Смекни!
smekni.com

Анализ влияния религиозного мировоззрения на различные сферы жизнедеятельности (стр. 2 из 2)

Теперь заметим, как вообще распределились признаки, определенные нами для проверки второй гипотезы.

По полученным нами результатам, верующих среди опрошенных почти 30 % (см. приложение №1). Этот результат значительно отличается от результата самоопределения респондентов - 56% назвали себя верующими, однако эти данные никак не могут соответствовать истине, если судить по тому, какое место религия занимает в жизни наших соотечественников. Самоопределение в данном случае лишь положительное отношение к религии и причисление себя к ее сторонникам, но отнюдь не религиозность.

Стоит заменить, что среди индикаторов религиозности «узким местом» является посещение служб. Очень маленький процент опрошенных посещает службы в нашей стране, если верить статистике по этому вопросу. Однако формулировка вопроса в данном случае может являться препятствием объективности. Опять таки в нашей стране люди могут ходить в церковь не во время служб, или молиться дома перед иконой, а церковь посещать достаточно редко.

Опять таки такой индикатор, как значение бога в жизни замеряется через вопрос с использованием шкалы от 1 до 10. Получается так – оцените бога от 1 до 10, что, безусловно, влияет на неверное понимание данного вопроса, и может послужить причиной смещения результатов.

Все эти аспекты стоит учесть при анализе полученных данных, и подвергнуть сомнению то, что наша гипотеза отвергается. Наши результаты в силу этих причин могут быть смещены, тогда не стоит говорить о правильности полученной взаимосвязи.

Интересно возрастное распределение верующих: в младшей возрастной группе верующих втрое меньше, чем не верующих, а в самой старшей распределение почти поровну. То есть имеет место прямая связь между возрастом и религиозностью (см. приложение 2).

По второму признаку респонденты распределились на три группы. К первой группе мы отнесли респондентов, отвергающие новые экономические ценности, и придерживающиеся старых традиционных взглядов в сфере работы, их ценности имеют меньший материальный уклон, а связаны с респектабельностью, надежностью работы, очень важен коллектив. Ко второй группе относятся люди, частично принимающие эти ценности, а частично придерживающиеся старых правил, среди них, в основном те, для кого важен фактор оплаты, однако также важен и коллектив. Третья группа – респонденты с новыми взглядами на сферу работы, соответствующими западным стандартам, их интересы – высокая оплата, хорошие возможности для повышения статуса и карьерного роста.

Здесь также имеет место возрастная дифференциация ценностей. Молодые охотно принимает новые ценности, однако среди них мало людей с ортодоксальными взглядами. Старшая группа в основном придерживается старых ценностей, или относится к средней группе, это может быть связано с их бедностью (около 44% пожилых относят себя к бедным, при общей доле бедных 25%), соответственно, оценкой важности высокой оплаты труда.

Не смотря на то, что по возрасту дифференцируется и вера и ценности, наша гипотеза о зависимости ценностей в сфере работы от веры не подтверждается. Это может зависеть от большой доли средних в распределении. 50% опрошенных нельзя отнести ни к приверженцам новых, ни к приверженцам ортодоксальных ценностей. Многие из них верующие, однако, принимают ценность оплаты труда. Это может быть связано со сложной ситуацией в плане бедности – четверть опрошенных не находят свое материальное положение даже удовлетворительным.

Поэтому в нашем случае бедность верующих может сдвигать данные проверки гипотезы о ценностях в ту и в другую сторону. Но, в нашем случае, бедные слои не будут придерживаться ортодоксальных взглядов, поскольку такие ценности в сфере труда предполагают маленькую заинтересованность в финансовом плане. Те из верующих, кто отнес себя к бедным, может посчитать материальный фактор важным, хотя в силу религиозных убеждений не должен принять все новые ценности, поскольку в России остается важным фактор коллективизма.

С другой стороны молодежь, даже верующая с большей вероятностью примет новые ценности из-за большей восприимчивости к изменению ценностных установок. На них сильно влияет фактор СМИ, а стоит заметить, что СМИ во многом пропагандирует западные образцы поведения, нормы и ценности. Есть возможность, что сила воздействия СМИ больше, чем влияние религиозных убеждений и правил, и молодежь примет новые ценности.

Итак, стоит сделать основные выводы из нашего анализа:

· Обращение к религии – весьма распространенное явление для социально незащищенных слоев – бедных и пожилых людей. Очевидно, религия поддерживает их силы и позволяет мириться с со своим положением в обществе.

· Фактор религиозности не имеет большого влияния на ценности в сфере работы и не определяет ортодоксальности ценностных установок

· Для молодого населения России большую роль играют новые западные ценности, чем религиозные. Пожилые же больше обращаются к религии, но не принимают новых ценностных образцов.

· Для всех прослоек и групп населения в России в сфере работы очень важны факторы зарплаты и коллектива, в силу чего основная часть населения не принимает безоговорочно новых ценностей, но и не отвергает их полностью.


Приложение 1

К первой группе относятся респонденты, отвергающие новые экономические ценности, и придерживающиеся старых традиционных взглядов в сфере работы, их ценности имеют меньший материальный уклон. Ко второй группе относятся люди, частично принимающие эти ценности, а частично придерживающиеся старых правил. Третья группа – респонденты с новыми взглядами на сферу работы, соответствующими западным стандартам.

Таблица 1

В этой таблице показано разделение респондентов на верующих и неверующих, к первой группе относятся верующие, а ко второй не религиозные люди.

Таблица 2

Группа один в таблице – респонденты с низким социальным статусом, бедные и очень бедные, группа 2 включает в себя остальных – богатых, обеспеченную прослойку, и тех кто находит свое положение удовлетворительным, то есть средний и высший классы.

Таблица 3

Приложение 2

Распределение по возрасту: 1 группа – меньше 30 лет, 2 группа – от 30 до 60, 3 группа больше 60 лет. Группы для веры и ценностей аналогично первой и второй таблице.

Таблица 4

Таблица 5

Таблица 6

Таблица 7

Приложение 3

Таблица 8

Таблица 9

Связь между верой и оценкой социального статуса. К первой группе относятся бедные, а ко второй средне и хорошо обеспеченные.

Таблица 10


[1] Синелина Ю.Ю. О критериях религиозности населения // СоцИс, № 7, М.: 2001, стр 89-96

[2]. Албакян Е.С. Медведкова С.В. Влияние религиозных ценностей на экономические предпочтения верующих россиян //СоцИс, № 8, М.: 2001, стр 103-111

[3] Синелина Ю.Ю. Атака на Русскую Православную Церковь? // СоцИс, № 11, М.: 2001, стр 100-104