Вот как описывают свои собрания сами баптисты:
"Не существует официально утвержденной схемы богослужения для всех общин ЕХБ. Все зависит и от служителя и от состава общины. Хотя какие-то общие черты присутствовать могут - например, общее пение и проповедь. Обычно у баптистов богослужение в церкви не проходят ежедневно. Воскресные же богослужения проводятся по-разному, в зависимости от конкретной общины. Например, у нас это выглядит так:
Сначала музыкальное служение (где-то минут 20-30), потом проповедь (иногда две). Молитва. Хотя, конечно, в разные дни бывают немного по-разному (праздники, хлебопреломление, крещение и т.д.). В некоторых церквях есть практика не одной проповеди, а, например, трёх. Но общее направление таково - центральное место на богослужении отдаётся именно проповеди". /Москва/
Как мы уже говорили ранее - право проповеди предоставлено каждому члену общины.
"Несколько выделяются из общего строя богослужения, во время которых совершается Вечеря Господня - причастие. В этом случае все остальное служение: тематика пения и проповеди выстраивается под тему принесеня Господом жертвы за наши грехи. Так же и молитва посвящена покаянию и подготовке к дростойному принятию хлеба и вина. Помимо воскресного, как правило еще имеются собрания на неделе, но там уже места для экспромта больше и в качестве наиболее "типовых" можно выделить молитвенные служения. Проводятся обычно вечером буднего дня, элементы пения и проповеди присутствуют, но сводятся к минимуму, основная часть, понятное дело, молитва, как индивидуальная, так и общая. На неделе перед причастием опять-таки делается упор на покаяние и подготовку.
Бывают и другие собрания на неделе: молодежные, разборы слова, но там даже примерный "регламент", общий для всех, определить сложно"./Центральная Россия/.
Баптисты поют на собраниях духовные песни, которые сами же и сочиняют. В некоторых молитвенных домах слова песен даже проецируются со слайдов на экран для координации действий поющих.
«Священнодействиями в церквах Евангельских Христиан-Баптистов считаются: водное крещение, хлебопреломление (Вечеря Господня), рукоположение служителей, бракосочетание, молитва над больными и детьми, освящение молитвенных домов, погребение». [10]
В целях экономии места и времени, я приведу краткое описание священнодействий из баптистского богослужебного руководства
«Крещение
Крещение — это печать, удостоверяющая веру и обещание Богу служить доброй совестью (1 Петр. 3:21). Крещение следует преподавать только тем, кто "умер для греха" (Рим. 6:2), только тем, кто действительно "умерли для стихий мира сего" (Колос. 2:20), кто не будет впоследствии тосковать по "Египту", у кого никогда не будет стоять вопрос: «почему нельзя это или то». /Интересно, как можно определить заранее - будет человек впоследствии тосковать по Египту или нет./
Обычно принимающие крещение одеваются в белые халаты. Креститель может быть одет так же, как и крещаемые, но лучше, если он будет иметь специальный халат, возможно даже другого цвета (голубой).
При крещении креститель задает вопрос: "Веришь ли что Иисус Христос есть Сын Божий?" Принимающий крещение отвечает: "Верую". Крестящий подтверждает: "По вере твоей и заповеди Господней крещу тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа".
Оба говорят: "Аминь", после чего креститель один раз погружает крещаемого в воду.
Все мы понимаем, что крещение, как внешнее, то есть обрядовое, не спасает, но для переживших возрождение оно обязательно, так как действительно является элементом спасения".[10]
Как видим, для баптистов Крещение это не средство возрождения человека к новой жизни, а внешний знак приобщения уже "свыше рожденного" человека к церкви. Потерян сам смысл Таинства, что мы уже упоминали при описании учения Кальвина.
Вечеря Господня
"Вечеря Господня есть установление Самого Господа и для верующего имеет несколько значений: первое — это вспоминание голгофских страданий Иисуса Христа, "умершего за грехи наши" (1 Кор. 15:3). Второе — "смерть Господню возвещаете", то есть свидетельствуем о любви Божией ко всем людям с представлением им права "обратиться и быть живыми", то есть иметь прощение грехов (Исаия 55:3; Мф. 11:28). Третье — это возвещение о пришествии Иисуса Христа, "доколе Он придет" (1 Кор. 11:26), и четвертое — приобщаемся Тела и Крови Христовой (1 Кор. 10:16)".
Для совершения Вечери Господней используется специальная посуда: подносы (желательно не бьющиеся) для преломления в них хлеба, и чаши в виде кубков — для вина и, если участвующих много, кувшины.
Вечеря приготавливается на специальном столе и накрывается белыми салфетками и, возможно, общей накидкой, на которой могут быть вышиты слова из 1 Кор. 11:24-25. Желательно положить две салфетки (одну влажную, другую сухую), чтобы служители могли протереть руки перед тем, как будут преломлять хлеб. К каждой чаше с вином должна быть также салфетка, чтобы обтирать края чаши. На столе нужно иметь блюдечко или розетку с чайной ложечкой, чтобы в случае попадания в чашу соринки, вынуть ее.
Перед совершением преломления пресвитер зачитывает соответственное место Писания, затем берет хлеб в руки и, приподняв его, совершает молитву, после чего разламывает его на две и более частей и предлагает служителям, участвующим в преломлении, разломить на более мелкие части (кусочки). Не следует мельчить так, чтобы получились крошки, но чтобы были небольшие аккуратные кусочки. Нужно также учитывать количество участников, для чего брать соответственно булочку, да и преломляя, нужно учесть так, чтобы как можно меньше было остатка. При небольшом остатке его можно здесь же разделить между участниками, а если много, то после собрания остаток должны скушать служители (возможно с водой, так как это уже не Вечеря). Вечеря Господня совершается при особом благоговении и "испытании самого себя" (1 Кор. 11:28). В связи с этим даже члены церкви (к великому сожалению) не каждый раз могут участвовать. Однако оставаться длительное время вне участия абсолютно не нормально, так как сам член церкви своим неучастием в Вечере Господней подверг себя наказанию, а значит, его духовное состояние побуждает пресвитера обратить внимание на такого члена церкви, побеседовать с ним, разобравшись в сложившейся ситуации". [10]
Разумеется, баптисты не рассматривают хлеб и вино совершаемой Вечери Господней, как истинные Тело и Кровь Христа Спасителя.
Для них это просто символы. «Причастие - по-баптистски «хлебопреломление» - ничто иное как поминки по Иисусу Христу; иначе говоря - сакральное содержание Причастия подменено чисто символическим актом. Литургия, как пишет В.Солодовников, подменена у них «собранием», здорово напоминающим партийное; причем, сходство будет просто мистическим, если убрать христианскую лексику проповедников”.[25]
Бракосочетание
"Бракосочетание обычно проводится в торжественной обстановке на общем собрании церкви, где пресвитер сам (или поручит кому-то из одаренных служителей) сказать слово наставления, а затем задает некоторые вопросы молодоженам: «Признают ли они, что их брак благословен Богом? Дают ли обещание верности друг другу?» После этого предлагает молодым преклонить колена и совершаются краткие молитвы: родителей, невесты и жениха, после чего пресвитер возлагает на них руки (правую на жениха, левую на невесту) и совершает молитву, призывая Божие благословение на вступающих в брак. По окончании молитвы молодые встают, пресвитер объявляет их мужем и женой, поздравляя, приветствует их".
Надо сказать, что к разводу баптисты относятся крайне отрицательно. Человек, решившийся на такое действо, рискует выбыть из членов общины, что и произошло с одной моей корреспонденткой, муж которой спровоцировал развод, обращаясь с ней самым нехристианским образом. Впоследствии женщина перешла в православие. [10]
Благословение детей
"Благословение призывается в начале всякого дела. Поэтому и благословение детей следует осуществлять в их младенчестве. Такому порядку были воспитаны израильтяне (Лук. 2:21-24), этого придерживаются мусульмане и христиане некоторых конфессий до сего дня. Мы же глубоко убеждены, что крещение младенцев не соответствует Священному Писанию, однако не могут же дети остаться вне духовного приобщения, и таковым у нас — Евангельских Христиан-Баптистов — является служение благословения детей, что должны помнить родители и служители. Этому следует учить и наблюдать за соблюдением, чтобы не лишился народ Божий благословения.
Благословение детей совершается без всяких предварительных собеседований. Дети чисты пред Богом и, пока они не вкусили от мира греховных плодов, мы приносим их в молитве к Господу. Сам Христос повелел: "Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне" (Мф. 19:13). Служители при этом выполняют "служение свое", вверенное Господом, повелевшим "благословлять" (2 Тим. 4:5; Рим. 12:14)". [10]
Фирменный знак баптистов - "Мы же глубоко убеждены, что крещение младенцев не соответствует Священному Писанию."
Ну, что здесь можно сказать? Мы уже рассматривали протестантскую сотериологию, это ее логическое следствие.
Полностью извращено понимание первородного греха и Таинства Крещения. Если встать на позицию протестантов вообще и баптистов в частности, да, крещение младенца - действие противное логике, лишенное смысла.
Молитва над больными
"Это особый род служения и совершается он исключительно по просьбе больного. И лишь когда больной находится в тяжелом состоянии, так что не может заявить о своем желании, тогда об этом могут просить другие (Марк. 2:3). Это служение ни в коем случае не умаляет значение молитв: личных, семейных, друзей, проповедников и церкви, однако эти молитвенные служения не могут также заменить пресвитерской молитвы, описанной в послании Иакова: "возложат руки на больных, и они будут здоровы."