4) История возникновения праздника.
Древнейшие святоотеческие проповеди, посвященные этому празднику, относятся к V столетию. Время же постепенного распространения праздника Преображения на Востоке — VII-VIII вв. Дошедшее до нас древнейшее чинопоследование службы праздника Преображения содержится в грузинском переводе Иерусалимского Лекционария VII-VIII веков. На Западе праздник такого большого значения, как на Востоке, никогда не имел.
5) Характерные особенности праздничного богослужения в различные исторические периоды. Авторы богослужебных текстов.
Богослужебные тексты праздника принадлежат: преподобному Косьме Маюмскому (VII-VIII века) — стихиры на “Господи воззвах”, первый канон праздника; преподобному Иоанну Дамаскину (VIII век) — второй канон.
Как уже указывалось выше, праздник был приурочен к 6 августа, чтобы искоренить языческий праздник “вардавар” (так он назывался в Армении) или “вартувария” (как он именовался в Каппадокии); в день этого языческого праздника молодежь гадала о своей судьбе над ведром с водой, в которое были опущены сорванные зеленые колосья.
На Западе праздник Преображения был установлен как повсеместный лишь при папе Каликсте III — в 1457 году.
Издревле к празднику был приурочен обычай освящения винограда и колосьев пшеницы; на Руси — в тех местах, где не растет виноград — существует древняя традиция освящения яблок.
6) Подготовительный период праздника. Предпразднство и попразднство.
Праздник Преображения имеет один день предпразднства и семь дней попразднства. День отдания праздника Преображения — 13 августа ст. ст. / 26 августа н. ст. — уже накануне предпразднства Успения Пресвятой Богородицы.
7) Важнейшие черты праздничного богослужения.
Праздничное богослужение совершается в белых священнических облачениях, символически “отражающих” тот свет, которым просияли одежды Спасителя на горе Фавор.
Последование службы Преображения содержится в месячной Минее — в августовском томе.
Чинопоследование праздничного богослужения представляет собой обычное для двунадесятых праздников торжественное всенощное бдение. В сам день праздника утром совершается Литургия, к которой присоединяется специальные “молитва на благословение гроздия” (то есть виноградных гроздей) и “молитва над всяким плодом”. На Руси здесь принято освящать яблоки (до этого дня по церковному уставу их вообще не положено есть).
Тропарь праздника: “Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху, да возсияет и нам, грешным, Свет Твой присносущный молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе”. Русский перевод тропаря: “Преобразился на горе Ты, Христос Бог, показав славу Твою Твоим ученикам, насколько они могли ее видеть. Да воссияет и нам, грешникам, Свет Твой вечный, по молитвам Богородицы, Податель Света, слава Тебе”.
Кондак праздника: “На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее Сияние”. Перевод кондака на русский язык: “На горе преобразился Ты, Христос Бог, и ученики твои видели Твою славу, насколько могли ее воспринять, чтобы, когда увидят Тебя распинаемым, уразумели Твое добровольное страдание и возвестили миру, что Ты действительно есть Отчее Сияние”.
В стихирах и каноне праздника раскрывается вся глубина его богословского значения. “На сию бо возшед гору, Спасе, со ученики Твоими, очерневшее Адамово естество, преображся, облистати паки (то есть снова) сотворил еси, претворив е в Твоего Божества славу же и светлость”. Здесь также довольно часто встречается сопоставление события Преображения Господня с обстоятельствами ветхозаветного Богоявления Моисею на горе Хорив.
Паремии праздника повествуют о ветхозаветных явлениях Бога древним праведникам. Первая (книга Исход 24:12-18) и вторая (книга Исход 33:11-23) из них говорят о событиях, связанных с явлением Бога Моисею на вершине Хорива. Господь является здесь совсем иначе, чем Он явится некогда Своим ученикам на Фаворе: Моисей не может видеть Его лица — иначе он умрет. Лишь в Новом Завете человек уже может видеть Самого Бога, ибо Бог стал одним из нас. Третья паремия (3 книга Царств 19:3-9, 11-13-15-16) повествует о другом ветхозаветном Богоявлении. Господь является здесь пророку Илии. Этому Богоявлению предшествуют страшные стихийные явления — ветер, землетрясение, огонь; но не в них предстает пред Илией Бог, а в тихом веянии ветра, в “гласе хлада тонка” — знаменующем Божественные любовь и милосердие к творению, к человеку.
Евангельские чтения утрени (Евангелие от Луки 9:28-36) и Литургии (Евангелие от Матфея 17:1-9) рассказывают о самом событии Преображения. О нем же повествует и апостольское чтение, содержащее рассказ непосредственного свидетеля этого чуда — апостола Петра (2 Послание апостола Петра 1:10-19).