Митрополит Филарет (Вахромеев)
«Легче верблюду пройти в игольное ушко, нежели богатому войти в Царствие Небесное», — гласит религиозная мудрость. Этот нравственный постулат, осуждающий бизнесхватку и уж тем более всяческое стяжательство, несколько противоречит современным установкам государства как в рыночной России, так и в Беларуси. А ведь нынче всё больше молодых людей, делающих стремительные карьеры, причисляют себя к верующим. Как им избежать сумбура в умах и душах?
— Но не станете же Вы утверждать, что эти слова Господа Иисуса Христа были сказаны в эпоху отсутствия частной собственности, свободного предпринимательства и рыночных отношений? Дело в том, что Господь сказал это о юноше, который всем сердцем хотел следовать за Спасителем, но его большое имение и необходимость поддерживать его сдерживали искренний порыв сердца и «заземляли» помыслы.
А знаете ли, что «игольные уши», о которых говорил Христос, — это название 8-образной трещины в городской стене Иерусалима, через которую можно было протиснуться человеку средней комплекции? Отсюда и несколько иной смысл возникает при точном прочтении слов Спасителя: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19: 24). В этих словах нет отказа в спасении, но есть предупреждение о трудностях.
Господь осуждает не то, что человек обладает богатством, а те случаи, когда богатство начинает обладать человеком, подчиняя жажде наживы любой ценой всё лучшее в человеке. Не практические способности и деловая хватка плохи, а жестокосердие и цинизм, которые могут сопутствовать им. Не доход и не прибыль осуждаемы, а преступные и аморальные способы их обретения и низость целей, достижению которых они могут служить.
Богатство, как и красота, как интеллект, здоровье, талант, — это большое испытание для тех, кто им обладает. Помните евангельскую притчу о талантах, то есть денежных единицах, зарытых в землю (Мф. 18: 13–30)? Она свидетельствует о том, что в вину вменяется недостойное обращение с теми дарованиями, которые посылает Господь, но никак ни сами эти дарования.
Вот почему благочестивые купеческие традиции предполагали направление части доходов на строительство и благоукрашение храмов, на милостыню, на помощь ближним — хотя бы даже своим работникам и их семьям. Потому и в Москве, и в других крупных купеческих городах было «сорок сороков»... А то, что «купеческий крест — каменный», то есть, что духовное делание в сочетании с коммерцией и предпринимательством есть тяжёлый труд и серьёзное испытание совести и силы духа, — это известно с древнейших времён…
Чтобы избежать недоразумений в этой весьма деликатной сфере рассуждений, хотелось бы рекомендовать Вам и читателям Вашей газеты ознакомиться с документом «Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании», который был принят на итоговом пленарном заседании VIII Всемирного Русского Народного Собора 4 февраля 2004 года. В нём подробно изложена позиция в этом вопросе церковного руководства и христиан — участников экономической деятельности.
Как и при каких условиях Православная Церковь благословляет предпринимательский труд? Какие духовные усилия необходимо приложить, чтобы, занимаясь бизнесом, жить по-православному?
— Об этом очень обстоятельно говорится в документе, принятом на состоявшемся в феврале сего года VIII Всемирном Русском Народном Соборе. Я имею в виду «Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании». Позвольте мне не пересказывать основных положений того, что уже известно, а лишь обратить внимание на один из богословских аспектов жизни и предпринимательства по-православному.
Вы обращали внимание на то, что такие слова и понятия, как «богатый» и «убогий», имеют в своём основании общий корень? А ведь в этом заложен большой смысл. Богатым человек становится в результате успешного предпринимательства, которое, в свою очередь, только тогда может быть прочным и честным, когда оно Богом благословлено. Богатство требует чрезвычайно высокой ответственности, и поэтому оно является жизненным крестом, тяжким испытанием: тяжким настолько, что Вы и сами можете определить это, если вспомните, сколько жизней разрушается, сколько людей «гибнет за металл», когда они не понимают или не признают своей ответственности перед Богом за обретённое ими богатство.
В русском языке термин «богатство» выражается также понятием «состояние». Причём, Церковь рассматривает «состояние» не только в материальном, но также в душевном и в духовном плане как всеобъемлющую характеристику личности. Поэтому подлинный объём, настоящее качество и непреходящая ценность состояния предпринимателя, будь он представителем малого бизнеса, финансистом или нефтепромышленником, зависят от того, насколько он, по евангельскому выражению, «в Бога богатеет» (Лк. 12: 21).
Убогий же испытывается материальной бедностью, чреватой многими бедами. Но в своей житейской тесноте он призван оставаться достойным человеком пред Богом и людьми. Убогий — у Бога на особом счету; он — катализатор нравственного чувства окружающих, живой призыв к милосердию, взаимопомощи, состраданию. Нематериальным богатством убогого должна быть чистота его жизни: в этом тяжесть креста бедности.
По сути, в духовно сбалансированном обществе богатый и убогий состоят во взаимных обязательствах друг перед другом и призваны помогать друг другу жить в согласии с совестью, с обществом и с Богом. И к тем и к другим в равной степени обращены слова Господа Иисуса Христа: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5: 3). А блаженная духовная нищета есть ни что иное, как жажда богообщения, стремление встретить, узнать, услышать Господа и последовать за Ним.
Хотелось бы узнать Ваше мнение о том, как влияют христианские традиции на современное развитие нашего общества, на состояние его экономики?
— В последнее время выражение «христианские традиции» довольно часто звучит в современном белорусском обществе, причём в самом разнообразном контексте: в сферах культуры и социальных отношений, политики и науки.
Впрочем, это понятие зачастую используют лишь в качестве технического термина, и за ним не всегда стоит его глубокое понимание и деятельное стремление воплощать в жизнь Божественные заповеди, евангельские принципы и многовековой опыт их усвоения нашим народом. А ведь именно это и составляет содержание христианских традиций Белорусской Православной Церкви, белорусского народа и всего православного мира в многообразии Поместных Церквей и национальных культур.
Влияние христианских ценностей на жизнь общества прямо пропорционально их востребованности в личной, сокровенной жизни человека. В этом вопросе не важно, чем ты занимаешься, каково твое социальное положение и сколько тебе лет. Важно то, как ты определяешь своё место «пред лицем Божиим во свете живых», по выражению библейского Псалмопевца Давида (Пс. 55: 14).
«Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании» обращён именно к сердцу человека: это не декларация намерений, не призыв к преобразованиям, не инструкция к действию и не рецепт коммерческого успеха. Появление на свет этого соборного размышления вызвано желанием открыть в душе хозяйственника и предпринимателя то, что Христос Спаситель называл «источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4: 11). В определённой степени этот соборный документ является одним из ключей к пониманию универсального закона, который Творец положил в основание жизни человеческого рода.
Для многих содержание «Свода» может стать строгим тестом на соответствие личных взглядов и поступков ценностям Христианства. По результатам такого «тестирования совести» каждый сможет самостоятельно сделать вывод о том, как же, в конце концов, влияют христианские традиции на современное развитие нашего общества и на состояние его экономики. Причём, вывод будет сделан на примере личного опыта экономической деятельности.
Какое место должно занимать в жизни человека стремление к богатству? Совместимы ли богатство и нравственность?
— Богатство не является критерием оценки человеческой личности. Его можно назвать, скорее, обстоятельством жизни человека, нежели мерилом качества его бытия с духовной точки зрения.
Резко отрицательное значение богатство приобретает тогда, когда становится самоцелью, подчиняя себе все душевные, духовные и материальные стремления человека.
Евангелие Христово предупреждает о том, что иметь попечение об одном лишь земном сокровище крайне губительно для души. «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше», — говорит Господь Иисус Христос (Мф. 6: 21).
Христианское мировоззрение рассматривает богатство как испытание личности. Первая его стадия — это определение того, какое место занимает материальное благосостояние в системе нравственных ценностей человека. Затем следует выбор способов стяжания богатства. Далее наступает ответственность за то, как добытым богатством распорядиться. Наконец, встаёт вопрос, сколько же этого богатства нужно, чтобы душа насытилась.
Причём, заметьте, на каждом из этих этапов человека подстерегают сложнейшие искушения, о сути которых, думаю, каждый догадывается. И вот что опасней всего: достигнув желаемых вершин материального блага, его обладатель нередко обнаруживает ужасающую пустоту вокруг себя и в себе самом, которая становится причиной душевного кризиса и началом конца человеческой личности.
Взглянем вокруг и обратимся к истории: период первоначального накопления капитала всегда и во всех странах криминализован до крайности. Нравы в этот период особенно жестоки и циничны. Воистину, «люди гибнут за металл»! И только когда в общественном сознании наступает понимание того, что богатство любой ценой — это путь в никуда, — только тогда начинают пробиваться ростки сострадания и милосердия, социальной ответственности и благотворительности, законодательной твёрдости и исполнительной дисциплины.