Но сколько судеб уже бывает разрушено, сколько личных трагедий совершено!..
Совместимо ли богатство с нравственностью? В такой же степени, как совместимо с ним, например, здоровье. И то и другое весьма переменчиво: сегодня есть, а завтра? На чём строить свою жизнь завтра, если ты вдруг стал беден и болен?
В одной из евангельских притч богатый человек воскликнул: «Душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Но Бог сказал ему: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» Рассказав эту историю Своим ученикам, Иисус Христос добавил: «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12: 19–21).
История и современность знает немало порядочных и нравственных людей, которые обладают солидными капиталами и употребляют их с высокой степенью социальной и духовной ответственности. Поэтому здесь речь идёт не о порочности богатства как такового, но о том, во что человек превращает его, приняв в свои руки: в орудие созидания или разрушения, в том числе и самого себя, и своих близких, и всего круга своего общения.
Как следует строить культуру деловых отношений на основе христианских заповедей и традиций?
— Мне кажется, нужно учиться не соединять «образ врага» ни с конкурентом, ни с деловым партнёром. Конечно, бизнес немыслим без состязательности, конкуренции и даже борьбы. Но для всех участников деловой активности существуют не только законодательные, но и нравственные правила ведения дел, которыми следует руководствоваться в собственных интересах и для общего блага.
Такие качества человека, как зависть, ненависть, алчность, способны превратить жизнь его самого и окружающих людей в ад. Поэтому особенную ценность имеют в сфере предпринимательства высокая репутация, честность, порядочность, доброжелательность. По-настоящему сильный человек — это вовсе не «злой гений», но спокойный и уверенный в своей правоте труженик. Алчность и зависть суть признаки слабой натуры…
Этика человеческих отношений, включая деловую культуру, требует воспитания чувств. А это процесс долгий, который может длиться не только годами, но периодами жизни целых поколений, когда духовно-нравственные сокровища, собранные предками, являются порою единственным, но воистину бесценным достоянием потомков. Ведь даже умение «держать удар», — а это выражение, по-моему, популярно в деловой среде, — это тоже категория из области культуры чувств и убеждений, которая формируется не в один день.
Поэтому меня радует, что система образования в области управления фирмами и компаниями, предприятиями и персоналом, природными ресурсами и финансовыми потоками в нашей республике развивается довольно энергично. Но и здесь есть важная и очень тонкая особенность, о которой однажды сказал весьма уважаемый мною состоятельный бизнесмен и, хочу особенно подчеркнуть, деятельный христианин.
Так вот, он заметил, что бизнес — это в большей степени психология, чем специальные экономические знания, потому что в противном случае все профессора экономических наук были бы олигархами.
А психология есть наука о душе. И поэтому мы вновь возвращаемся к Евангелию как к лучшему учебнику по изучению человеческой души. Здесь и на Ваш вопрос о культуре деловых отношений мы находим ответ: очень краткий и ёмкий, как все заповеди Христовы: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7: 12). Тот, кто полагает это «Золотое правило» в основание своей деятельности, будет благоуспешен во всём.
Способны ли государство и бизнес совместными усилиями обеспечить социальную справедливость в обществе?
— По-моему, в этом вопросе речь должна идти не о способностях, а об обязанностях. Если государство и бизнес хотят существовать, то они обязаны ставить во главу угла именно поддержание социального равновесия в обществе. Причём под обществом я имею в виду не только граждан страны в целом, но и членов каждого трудового коллектива фирмы, банка, завода, министерства, школы, больницы и так далее вплоть до… семьи, где учитываются интересы даже самого маленького человека.
Балансировка интересов всех слоёв общества является, в определённом смысле, целью существования любого государства. Совсем не случайно в мировой практике наиболее успешной считается та государственная система, деятельность которой граждане как бы и не замечают. Когда основные социальные показатели сбалансированы, всё работает чётко и слаженно, каждый имеет возможность делать своё любимое дело без ущерба для других, на пользу себе и людям, в общем, не обращая внимания на механику государственного функционирования.
Отдельный вопрос — как государству и бизнесу уравновесить свои обоюдные интересы во взаимоотношениях друг с другом? Сложнейшая тема, при обсуждении которой каждое крайнее суждение приводит в тупик. Двадцатый век вместил в себя страшные экономические депрессии 30-х годов, стремительные подъёмы экономик стран с тоталитарными режимами, экономическую стагнацию мировой сверхдержавы, «чудеса» сплочённых национальных экономических систем, становление новых форм хозяйствования на постсоветском пространстве, глобализационные процессы. Какой обильный материал для размышлений и изучения!
Какое место занимает человек в экономике? Как ему, тратя всё время на работу и карьеру, сохранить себя как личность?
— Разумеется, человек занимает в экономике центральное место и как объект экономической деятельности, и как её субъект. Мне не совсем понятно, почему Вы предполагаете, что работа и попечение о карьерном росте приводят к потере личности. Мы уже говорили о морально-нравственных и духовных приоритетах в деятельности предпринимателя. Его занятость и плотный рабочий график — это ещё не утрата личностных качеств.
Утрата личности начинается там же, где и страсть в её религиозном смысле, когда некая идея овладевает всем существом человека, не оставляя даже остатка для семьи, для настоящей дружбы и, наконец, для собственной души. В таких случаях говорят о «всепоглощающей страсти» к своему занятию, будь то добывание денег, изучение научной проблемы, блуждание в виртуальном мире или что-то иное.
Человек — слишком сложное существо, чтобы довольствоваться горизонтальным измерением своей жизни. Его личность уникальна тем, что несёт в себе образ и подобие Божие. Без осмысления этого можно очень много работать, но в конце концов «раствориться» в ежедневной суете, нигде не оставив о себе ни доброй памяти, ни сердечных воспоминаний.
Это один из самых страшных видов одиночества: когда человек понимает, что его никто не любит, а материальные плоды его трудов ценятся выше его самого. Такое часто бывает с теми, кто собирается осчастливить весь мир, а на деле не способен подарить простое человеческое счастье даже одному близкому человеку… Такова болезнь духа, и диагноз её состоит в отсутствии вертикального измерения собственной жизни. Духовно нездоровая личность действительно может потеряться в меркантильной суете, в пустых увеселениях и в толпе случайных и равнодушных спутников.
Какими моральными принципами должны руководствоваться предприниматели в своей деятельности? Может ли конкурентная борьба вестись по правилам?
— А разве она может вестись без правил? Премудрый Екклесиаст весьма образно сказал несколько тысячелетий тому назад: «Кто копает яму, тот упадет в нее, и кто разрушает ограду, того ужалит змей» (Еккл. 10: 8). Господь Иисус Христос в Гефсиманском саду подтвердил, что «все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26: 52). Распространите эти высказывания на сферу экономических отношений, — и Вы увидите в них правила, ограничивающие свободную конкуренцию от превращения её в криминальное противостояние.
Институт собственности тяжело прививается в нашем обществе. Как должны развиваться отношения собственности, собственников и государства?
— Владение собственностью неотъемлемо от человеческой природы. Обыкновенному человеку свойственно желание устроить своё жилище, обеспечить семью, вырастить детей, дать им образование и профессию, наконец, оставить наследство своим потомкам.
Всё это, по большому счёту, и составляет институт собственности, о котором Вы говорите. Но отношения государства и общества к собственности и к собственникам, действительно, могут быть довольно своеобразными. Например, я помню дискуссию в прессе в начале 1980х годов об упразднении права наследования. Предлагалось, чтобы отцы ничего не передавали в наследство своим детям, и все молодые люди начинали бы жизнь «с нуля», но зато при полном равенстве стартовых условий. Сегодня это звучит как бред, но тогда газеты пестрели всевозможными болезненными «прожектами».
Рецидивы такого мышления остались по сей день. Определённый слой общества предпочитает не иметь почти ничего, потому что не хочет нести ответственность ни за что. У других уровень потребностей ограничивается наличием дешёвого алкоголя и табака. Сильный и свободный собственник может представляться опасным, например, малоспособному начальству или ленивому соседу…
Ответ на Ваш вопрос я связываю именно с преодолением подобных мировоззренческих комплексов. Человек труда — это не только рабочий с молотом и крестьянка с серпом. Трудящимся становится каждый, кто не сидит сложа руки и соблюдает требования закона. В общественном сознании мелкий и средний предприниматель должен с полным на то основанием обрести статус труженика, а не комичного персонажа со страниц сатирического журнала полувековой давности.
Невозможно игнорировать ту объективную истину, что именно слой среднего и малого предпринимательства всегда выводит экономику из нестабильных или болезненных состояний. Крепкий средний слой создаёт рабочие места, платит налоги и не очень-то интересуется политикой, потому что у него есть своё дело: хозяйство, предприятие, производство, ферма, магазин и так далее, включая весь спектр современного рынка. Единственное, что ему нужно от государства, — это простые, понятные и устойчивые правила, которые оно устанавливает для регламентации своих отношений с предпринимательскими структурами всех видов и масштабов. И конечно, чтобы его не опекали чрезмерной заботой.