Смекни!
smekni.com

Археологические памятники истории религии (стр. 2 из 3)

Что же означают эти замаскированные фигуры?

Едва ли можно усматривать в них (как иногда считают) охотничью маскировку: против этого говорят ритуальные позы и явные изображения плясок. Видимо, перед нами исполнители каких-то обрядов, и вероятнее всего тотемических. Фантастические же зооантропоморфные существа суть, скорее всего, тотемические предки. Они аналогичны австралийским мифологическим изображениям предков, что очень хорошо показал Люсьен Леви-Брюль. а после него Д. Е. Хайтун. Все эти факты говорят о наличии тотемических верований и обрядов у охотничьих племен верхнепалеолитической эпохи. В самое последнее время памятники верхнепалеолитической пещерной живописи подверг тщательному и массовому обследованию крупный французский ученый Андре Леруа-Гуран. Он изучил и систематизировал несколько тысяч рисунков из 60 с лишним пещер, сгруппировал их по месту расположения, по эпохам (от ориньякской до позднемадленской), по сюжетам и их взаимным сочетаниям. По мнению Леруа-Гурана, чисто объективный, статистический подсчет количества рисунков и их различных комбинаций показывает, что в них отразилась некая первобытная мифология, сближавшая, например, по каким-то причинам, лошадь с мужским началом, бизона с женским. В отличие от других исследователей, Леруа-Гуран не считает возможным использовать этнографические аналогии для истолкования палеолитических находок.

4. Женские статуэтки

Несколько особняком стоит вопрос о скульптурных женских изображениях ориньякской эпохи. Таких изображений найдено много десятков, как в Западной Европе (Виллендорф в Австрии, Гримальди в Италии, Брассемпуи во Франции и др.), так и в СССР (Гагарино, Костенки, Мальта, Буреть и др.). Они представляют собой небольшие статуэтки, разных стилей, иногда очень реалистичные; все они изображают обнаженных женщин с развитыми половыми признаками, с большими грудями, часто со вздутым животом. Интересно, что мужские фигурки встречаются крайне редко. По поводу истолкования этих статуэток существуют разные мнения. Некоторые ученые рассматривают их лишь как проявление эстетических и эротических мотивов. Большинство же исследователей связывает их так или иначе с религией. При этом одни видят в женских ориньякских фигурках своего рода жриц — исполнительниц семейно-родовых обрядов. Другие считают их изображениями матерей-прародительниц, ссылаясь на то, что многие женские фигурки найдены в непосредственной близости от домашнего очага. Такова точка зрения П.П. Ефименко. Но надо сказать, что сравнительно-этнографический материал не подкрепляет подобного взгляда: культ женских предков-прародительниц не засвидетельствован у ныне существующих народов, за некоторыми сомнительными исключениями.

Более правдоподобным и вполне соответствующим фактам было бы объяснение ориньякских женских статуэток как изображений хозяйки огня (или хозяйки очага): следы подобного мифологического образа, предмета семейно-родового культа, сохранились у многих современных народов, особенно у народов Сибири. В таком случае перед нами памятники ранней формы материнско-родового культа. В конце палеолита, в азильскую эпоху, изображения животных и людей почти пропадают. Вместо них появляются рисунки более или менее схематического стиля. Возможно, что и они как-то связаны с религиозно-магическими представлениями. В этом отношении наибольший интерес представляют раскрашенные гальки, найденные Эдуардом Пьеттом в пещере Мае д'Азиль. Их более двухсот. Они покрыты (только с одной стороны) разнообразными загадочными знаками, нанесенными красной краской, в виде параллельных полос, круглых и овальных пятен и разных напоминающих буквы фигур. Значение их до сих пор не установлено. Сам Пьетт видел в них не то бирки со счетными знаками, не то даже алфавитные буквы. И то и другое совершенно неправдоподобно. Гораздо более вероятна аналогия с так называемыми чурингами современных австралийцев — каменными и деревянными священными дощечками, тотемическими эмблемами, которые покрыты символическими рисунками, частично очень напоминающими азильские гальки. Эта аналогия позволяет предположить существование тотемических верований в азильскую эпоху.

II. Памятники религии неолитической эпохи

В эпоху неолита (новокаменный век, пора шлифованного камня, около 7—5 тысяч лет назад) в большинстве областей Европы и Ближнего Востока совершился переход к земледельческому и скотоводческому хозяйству; лишь в северных районах сохранялся охотничий и рыболовческий уклад. Неолитические роды и племена представляли собой в большинстве оседлые и полуоседлые группы с устойчивой базой хозяйства. Внутри общин уже начинало обнаруживаться неравенство, но классового расслоения еще не существовало. Новые условия жизни должны были отразиться и в области религии.

1. Неолитические погребения

В неолитическую эпоху памятники религии становятся более многочисленными, но в то же время и более однообразными: это почти исключительно погребения. Неолитических могильников известно огромное множество. По словам французского археолога Жозефа Дешелетта, ни один из археологических периодов, вплоть до римского, не богат так погребениями, как неолит. Ритуальный характер захоронений и связь их с религиозными представлениями в большинстве случаев не вызывают сомнений. В могильниках вместе с покойником всегда находятся предметы обихода, украшения, орудия, оружие, сосуды, очевидно наполнявшиеся пищей. Люди явно верили в то, что все это нужно умершему в загробной жизни. При значительном разнообразии форм погребения их можно классифицировать (по Дешелетту) на пять основных типов: 1) захоронение просто в земле; 2) под естественными навесами скал или в гротах; 3) под дольменами или крытыми аллеями; 4) в искусственных гротах; 5) в цистах, или каменных ящиках. Трупы обнаружены в различных положениях: вытянутые, скорченные, сидячие; встречаются следы рассечения трупа. Очень часто, особенно в гротах и дольменах, захоронения состоят из нескольких скелетов: вероятно, это родовые усыпальницы, куда последовательно клали покойников из одного рода или семьи. В неолитическую же эпоху практикуется трупосожжение. Оно встречается, правда, еще редко и спорадически, хотя и почти на всей территории Европы: от Днепра до берегов Атлантического океана. В эпоху неолита трупосожжение начинает преобладать только в Северной Франции, особенно в Бретани. В Скандинавии, Англии, Италии кремация в эту пору была еще неизвестна. И хотя этот обычай известен народам всех частей света, как самым отсталым, так и самым развитым, закономерности его распространения установить не удалось. Некоторые ученые пытались объяснить обычаи трупосожжения, исходя из веры древних народов в загробную жизнь души: люди-де старались путем сожжения тела освободить душу, дать ей улететь на небо. Но подобная религиозная идея представляет собой скорее следствие, чем причину обычая кремации. Материалистическое же объяснение этого обычая пока не найдено: никто из ученых-марксистов до сих пор не исследовал данного вопроса.

2. Культ женского божества

В некоторых погребениях, особенно в гротах, встречаются женские изображения, вырезанные на камне. Они, видимо, связаны с какими-то религиозными представлениями, но трудно сказать, с какими именно. Может быть, это женское божество — покровительница рода или страж могилы; а может быть, олицетворение земли — покровительницы мертвых. Однако вполне вероятно, что существует определенная генетическая связь этих изображений с палеолитическими женскими фигурками — олицетворениями родового или семейного очага. Вообще культ женского божества в неолитическую эпоху, видимо, существовал. Изображения женской фигуры, чаще только лица, близкие по манере исполнения, встречаются также в виде грубо сделанных каменных или глиняных фигурок, орнамента на сосудах, которые найдены в неолитических слоях разных стран: на побережье Малой Азии, Эгейском архипелаге, Балканском и Пиренейском полуостровах, во Франции, Англии и Скандинавии. На всех изображениях резко обозначены полукруглые надбровные дуги и круглые глаза, заостренный нос, на полных фигурах — груди. Рот и другие части лица почти всегда отсутствуют. Как исключение среди неолитических находок попадаются и мужские статуэтки: таков безголовый фаллический идольчик из грота Николая (департамент Гар, Франция).

3. Неолитические петроглифы

Несомненно, что к религиозно-магическим верованиям имеют отношение и многочисленные наскальные изображения, обнаруженные в Северной Европе, Испании, Сибири и в других местах и относимые в основном к эпохе неолита. Единого мнения об их происхождении и значении пока еще не существует. В Норвегии известно более 30 подобных памятников: на них изображены только звери (преимущественно крупные) и птицы. Исследовавший их археолог Броггер приписывает им магическое значение. Интересны карельские петроглифы — на Онежском озере и Белом море. Количество обследованных изображений превышает в настоящее время тысячу, но о назначении их мнения археологов расходятся. На большинстве рисунков изображены звери и птицы. Встречаются и человеческие фигуры, часто фаллические; довольно многочисленны изображения лодок с гребцами; и наконец, разнообразные фигуры — круги, полукруги с отходящими от них полосами. А.М. Линевский и А.Я. Брюсов видят в этих петроглифах отражение промысловой магии и культа местных духов-хозяев. В.И. Равдоникас с охотничьей магией и тотемическими верованиями связывает только наиболее древние из петроглифов (беломорские); более поздние (онежские) он рассматривает как отражение солярно-лунарной мифологии. В загадочных кругах и полукругах с лучами он видит солнечные и лунные символы, в других изображениях — разные космические знаки. Все эти предположения довольно правдоподобны и не исключают друг друга. Промысловый культ с фаллическими элементами, по-видимому, действительно отразился в карельских петроглифах, но отдельные из них могут иметь какую-то связь и с солнечным культом.