Учение АСД о иных языках радикально отличается от пятидесятнического взгляда. Вот что подразумевает один из лидеров церкви АСД, ясно отражающий представление всего движения: «Дар говорения языками, это не непонятное бормотание, но говорение на конкретном иностранном языке для неверующих иностранцев, чтобы и их достичь вестью спасения». В их понимании это навыки переводчика. Но где же тогда духовная подоплека этого дара? Однако, в церквях АСД, слава Богу, есть люди, которые крещены Святым Духом со знамением говорения на иных языках. Такие люди вынуждены исполнить, написанное однажды апостолом Павлом: «…молчи в церкви, а говори себе и Богу» (1Кор.14:28).
"Великие принципы закона Божия воплощены в десяти заповедях и явлены в жизни Христа. Они выражают любовь Божию, Его волю и Его намерение относительно поведения и взаимоотношений людей; обязательны для всех людей во все века. Эти заповеди являются основой завета Божия с Его народом и мерилом на суде Божием. Посредством действия Святого Духа они указывают на грех и пробуждают чувство нужды в Спасителе. Спасение совершается только по благодати, а не по делам, но плодом спасения является послушание этим Заповедям..." [5].
Десять заповедей и новая заповедь Христа, закон и благодать - их взаимоотношение - это вопрос догматики. АСД утверждают, что "закон и благодать совершенно необходимы для спасения человека" [5].
Здесь лучше всего понять библейский смысл закона и благодати: "от полноты Его мы приняли и благодать на благодать; ибо закон дан через Моисея, благодать же и истина произошли через Иисуса Христа" - Ин. 1,16-17.
"А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться в вере. Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя" - Гал.3,23-25.
"Милосердный Творец установил субботний покой для всех людей как памятник Сотворения. ...Суббота... это символ нашего искупления во Христе, знак нашего освящения...
...Суббота - это постоянное Божие знамение вечного завета между Им и Его народом. Радостное проведение этого святого времени с вечера до вечера, от захода до захода солнца..." [5].
Субботу как день покоя и поклонения установил Бог не как Творец, но как Господь Бог тех, которых Он вывел из земли египетской - Исх.20,2. И это установление не для всех людей, а "суббота Господу Богу твоему" - Исх.20,10, т.е. для тех, кого Бог сделал Своим особым народом [4].
Если АСД понимают под словами "между Им и Его народом" Израильский народ, тогда все на своем месте. Если в этом контексте под "Его народом" понимаем христианство, то это неприемлемо, так как для христиан нет Ветхого Завета, а есть Новый Завет, в котором нет указаний для празднования ветхозаветной субботы [4].
Также не понятно как суббота может быть символом искупления и знаком освящения. Автор работы не раз наблюдал как в одной из поместных общин АСД, собрание начинает богослужение с восхваления субботы, воспевая: «О, субботний день, святой!» Автору кажется это скрытым идолопоклонством – приписывая дню личностные качества и ставя его наравне с Тем, Кому должна принадлежать вся наша хвала без остатка.
"...Мы стремимся только к тому, что может произвести в нашей жизни христианскую чистоту, здоровье и радость. Это означает, что наши удовольствия и развлечения должны соответствовать высокому мерилу христианского вкуса и красоты. Признавая различия в культурах, мы считаем, что наша одежда должна быть простой, скромной и опрятной... нам необходимо держаться наиболее здоровой диеты, насколько это, возможно, не употреблять той пищи, которая отмечена в Писаниях как нечистая. Так как алкогольные напитки, табак и безответственно принимаемые возбудители и наркотики вредны для нашего организма, то нам необходимо также воздерживаться от них..." [5].
Если признавать различия в культурах, то для каждой культуры, для каждого народа будет своя полезная и неполезная, даже вредная пища, и поэтому для других народов не обязательно придерживаться культуры Израильского народа. Вообще для христиан нет "чистой" и "нечистой" пиши: "...что Бог очистил, того не почитай нечистым" Деян.10,15. Такими убеждениями руководствуются все евангельские конфессии.
"Брак - это божественное установление... как пожизненный союз между мужчиной и женщиной для их совместной жизни в любви..." [5].
И еще одно учение отличает адвентистов от всех остальных евангельских конфессий. Они создали учение о "небесном святилище".
"В небе находится святилище, скиния истинная, которую воздвиг Господь, а не человек. Там ради нас Христос совершает служение, предоставляя возможность верующим воспользоваться заслугами Его примирительной жертвы, принесенной однажды на кресте за всех. Со времени Своего вознесения Он был поставлен нашим великим Первосвященником, и тогда же было положено начало Его ходатайственному служению. В 1844 году, по окончании пророческого периода - 2300 дней, Он вошел во вторую, последнюю фазу Своего примирительного служения. Оно заключается в следственном суде, в функции которого входит окончательное удаление всех грехов... Жители неба, благодаря следственному суду, видят, кто среди умерших на земле почил во Христе, и потому считается достойным иметь участие в первом воскресении. На этом суде также обнаруживается, кто из находящихся в живых пребывает во Христе, сохраняя заповеди Божий и веру Иисуса..." [5].
Это важнейшая часть весьма разработанной в адвентизме эсхатологии (разработанной настолько, что при чтении их книг создается впечатление, будто адвентисты знают о втором Пришествии больше, чем Сам Господь). Исторически вполне понятно — зачем они его создали. Когда пророчества о Втором Пришествии, которые дали рождение движению адвентистов, не оправдались, то авторитет своей организации лидеры могли сохранить, только дав своим былым пророчествам новое толкование. Христа никто не видел вновь пришедшим на землю? Что ж — "разумейте духовно, братья". Он пришел духовно, а не телесно. Он "пришел" не к нам, а на небесах. Там Он совершил "пришествие" в некое "небесное святилище" [7].
Кроме того, эта доктрина говорит о несовершенстве и умалении жертвы Христа на Голгофе, что для евангельских христиан совершенно неприемлемо.
В этой доктрине ясно виден своеобразный рационализм АСД, а с другой стороны - отсутствие должного внимания к божественному предупреждению, что "сокрытое принадлежит Господу, Богу нашему, а открытое нам..." - Втор.29,29. Послание к Евреям мы понимаем как объяснение того лучшего, совершенного, что мы имеем во Христе [4].
"Второе пришествие Христа - блаженное упование церкви - явится величественным завершением дела Евангелия. Пришествие Спасителя будет буквальным, личным, видимым и охватывающим весь мир... Время этого события не открыто, и потому мы призываемся быть всегда готовыми" [5].
Внесение в "Вероучение" пункта о втором пришествии Христа в такой формулировке сближает понимание этой истины с любой евангельской конфессией.
"Возмездие за грех есть смерть, но Бог, единый, имеющий бессмертие, дарует вечную жизнь Своим искупленным. До того дня смерть является бессознательным состоянием для всех умирающих..." [5].
"Смерть нас приведет в состояние покоя, неактивности и полного" бессознания. Между смертью и воскресением умерший спит" [5].
Таких же взглядов придерживаются и Свидетели Иеговы, но не ортодоксальное христианство. Согласно Библии сразу после смерти человек находится в определенном месте и продолжает жить, что основывается на следующих отрывках: Лк.16,22-30; Фил.1,23-24; 2 Кор.5,1-8; Пс.72,24; От.6,9-Ю.
"...Второе воскресение, то есть воскресение всех, делавших злое. Они разделят участь сатаны и его ангелов в последней тщетной борьбе с добром. Таким образом, Вселенная навеки будет освобождена от греха и грешников" [5].
"Великая борьба окончена. Грех и грешник перестали существовать. Вся Вселенная очищена" (Е.Г.Уайт, ц.46).
Учение АСД об уничтожении всех злых людей является своеобразным универсализмом, т.е. верой, что с Богом в конце концов будут только добрые, помилованные люди. Универсализм, как таковой, базируется на принципе всеобъемлющей любви Бога. А учение, согласно которому все грешники уничтожатся, наоборот, показывает Бога, как ненавидящего людей. Об этом мы читаем: Рим. 2:6-9 [4].
Глубже понять особенности вероучения и взглядов АСД нам помогут также вопросы, на которые должны ответить кандидаты на крещение. Далее будет процитирован "Настольный календарь" АСД на 1980 год, стр.62.
В тексте подчеркнуты те проблемы, о которых, как несоответствующих новозаветному духу, уже говорилось выше.
Обет, даваемый при крещении (кандидаты на крещение должны ответить утвердительно на эти вопросы в присутствии членов церкви).
1. Верите ли вы в Бога, в Его Сына Иисуса Христа и Духа Святого?
2. Принимаете ли Вы смерть Иисуса Христа на Голфгофе как очистительную жертву за грехи людей, и верите ли Вы, что через веру в Его пролитую Кровь люди спасаются от греха и наказания?
3. Отрекаясь от греховного образа жизни, приняли ли Вы Иисуса Христа как своего личного Спасителя и верите ли Вы, что Бог ради Христа простил Ваши грехи и дал Вам новое сердце?
4. Принимаете ли Вы верою праведности Христа, считая Его своим Посредником в небесном святилище, и верите ли в Его обетование подкреплять Вас пребывающей силой Святого Духа, чтобы Вы могли исполнить Его волю?