Смекни!
smekni.com

Иезуиты и их культурно-просветительская деятельность в Белоруссии (стр. 4 из 4)

Главный фасад костела имеет двухъярусную композицию, где хорошо выражены вертикальные ж горизонтальные членения. Первые представлены пилястрами, вторые - развитыми поясами карнизов. Обращают на себя внимание характерные для барокко криволинейные формы верхнего яруса, насыщенность фасада ордером, обилие раскреповок, сложные профилировки, ниши со скульптурами. Интерьер храма отличается торжественностью и пышностью. В его украшении больше использована живопись и резьба, чем средства архитектурной пластики. Особенно выделяется роспись подкупольного пространства, реставрированная художником Хески в 1752 - 1754 гг. Тогда же художником была написана и картина "Тайная вечеря" для главного алтаря костела.

Костёл иезуитов в Юровичах относится к позднему барокко, будучи построенным в 1717-46. В 1673 Юровичи переходят в собственность иезуитского ордена вместе с небольшой каплицей и иконой Божией Матери, примерно в это же время началось строительство костёла. К середине 18-го века, когда возведение иезуитской миссии завершилось, слава о чудесах Юровичской иконы Божией Матери гремела уже на всю Речь Посполитую. Как и несвижский костёл, миссия копировала стиль главного иезуитского собора Иль Джезу в Риме. На долгое время она дала толчок развитию новых направлений храмового строительства и домовой резьбы в восточной части Белорусского Полесья. Юровичский храм по-прежнему полон тайн, скрытых символов и неожиданных сюрпризов.

Костёл Пресвятой Девы Марии в Минске был построен в 1710 году как церковь при иезуитском монастыре. Закладка фундамента нового храма состоялась в торжественной обстановке в 1700 г. В 1705 г. храм был перекрыт сводами, над ними возведена крыша, а в 1708 г. закончена основная отделка интерьера. Рядом с еще неоконченным главным фасадом была установлена деревянная звонница. 16 марта 1710 г. новый костел был освящен виленским епископом, хотя ещё долго продолжалась его достройка и отделка. Планировка минского костёла слегка отличается от классической иезуитской: костёл представляет собой трёхнефную базилику без трансепта, с прямоугольным планом как в нижнем, так и верхнем сечении.

Полоцкий иезуитский комплекс также достоин упоминания, несмотря на то, что сам костёл был взорван в 1964 г . Построен храм в 1750 году архитектором иезуитом Габриэлем Лянкевичем. Храм представляет собой трехнефную купальную базилику с двухбашенным фасадом. В верхнем сечении лежит ярко выраженный латинский крест, при этом крылья трансепта слегка выступают за границы прямоугольного фасада базилики.

Костёл Иисуса и Св. Креста в Бресте, костёл Св. Франциска Ксаверия в Гродно, костёл иезуитов в Мстиславле, в Могилёве, в Бобруйске, в деревне Лучай, в Орше и в Витебске также построены согласно основным канонам "иезуитского барокко", хотя и обладают чертами, присущими только им.

Среди вышеназванных храмов выделяется костёл Св. Станислава в Пинске (рис. 4). Храм представлял собой трёхнефную базилику с трансептом и полукруглым пресвитерием, равными по высоте и ширине центральному нефу. В нижнем сечении костёла лежит латинский крест. Храм был взорван в 1953 году.

Таким образом, можно отметить, что иезуитское направление в барокко существовало, имело свои отличительные черты и представлено в Беларуси рядом храмовых комплексов.

Заключение

Одним из самых удачных шагов католической церкви явилось учреждение в 1534 г. нового монашеского ордера «Общества Иисуса», созданного при поддержке феодальной знати и духовенства, в том числе и высшего. Иезуиты помогли Ватикану не только выстоять, но и расширить влияние католицизма. Орден иезуитов занял ведущее место в традиционной политике Ватикана, направленной на проникновение в страны Восточной Европы и Азии. Господствующий класс Речи Посполитой, стремясь упрочить феодальный строй, использовал католическую церковь и орден иезуитов в своих интересах. «Общество Иисуса» стремилось охватить своим влиянием население страны, задушить реформацию (на территории современной Беларуси она была «феодальной или княжеской»), в борьбе с которой иезуиты использовали: во-первых, дискуссии с иноверцами, проводившимися, как правило, при большом стечении народа; во-вторых, публикации полемических произведений (они печатались даже в XVIII в.); в-третьих, организацию различных типов школ. Члены ордена хорошо понимали, что будущее страны зависит от молодежи. Поэтому они проводили разнообразную работу по привлечению в свои учебные заведения как можно большего количества детей и юношества, стремясь монополизировать в своих руках образование. В школы принимались дети всех вероисповеданий, в том числе православные и протестанты. К окончанию школы они становились католиками. Более того, педагоги умели готовить из своих подопечных настоящих защитников Ватикана. Учебные заведения ордена способствовали полонизации населения. Но в целом их деятельность оставила глубокий след в исторических судьбах населения Беларуси.

Список литературы

1 Цярохiн С. Ф., Многiя прыйдуць пад iмем маiм, Мн.: Полымя, 1995

2 Блинова Т. Б., Иезуиты в Белоруссии, Мн.: Беларусь, 1990

3 Иезуиты http://ru.wikipedia.org/wiki/

4 "Архитэктура Беларусı". Нарысы эвалюцыı ва усходнеславянскıм ı еурапейскıм кантэксце у чатырох тамах. Том 2. 16-сярэдзıна 18 стагоддзя", пад рэдакцыяй Лакотка А. I., Бабрусь Т. В., Кулагıна А. М., Пятросава А. Ю., Сардарава А. С., Чантурыя Ю. У., Мıнск, "Беларуская навука", 2006