Смекни!
smekni.com

Преображение Господне (стр. 1 из 2)

Малков П.Ю.

1) Место праздника в границах православного богослужебного года.

Преображение Господне — двунадесятый Господский праздник Православной Церкви. Очень торжественный по своему богослужебному последованию, он, тем не менее, всегда приходится на Успенский пост; сам же этот пост, предваряющий праздник Успения Пресвятой Богородицы, продолжается с 31 июля по 14 августа ст. ст. (или с 13 по 27 августа н. ст.).

2) Связь праздника с событиями Священной истории Ветхого и Нового Завета.

Гора Фавор — невысокая зеленая вершина на северной границе обширной Израильской долины. Вся поросшая дубами, оливковыми деревьями, травами, она напоминает своею формой огромное, мягко очерченное полушарие, царящее над окрестными полями, виноградниками и селами. С вершины горы открывается вид на близлежащие земли северной Палестины: далеко на западе поблескивают воды Средиземного моря, на северо-востоке виднеется край Галилейского озера, на западе высятся вершины Кармила, а вдали на север от Фавора четко вырисовывается белый пик горы Ермон...

Церковное Предание свидетельствует нам, что именно здесь, на вершине Фавора, и произошло событие, вошедшее в историю Православия под именем Преображения Господня. В те дни уже близилось время страданий и крестной смерти Христа: Сам Иисус все чаще и чаще говорил со Своими апостолами о предстоящих Ему мучениях и распятии. И вот, однажды Он, взяв с Собой трех самых близких Ему учеников, взошел с ними на вершину Фавора, дабы совершить здесь молитву. Имена трех этих апостолов — Петр, Иоанн и Иаков. Когда Христос начал молиться, с Ним — как увидели Его спутники — вдруг произошла удивительная перемена: лицо Его преобразилось, просияв, как солнце; даже одеяние Его сделалось белоснежным и блистающим неземным светом. По словам евангелиста Марка, одежды Спасителя стали "весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить". А рядом с преобразившимся Иисусом предстали великие древние ветхозаветные пророки: Моисей и Илия. Они беседовали с Господом и вели речь о Его предстоящих крестных страданиях. Тогда апостол Петр, пораженный совершающимся чудом, обратился ко Христу с просьбой разрешить ученикам прямо здесь — на горе — устроить три палатки: одну для Иисуса и две для Моисея и Илии. Апостолу попросту не хотелось, чтобы все происходящее с ним когда-либо закончилось, прервалось: так хорошо ему было в те мгновения находиться возле Христа. В тот же миг в небе появилось облако, осенившее всех их своей тенью, и из этого облака раздался Голос: "Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте". И тут же видение пропало; апостолы более не видели рядом с собой никого, кроме Самого Спасителя. Он подошел к ним, стоявшим в благоговейном страхе на коленях, и, коснувшись их рукой, сказал: "встаньте и не бойтесь".

Таково вкратце содержание евангельского рассказа о Преображении (см.: Евангелие от Матфея 17:1-13; Евангелие от Марка 9:2-13; Евангелие от Луки 9:28-36).

3) Духовный смысл праздника.

Церковь всегда утверждала, что в самом факте Преображения есть как бы две стороны, две грани, дополняющие и взаимоутверждающие друг друга. С одной стороны, на Фаворской горе преображается Сам Господь, и апостолы видят Его, всецело пронизанного лучами божественной славы, зрят то, что по православному вероучению называется "нетварными божественными энергиями". Как пишет святитель Иоанн Златоуст, то что Господь преобразился, означает, что Он “открыл им нечто из Своего Божества — столько, сколько могли они вместить, и показал в Себе обитающего Бога”. Но с другой стороны, православный христианин всегда помнит о том, что во время Преображения Господня чудесным образом переменилась и телесная природа самих апостолов. Более того, "нетварный фаворский свет", облистал собой и весь окружающий "тварный" мир. Так, на старинных русских иконах с сюжетом Преображения нередко можно видеть, как сверкают белоснежным сиянием вершины окрестных гор. Даже тканые — недавно еще вполне обычные — одежды Христа тоже вдруг становятся пронизанными все тем же божественным светом.

Христиане знают горькую истину о поврежденности, искаженности всей природы, всего мироздания первым грехом человека — ослушанием Бога Адамом. Все в этом мире, в том числе и сам человек, подчинилось тогда закону тления и смерти. И все же подобное знание не влечет за собой для православных ни отчаяния, ни пессимизма. Евангельский рассказ о Преображении Спасителя дарует надежду на возвращение человеческого рода и всей вселенной к их прежнему, безгрешному состоянию первоначальной духовной чистоты. Длившееся, быть может, совсем недолго (возможно, лишь несколько минут) чудо Преображения свидетельствует о том, что все в этом мире по-прежнему способно вернуться "на круги своя" — к изначальному бытию в святости. Именно в состояние такой святости, такой первозданной чистоты и возвратились в те мгновения апостолы, обретшие вдруг особое духовно-преображенное зрение и получившие потому возможность увидеть таинственный "фаворский свет" — "незаходимый" свет славы Христовой. Их очи, открывшиеся к прозрению высшей духовной реальности, восприняли тогда весь наш мир, все материальное бытие таким, каким оно некогда предстояло людскому взору еще до того, как все на земле покорилось суете и греху.

Поистине Преображение Господне было не только Преображением Самого Христа, но и преображением свидетелей этого евангельского чуда апостолов Петра, Иакова и Иоанна. К такому же преображению своей личности стремится и каждый христианин. Само христианство есть, прежде всего, трудная наука по изменению и исправлению самих себя, школа внутреннего и внешнего преображения человека. Ведь все христиане призваны к стяжанию той же самой животворящей и освящающей благодати, что снизошла некогда на учеников Иисуса во время пребывания с Ним на горе Фавор. Но христиане помнят также и о том, что призвание всякого верующего человека отнюдь не ограничивается одним лишь его личным, "частным" преображением. Ибо человек еще при его создании был поставлен Богом отвечать за весь этот мир, за всю вселенную; он должен был стать ее добрым управителем и защитником. Адам не сумел тогда исполнить данное ему Творцом повеление. И только с приходом в мир Богочеловека Христа, — вместе с Его искупительной Жертвой, смертью и Воскресением, такая трудная задача вновь становится для всех людей и актуальной и значимой...

Церковь учит о том, что, преображаясь сам, обретая подлинные святость и чистоту, человек одновременно преображает с собой и весь материальный мир. Сегодня мы почти что целиком зависим от окружающей нас природы: землетрясения, бури, иные природные катастрофы несут нам горе и смерть. Порой даже кажется: мир начисто забыл о том, что его исконный хозяин — человек. Уже и вселенная начинает ныне все более и более напоминать несчастного, потерявшего разум слепца, наугад, не разбирая дороги, спешащего куда-то вперед, сметающего все на своем пути и сеющего вокруг смерть и разрушение. Виноват же во всем происходящем с природой, конечно, сам человек. Именно из-за его древнего преслушания божественной воли, из за его грехопадения и пребывает ныне вселенная в теперешнем своем состоянии "незрячести".

Но стоит только человеку приблизиться к обретению святости к "стяжанию благодати", стоит только ему (в достигаемом им духовном преображении) осознать подлинную свою ответственность за этот мир, как бескрайняя, бесконечная вселенная сама обращает к нему свой взор. Взор этот всегда бывает исполнен одновременно и страданием и надеждой. "Вся тварь совокупно стенает и мучится доныне" — пишет апостол Павел (Послание к Римлянам 8:22). Именно в лице святых — людей, внутренне преображенных лучами божественной благодати, — природа обретает исполнение своей надежды на избавление, именно в их лице находит она, казалось бы, навеки потерянного ею, но ныне искупленного и возрожденного Адама; вновь слышит она обращенный к ней зов человека и спешит исполнить каждое из его повелений. Так, звери приходят и смиренно прислуживают изможденным духовными и физическими подвигами монахам иудейской пустыни или русских лесов. Трудолюбивый лев приносит воду из реки Иордан святому Герасиму, огромный медведь безбоязненно лежит у ног преподобного Серафима Саровского, всевозможные птицы беззаботно сидят на плечах и руках святого Павла Обнорского. И вместе с рождением такой святости, вместе с воцаряющимся в мире непрестанным блистанием света Фавора, сюда возвращается давно позабытая радость, счастье добровольного и бескорыстного служения верность прекрасного и благого мироздания своему былому царю и управителю.

Происходит Преображение Господне также и ради того, чтобы ученики через это чудо укрепились в вере в Божество Христа. Близится время Распятия и Иисус стремиться дать им некий залог надежды на то, что с Его смертью история Его служения, Его пребывание с верующими в Него не только не завершается, но напротив — лишь начинается. Христос преображается перед ними, чтобы апостолы узрели и поняли степень Его подлинных величия и могущества, а также уразумели, что Распятие Иисуса — это действительно вольная, свободная Жертва, приносимая Им за мир, добровольное уничижение, принятое на Себя Христом, а отнюдь не Его бессилие перед убийцами. Как пишет преподобный Ефрем Сирин, Христос возвел апостолов “на гору, чтобы показать им славу Божества и дать им знать, что Он — Искупитель..., и чтобы не соблазнились о Нем, видя вольное Его страдание, какое имел Он претерпеть за нас по человечеству. Ибо знали Его как человека, и не разумели, что Он — Бог... И потому возводит их на гору, чтобы Отец провозгласил Его Сыном и показал им, что действительно Он — Сын Божий и Бог. Возвел их на гору, и показал им Царство Свое прежде Своих страданий, силу Свою прежде смерти Своей, и славу Свою прежде поругания Своего, и честь Свою прежде бесчестия Своего, чтоб, когда будет взят и распят иудеями, знали они, что распят не по немощи, но по благоизволению Своему, добровольно, во спасение миру”.