нас ближнему - со всеми его недостатками и слабостями. Вся земная жизнь Иисуса Христа и Его учение, в особенности - Его нагорная проповедь и прощальная беседа с учениками, Его страдания и смерть - являются примером осуществления закона любви.

И все спасение нашей души в том и состоит, чтобы «отвергнуться себя», и, взяв крест свой, т. е. бремя жизни своей, последовать за Христом. Только тогда и отвалится от нашей души тяжелый камень внутренней неудовлетворенности, и на душе станет тепло и легко. Любящий человек никогда не устанет жить любя. И сколько бы времени ни продолжалась его любовь, ему всегда будет казаться, что она только начинается. Для христианина нет опасности, что его идеал когда-либо окажется полностью осуществленным и исчерпанным, потому что христианский идеал заключается не во внешних достижениях, а во внутреннем росте, которому нет конца.

Известная фраза Максима Горькoго: «Человек - это звучит гордо», имеет некоторый смысл лишь постольку, поскольку мы видим в человеке образ Божий; если же применить ее к человеку, отрешенному от Бога и лишенному бессмертия, то она звучит жалко и нелепо, потому что всем хорошо известно ничтожество и безсилие человека, сегодня существующего, а завтра сдуваемого с лица земли, как жалкая песчинка, как мыльный пузырь. Только в единении с Богом и в бессмертии и заключается сила и слава человека, но никак не в нем самом, в его обособленности.

Поэтому всё, сказанное в этой части, можно вкратце выразить так: для правильного подхода к Евангелио надо освободиться от привычки считать самого себя средоточием и целью жизни, надо смириться и преклониться перед Богом, Который есть Высшее и Единое средоточие и цель жизни всего существующего.

3. Третьим препятствием на пути к Евангелие следует признать порабощенность современного человека материалистическим, механическим пониманием мiра, недостаток осознания того, что над мiром господствует и руководит им духовное начало.

Люди не понимают, что мiр - это великая Божественная тайна, глубину которой невозможно ни исследовать, ни постичь. Наше частичное и поверхностное знание мы ошибочно принимаем за познание его таин. Достигнутые успехи в науке приводят к убеждению в механичности мiроздания, к предположению, что вот-вот будет раскрыта последняя тайна природы, и всё станет понятным. На самом же деле получается слишком близорукое и бледное понятие о вселенной, без учета величия и премудрости Того, Кто всё это создал, без старания покориться Его закону и воле.