Основной является анафора апостолов Аддая и Мари, которые почитаются как спутники ап. Фомы и просветители Востока. Она также называется анафорой апостолов или первой анафорой. Принято считать, что эта оригинальная сир. анафора составлена еще в III в. и архаична по структуре. Древнейшая сохранившаяся рукопись литургии (Х-Х1 вв.) была найдена в 1964 г. У. Макомбером в приходской церкви Мар-Эшая в Мосуле (Ирак); в тексте этой рукописи нет прошения. Сейчас эта анафора используется начиная с Великой субботы и до периода Благовещения, а также при заупокойных службах и в будние дни, когда совершается литургия.
Вторая анафора носит имя Феодора Мопсуестийского. О том, что сам Феодор составил анафору, сообщает Леонтий Византийский. Долгое время анафору Феодора считали переводом, сделанным в VI в. с греческого оригинала. Однако современные исследователи приводят доказательства в пользу ее сирийского происхождения. Основаниями являются её структура, язык и богословское содержание. Общепризнанным является только факт использования в анафоре богословских трудов Феодора Мопсуестийского. Среди вероятных авторов называется Католикос Мар Аба I (540-552), до избрания преподававший в Нисибинской богословской школе. По свидетельству Авдишо, Мар Аба перевел 2 анафоры с греческого и назвал их в честь своих наиболее почитаемых учителей — Феодора и Нестория, однако это предание не популярно в современной науке. Не исключено, что анафору мог написать и Несторий. анафора Феодора используется с 1-го воскресенья периода Благовещения и до воскресенья Осанн (Входа Господня в Иерусалим).
Третья анафора носит имя Нестория, хотя его авторство отрицают большинство исследователей. С одной стороны, эта анафора тесно связана с антиохийской литургической традицией (видны заимствования из анафоры Златоуста), с другой — как и анафора Феодора, основана на богословии Феодора Мопсуестийского. Она используется 5 раз в году: на Богоявление, память св. Иоанна Крестителя, греческих учителей, в среду поста ниневитян и в Великий четверг.
Самый ранний чин литургии отражен в 17-й метрической гомилии Нарсая Нисибинского «Раскрытие тайн». Высказывавшиеся ранее сомнения в её подлинности отвергнуты, но признано наличие поздних интерполяций в тексте (в частности, утверждение о чтении «Отче наш» в конце службы). Чин литургии описывается у Нарсая с момента удаления оглашенных и до последнего благословения. Первое полное толкование на литургию принадлежит перу Гавриила Катрайи (ум. 615). Все последующие комментарии воспроизводят ту же схему.
Традиционно евхаристическое богослужение совершается утром по воскресеньям и в дни праздников. На 1-й и 4-й седмицах Великого поста и на Страстной седмице литургия совершается вечером. В средние века в период Великого поста совершался обряд причащения Преждеосвященными Дарами. По преданию, патриарх Гиваргисе II (828-830) перенес совершение этого обряда с утра на вечер. Литургия состоит из 3 частей: литургий слова, освящения и причащения, внешне соединенных последовательным продвижением священнослужителей сначала к виме для чтения Библии, а затем от неё к алтарю для освящения Даров.
Схема литургии слова (или оглашенных) выглядит следующим образом: великое славословие; «Отче наш» со вставкой «Свят, Свят, Свят»; молитва священника; 3 антифонных псалма с припевом «Аллилуйя»; входной псалмический стих, диаконское возглашение: «Да будет мир с нами!»; 2 молитвы священника (1-я — прославляющая Имя Божие; 2-я — приуготовительная к шествию); процессия с Крестом, свечами, кадильницей и Евангелием на виму (при архиерейском богослужении — восхождение епископа на кафедру, где он остается до начала анафоры), когда поются тропари храма либо тропари в честь праздника и тропарь Кресту, а затем — гимн «Тебя, Господи», после восхождения на виму совершаются каждение, пение Трисвятого и чтение Священного Писания. На литургии всегда бывает 2 чтения из Ветхого Завета – «Закон» (из Пятикнижия) и «Пророки», хотя бывает так, что оба чтения берутся из пророческих, или вместо 2-го из них читаются Деяния святых Апостолов. За ними следуют чтения из Апостола и Евангелия. существует 2 основные лекционарные системы. Первая сохранилась в рукописях, большая часть которых содержит только новозаветные чтения. В целом она восходит к иерусалимской традиции. Совпадение чтений в 2 системах наблюдается только на 1-й седмице Великого поста. Перед чтением Апостола поётся изменяемый по дням стих псалма с «Аллилуйя». Далее следуют священническая молитва перед Апостолом и благословение читающего. Во время чтения Апостола совершается каждение. По окончании чтения поется псалом с «Аллилуйя», а затем следует проповедь, 2 ектении, священническая молитва, главопреклонение, возложение рук и удаление оглашенных и кающихся.
Литургия освящения (или верных) состоит из следующих элементов: умовения рук епископом; тропаря тайн; accessus ad altare (приближение к престолу, совершается без перенесения Даров, которые заранее приносятся в святилище священником или диаконом); молитвы входа перед царскими вратами; пения Символа веры; диаконской ектении, когда священник целует престол; священнической молитвы-апологии и молитвы-благодарения; снятия покрова с Даров и каждения; анафоры; молитвы о мире.
Литургия причащения строится по следующей схеме: священническая молитва перед преломлением Агнца; возношение Агнца; преломление и соединение Агнца после погружения одной его половины в Чашу; священническое благословение; диаконская ектения; чтение «Отче наш»; возглашение «Святая — святым»; общее исповедание веры («Един свят Отец, един свят Сын, един свят Дух! Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу во веки веков»); причащение священнослужителей; причащение мирян; благодарственная молитва; молитва «Отче наш»; заключительное благословение; раздача евлогии.
Св. закваску (malkā — царь), согласно канонам Церкви Востока, необходимо добавлять в каждый евхаристический хлеб. В каждый новый раствор муки для просфор добавляют крупицы старого освященного хлеба, и таким образом ставят новый хлеб в преемство с прежним. Однако закваской это вещество является только в сакраментальном смысле, поскольку по составу оно представляет собой смесь пшеничной муки, соли, оливкового масла и воды. При приготовлении просфор кроме св. закваски обязательно добавляется и обычная закваска. таинство освящения закваски совершается канонически только епископом в Великий четверг (такая практика сохранилась только в Индии, а в других местах этот обряд совершают приходские священники). По преданию, первая св. закваска была передана Иисусом ап. Фоме, а от него — Аддаю и Мари, которые завещали совершать это таинство епископам Церкви Востока. Вероятно, обряд появился в эпоху активного миссионерства, когда потребовалось скрепить единство митрополии с удаленными приходами.
Таинство Крещения. В древности был распространен чин Крещения без помазания, но с обязательным причащением как завершением чина. Современное чинопоследование сформировалось в VII в., при патриархе Ишояве III. Чин Крещения делится на 3 части. 1-я по структуре напоминает литургию оглашенных и может совершаться отдельно от Крещения. Она состоит из возложения руки и нанесения знамения Креста елеем из «рога помазания» на лоб крещаемого, (в это время поются антифоны, гимн «Тебя, Господи» и Трисвятое), чтения Писания (1 Кор 10. 1-13 и Ин 2. 23-3), ектений, молитвы возложения рук и отпуста. 2-я часть чина Крещения включает освящение елея в сосуде (сначала читается Символ веры, затем священническая молитва-апология и молитва освящения; новый елей знаменуется елеем из «рога помазания»), молитву водоосвящения (в крещальную воду крестообразно вливается елей из «рога помазания»), помазание елеем из сосуда всего тела крещаемого (священник помазывает грудь крещаемого, а диакон растирает елей по всему телу), погружение в воду. В 3-й части чина происходит облачение новокрещеного в светлые одежды, возложение руки священника и помазание органов чувств, объявление о том, что таинство Крещения совершилось.
Таинство Священства. Соборы V в. принимали решения о необязательном безбрачии духовенства, включая епископов, и до VI в. многие патриархи и епископы Церкви Востока были женатыми людьми, позже установилась традиция посвящать в епископы только давших обет безбрачия. Священникам же даже после рукоположения дозволялось жениться. Самая древняя рукопись с чинами хиротонии (Berlin. syr. 38, 1496 г.) содержит молитвы только для поставления чтеца, иподиакона, диакона и пресвитера, тогда как в более поздних встречаются чины для поставления епископа, митрополита, патриарха, архидиакона, шарара (ответственный за совершение служб суточного круга), хорепископа и диакониссы.
При рукоположении епископа нет характерного для византийской традиции предварительного избрания и провозглашения. Епископ рукополагается во время воскресной литургии в алтаре до начала шествия на виму. Момент рукоположения во пресвитера четко не определен. Диакон может рукополагаться и вне литургии. Диаконисса поставляется в диаконнике или баптистерии. Низшие чины поставляются возле или на самой виме (в древности это выглядело как восхождение по ступеням вимы). В современной практике функции диаконов, иподиаконов и чтецов часто исполняют нерукоположенные миряне. В целом исследователи отмечают сходство восточно-сир. чинов с древними иерусалимскими чинами.
Таинство Брака. Следуя Еф. 5, 26-27, где сказано, что Христос освящает церковь как супруг, церковь признаёт в браке образ соединения Христа и церкви. Основные комментарии по поводу таинства брака можно найти в решениях соборов 544 г. при Мар Абе, 585 г. при Мар Ишояве, 676 г. при Мар Гиваргисе.
Таинство Покаяния. Хотя сохраняется тесная связь Покаяния с таинством Евхаристии, практика устной тайной исповеди известна только в униатских Церквах. В Церкви Востока после анафоры совершается обряд общего покаяния: после краткой проповеди священник читает молитву и крестообразно знаменует кающихся Крестом, который он держит в руке. Перед причащением кающиеся вытягивают руки над кадилом. В древности священник совершал также возложение рук на кающихся, а в Великую субботу помазывал их крещальным елеем.