Следует сказать и о том, что не только Евхаристия, но и другие церковные Таинства, по мысли древних Отцов Церкви, соединяя нас в Церкви со Христом, служат залогом грядущего освящения человека в жизни Будущего века. Преподобный Исаак Сирин говорит об этом так: «Я же, крестившийся Духом Святым и исполненный благодати, хочу внутрь себя приять ощущение живущего во мне Христа. Ибо Христос Ипостасью Своею соделал обновление естества нашего, в Него облечены мы водою и Духом, и в неизреченном таинстве соединил Он нас с Собою, и соделал членами тела Своего; но здесь — в виде только залога, а в новом мире естественно сообщает Он жизнь прочим членам»11.
Вернусь к древнехристианским толкованиям обозначенного мною фрагмента из корпуса апостольских посланий. Другим церковным писателем, который, вслед за священномучеником Иринеем Лионским, обратился к истолкованию отрывка Флп 3. 20-21, был Ориген. Он настаивает на том, что тела воскресших праведников, преобразившись по подобию Тела Христова, получат те же духовные свойства, которыми обладает и воскресший Господь. Ориген пишет: «Теперь мы видим глазами, слышим ушами, действуем руками, ходим ногами, но в будущем мы всецело будем духовными, потому что тогда в настоящем теле будет все глаз, все ухо, все деятельность, все движение. «Господь, — говорит святой апостол, — преобразит тело смирения нашего, яко быти ему сообразну телу славы Его» (Флп 3. 21)»12. Конечно же, взгляды Оригена на образ воскресения мертвых, с его рассуждениями о будущем подобии их тел телу воскресшего Христа (которое он мыслит сделавшимся после восстания из гроба «эфирным» и «божественным»13), оказываются порой слишком спиритуалистичными. Но в то же время и он подчеркивает все ту же истину: какими бы мы не помыслили свойства воскресших тел праведников, эти свойства окажутся подобны качествам прославленного в воскресении Тела Христа.
Святые Отцы неоднократно предупреждают нас об опасности идей, подобных отмеченному неумеренному спиритуализму Оригена (равно как и крайнему спиритуализму гностиков, вообще отрицавших воскресение тел в том же самом естестве, которое присуще людям в нашем сегодняшнем мире). Святые Отцы настаивают: человек воскреснет в той же самой сущности (пусть и сущности, обладающей некими преображенными свойствами), которая составляет нашу нынешнюю телесность. Вот что, например, говорится об этом в «Макарьевском корпусе»: «…в воскресение все члены будут воскрешены и, по написанному, «волос не погибнет» (Лк 21. 18), и все соделается световидным, все погрузится и преложится в огонь и свет, но не разрешится и не сделается огнем, так чтобы не стало уже прежнего естества, как утверждают некоторые. Ибо Петр остается Петром, и Павел — Павлом, и Филипп — Филиппом; каждый, исполнившись Духа, пребывает в собственном своем существе»14.
Важно отметить, что именно автор «Макарьевского корпуса» (позволю себе все же называть его преподобным Макарием Египетским) был еще одним древним церковным писателем, прокомментировавшим все тот же отрывок из Послания апостола Павла к Филиппийцам. Преподобный Макарий увязывает содержащуюся здесь мысль о сообразности тел воскресших праведников прославленному Телу Христа с другой темой, также весьма важной для богословия апостола Павла. Преподобный Макарий припоминает высказывание апостола о том, что уже ныне Бог даровал нам в Церкви «залог Духа (Святого) в сердца» (2 Кор 1. 22), что душа праведника уже здесь, в этом тленном мире, оказывается причастна благодатной Божественной красоте, имея в себе небесное семя богопричастности. Это семя, этот данный христианам залог, действует в них уже сегодня, и именно он — как напояющий христианскую душу Божественный огонь — властно явит себя при воскресении тела и в облагодатствованной, воссиявшей богодарованным светом, телесности: той телесности, что отныне, с момента всеобщего воскресения, будет сообразна славному телу Христа. Преподобный Макарий учит: «Все приемлющие ныне «залог Духа в сердца» свои (2 Кор 1. 22) и небесное сокровище, все ныне носящие одеяния славные и небесные, все сеющие на земле сердца семя небесное и духовное, все они несомненно насладятся и телесной славой. Ибо таящаяся теперь и пребывающая в душе Божественная красота в Воскресении внезапно и изобильно раскроется и прославит внешнее тело вечным светом. Необходимо, чтобы ум, будучи ценным, еще здесь был облаговествован и приял Духа Божия, а тем самым сопрославится затем и тело; Бог, уже и теперь одевающий душу славой и напояющий ее Своим огнем, в ту долгожданную пору и тело тоже оденет и «сообразным славному телу Своему» представит (Флп 3. 21), дав тогда, наконец, упокоение пищей и одеяниями небесными и делание нетленное ангельское»15.
Предваряя учение Паламы о нетварном Фаворском свете, преподобный Макарий сравнивает образ грядущей эсхатологической славы тел христиан с тем сиянием, которым блистала на Фаворе плоть Господа. «Как тело Господа, когда взошел Он на гору и преобразился в Божескую славу и в бесконечный свет (ср. Мк 9. 1 сл.), так и тела святых прославляются и делаются блистающими. Ибо как внутренняя слава была тогда распростерта на теле Христовом и воссияла, точно так же и во святых сущая внутри сила Христова в оный день будет преизливаться вовне — на тела их, потому что еще ныне умом своим причащаются они от Его сущности и естества. Ибо написано: «И Освящающий и освящаемые от Единого» (Евр 2. 11); и: «Славу, которую Ты дал Мне, Я дал им» (Ин 17. 22). Как одним огнем зажигаются многие светильники, так необходимо и телам их (святых) — членам Христовым — соделаться тем же самым, что есть Христос»16. Мы видим: по мысли преподобного Макария, слава Христова, неприметно сокрытая сегодня в душах, в умах верных Ему людей, и вместе с тем подлинно им присущая, дарующая им уже сейчас истинное духовное единение с Богом, должна возгореться и воссиять при Втором Пришествии и в их телесности, получив начало от общего для всех источника этого благодатного пламени — сияющей Божественным светом телесной природы Спасителя.
Еще одно истолкование новозаветного фрагмента Флп 3. 20-21 мы находим у преподобного Ефрема Сирина. Приводя слова апостола Павла и сразу же их комментируя, преподобный Ефрем пишет: «Который» (Христос) в день воскресения нашего «преобразит тело унижения нашего», которое внутри в преисподней (в могиле) становится прахом ничтожным, — «и соделает» его «сообразным телу славы Своей», то есть безсмертной жизни, коею облек Он «по силе могущества Своего, дабы мог Он подчинить Себе все», то есть: по могуществу силы Своей, которую явил Он в Своем собственном теле. Ибо как обновлено тело Его, так и обновленные тела всех людей подчинятся Ему»17. Мы видим: преподобный Ефрем рисует здесь мощный образ всесильности и неудержимости изливающейся от прославленной телесности Господа на тела воскресших христиан благодати. Эта благодать преображает воскресшие тела верных в собственное свойство плоти Христа, вместе с тем могуществом своей силы преодолевая и их тленность; она непреодолимо подчиняет эту тварную материальную природу Вседержителю, тем самым даруя ей бессмертную жизнь.
Святитель Иоанн Златоуст, истолковывая все тот же отрывок из Послания к Филиппийцам, также как и преподобный Макарий, мыслит «христообразную» славу воскресающих тел в категориях света, сияния. Он сравнивает ее с солнечным светом и, в то же время, подчеркивает ее предельное превосходство над этим естественным освещением. «…Каковы будут воскресшие из мертвых? Послушай Самого Господа твоего, Который говорит: «тогда праведницы просветятся, яко солнце, в царствии Отца их» (Мф 13. 43). Нужно ли мне упоминать о блеске солнечном? Так как верующие должны преобразиться сообразно с светлостию Самого Христа Господа, как свидетельствует апостол Павел: «наше житие», говорит он, «на небесех есть, отонуду же и Спасителя ждем, Господа нашего Иисуса Христа, иже преобразит тело смирения нашего, яко быти сему сообразну телу славы Его» (Флп 3. 20-21), — то преобразится, без сомнения, эта смертная плоть сообразно со светлостию Христа, смертное облечется в бессмертие, посеянное в немощи потом восстанет в силе (ср. 1 Кор 15. 43)»18.
Отмечу, что для святителя Иоанна Златоуста, при его обращении к отрывку Флп 3. 20-21, оказывается очень значима тема уничижения, немощи, смирения, в которых пребывает наша сегодняшняя плоть и которые будут преодолены в телах праведников при Втором Пришествии Христовом — в миг всеобщего воскресения из мертвых. В другом, посвященном истолкованию Флп 3. 20-21, фрагменте своих сочинений, святитель Иоанн Златоуст соотносит выражение апостола «тело смирения», «уничиженное тело» не только с нашей общей телесностью, которая повреждена грехопадением, но и с уничижением — через кенозис, через крестные страдания — Тела Христова. Тело смирения нашего сможет сопрославиться в жизни будущего века с Телом Христовым, сумеет облечься в бессмертие, только если оно будет сострадать Христу в веке нынешнем. Вот как комментирует слова апостола Павла «Иже преобразит тело смирения нашего» (Флп. 3. 21) и последующее за ними описание грядущего преображения тел святитель Иоанн Златоуст: «Тело наше ныне много терпит; его вяжут, бьют, оно претерпевает бесчисленные беды. Но и тело Христово столько же терпело. На это он (апостол) намекает, говоря: «яко быти сему сообразну телу славы Его» (Флп. 3. 21). Потому, хотя тело то же самое, но облекается в бессмертие. «Преобразит», говорит. Следовательно (оно будет иметь) и другой образ… Сказал же — «тело смирения нашего» потому, что оно ныне уничижено, подвержено тлению, болезни: ныне оно кажется ничтожным и ничем не лучше прочих (тел). «Яко быти сему», говорит, «сообразну телу славы Его»… Это тело будет сообразно тому телу, которое сидит одесную Отца, которому покланяются ангелы, которому предстоят бесплотные силы, которое превыше всякого начальства, власти и силы, — вот какому оно сообразно будет»19. Эти мысли святителя Иоанна о сообразности тел спасаемых Телу Христову как в уничижении, так и в эсхатологическом прославлении, оказываются очень созвучны словам писавшего на ту же тему, что и Златоуст, блаженного Феофилакта Болгарского: «Так как… тело наше сделалось подобным Телу Христа чрез общение в страданиях, то оно сделается таким же и в славе Его… Наше тело будет сообразно тому Телу (Телу Христову), которому покланяются ангелы, которое сидит одесную Отца, оному преславному Телу будет подобно наше тело и так же прославится, как и оно»20.