Смекни!
smekni.com

Библиотека и религия: современные направления в разработке вопросов информационно–библиографического обеспечения (стр. 4 из 16)

3.1 Библиотеки учебных заведений, религиозных организаций и монастырей

С середины 90-х годов ХХ века появляются новые виды православных библиотек. Этот процесс происходит благодаря появлению учебных библиотек при православных гимназиях, воскресных школах и лицеях, катехизаторских курсах, детских садах. Они функционируют как филиалы храмовых библиотек (церковных) и монастырей, либо самостоятельно.

В настоящее время в структуру библиотек Русской православной церкви входят: библиотека при центральном духовном ведомстве — Московской патриархии — Синодальная библиотека, библиотеки при монастырях и храмах (церквах), благочинические (окружные) библиотеки, учебные библиотеки, представленные достаточно широко при духовных учебных заведениях разного образовательного уровня — фундаментальные (духовно-академические) библиотеки Духовных академий — Московской, Санкт-Петербургской, библиотеки семинарий, епархиальных училищ, православных церковноприходских и воскресных школ, гимназий и лицеев, библиотеки историко-просветительских обществ и братств, личные библиотеки служителей православной церкви, ученых богословов и др.

Одно из крупнейших книгохранилищ Русской православной церкви — это библиотека Духовной академии и семинарии в Санкт-Петербурге.

Духовная библиотека как неотделимая часть церковного мира имеет его отпечатки: иконы по стенам вместо дежурных портретов, которые встрети­лись в любой светской библиотеке; непривычные рублики каталогов «Свя­щенное писание», «Патрология», «Агиография», «Гомилетека». В свободном доступе на абонементе в шкафах стоят новогреческо-русский словарь, учеб­ник древнегреческого языка, словарь церковных терминов.

Вместе с академиями и семинариями Петербурга библиотека ведет ро­дословную от «Словенской школы», учрежденной в 1721 году при Александро-Невском монастыре.

В конце 18 века монастырь получил высший статус — лавры. И вскоре здесь сложился полный образовательный комплекс: духовные училища, семинария, академия, а при них «библиотека довольная». В годы революции духовные школы разогнали, а библиотеку конфисковали. Ее собрание стало филиалом «Публички». Самые ценные древние рукописные книги до сих пор являются частью фонда РНБ.

В 1946 году Духовные академия и семинария открылись вновь. Постепенно стала возрождаться и библиотека. Освободилась от ряда своих религи­озных изданий и Библиотека Академии наук. Без больших проблем были по­лучены книги Римско-католической духовной академии.

Санкт-Петербургская духовная библиотека за 10 послевоенных лет при­готовила более 100 тыс. книг-сирот, которыми впоследствии делилась дуплетными изданиями с вновь образующимися духовными школами всей Рос­сии.

Собрание растет за счет — пожертвований. Сегодня собрание библиотеки насчитывает 250 тыс. томов, из них 70 тыс. на иностранных языках. Основу составляют книги духовного содержания. В разделе «Патрология» широко представлены творения святых отцов - как восточных (Василий Великий, Иоанн Златоуст), так и западных (Блаженный Иероним, Августин Гиппонский). Имеется литература о других христианских церквях, о всевозможных сектах.

Библиотека владеет многочисленными изданиями Библии: русскими, начиная со времен царя Алексея Михайловича, и иностранными на 60 языках и наречиях.

Личные собрания, подаренные библиотеке, входят в ее состав как неделимые коллекции.

Компьютеры позволяют входить в Интернет, таким образом, библиотека сотрудничает с другими духовными организациями, и библиотеками, обмениваясь литературой и своим опытом работы. ( стр. 30 - 32)

Другой крупнейшей библиотекой является библиотека при Московской духовной академии, которая была учреждена в Москве в 1685 году. Вначале она называлась Славянско-Греческо-Латинская. В 1814 году Московскую Духовную академию перевели в Сергиев Посад в Троице Сергиеву лавру, но название «Московская» осталось. Библиотека возникла одновременно с академией, и время ее существования исчисляется столетиями. Специфика ее в том, что она существовала при высшем учебном заведении и семинарии, являясь душой этих заведений и важным звеном в духовной школе. Практически всегда она была в центре внимания царской семьи. Например, благодаря покровительству Петра I фонд библиотеки достиг 212 тыс. экземпляров.

Особенность библиотеки в том, что ее фонды отражают профиль самой академии: преподавание и научная богословская работа по кафедрам.

Библиотека существует при учебном заведении, для вновь поступивших читается лекция, в которой дается информация о происхождении библиотеки, рассказывается о ее фондах, содержании, каталогах.

Библиотека поддерживает отношения со светскими библиотеками: РНБ, Государственной публичной исторической и ВГБИЛ. Совместно с РГБ проводятся семинары по работе с религиозной литературой. ( стр. 8 -10)

В первой четверти XVIII века в России были проведены важные преобразования в области культуры и просвещения, существенно повлиявшие на развитие библиотечного дела.

Появление новых типов библиотек закрепило наметившиеся к концу XVII века изменения в общественной и культурной среде. Наука, образова­ние и издательское дело перестали быть монополией Русской Православной церкви. Вслед за ними постепенно прекращается монополия и на библиотеч­ное обслуживание.

При Петре I впервые стал вопрос о значении библиотек и необходимо­сти их организации в широких масштабах, поскольку наблюдался интерес к образованию, связанный с общественными преобразованиями. В «Духовном регламенте» (1721 г.) подробно рассматривались роль и значение библиотек в деятельности учебных заведений духовного ведомства. Библиотеку начали рассматривать, с одной стороны, как неотъемлемую часть учреждения (в частности, учебного заведения), и, с другой стороны, как самостоятельное учреждение, предназначенное для содействия распространению просвещения, развитию экономики и науки в государстве. Цель ее деятельности видят не только в собирании книг, но и использовании библиотечного фонда, доступности находящейся в нем литературы для определенного мирского круга чи­тателей того времени. Важнейшим событием начала XVIII века явилось создание первой светской библиотеки — академической, Указ о создании которой был подписан Петром I в 1714 году.

Монастырские библиотеки в XVIII веке в собирании документов отхо­дят на второй план по сравнению с библиотеками нового типа - академической, публичной. Светская литература в монастырских библиотеках умень­шалась. Это объяснялось тем, что актуальная научная и художественная ли­тература, в которой общество испытывало особую потребность, сосредотачи­валась в этот период в библиотеках — академической, публичной, учебных, специальных, а прежняя литература по естествознанию, географии, матема­тике, медицине и другая монастырями постепенно утрачивалась. Такое по­ложение дел было характерно для центральной части России. На Урале, в За­падной Сибири, Западном Забайкалье (Бурятии) фонды монастырских и хра­мовых библиотек только начинали складываться.

В этот же период возникают проекты организации новых библиотек. Большое значение придавалось организации библиотек при учебных заведениях.

В проектах 1712 и 1714 гг. выдающегося деятеля петровской эпохи Ф.С. Салтыкова были выдвинуты принципы организации учебных и пуб­личных библиотек, создаваемых в помещениях монастырей, — и на основе их книжных фондов.

По решению конференции Сената и Святейшего Синода 27 февраля 1727 года Печатный двор передавался В. В. Киприанову при условии, кото­рое было оговорено в «Кондициях»: «Из церковных книг от каждого выходу присылать в Святейший Синод по книге, в библиотеку - по книге ж, а из ис­торических книг - по одной же книге в Дистанс-Академию... И никому без­денежно не давать» ( ).

Таким образом, в некоторые библиотеки, в том числе и православные, поступал обязательный экземпляр (ОЭ), наполняя их фонды, и являлся фор­мой текущего комплектования. ОЭ служил для создания алфавитного катало­га печатной продукции и выполнял библиографическую функцию. Издания, получаемые из Московской типографии, предназначались для «всегдашнего» хранения, иначе говоря, создавался фонд печатной продукции, хранящийся вечно, что впоследствии будет широко использоваться в национальных библиотеках России.

Духовное ведомство в XVIII веке участвовало в становлении государственной системы обязательного экземпляра документов, одновременно явля­ясь органом цензуры.

Кроме библиотек учебных заведений существует большое количество монастырских библиотек.

Соловецкий монастырь — самый северный в нашей стране — был круп­нейшим культурным центром, «цитаделью книжного просвещения». Обитель имела одну из лучших библиотек, в ней работали летописцы, иконописцы, действовала книгописная мастерская.

Очень условно можно назвать несколько книг, бывших в распоряжении первых игуменов Соловецкого Преображенского монастыря и составивших ядро будущей библиотеки. Важная веха в ее истории — конец XV века, когда игумен Досифей — при Зосиме, был простым монахом — отправлялся в город Новгород Великий, чтобы пополнить монастырскую библиотеку.

Досифей, образованный игумен, самолично и с помощью приглашенных мастеров занимался переписыванием книг, отбирая лучшие, наиболее авторитетные оригиналы, подправлял послесловия, делал вкладные приписки. В двух из них сохранились перечень 25 книг, отправленных на Соловки.

Известен Досифей, как автор одной из редакций Жития Зосима и Савватия, о чем он рассказал в «Слове о сотворении Жития начальников соловец­ких». Досифей записал по памяти все, что знал об основателях монастыря.

Так Досифей положил начало основанию разносторонней по составу библиотеки Соловецкого монастыря. Содержание рукописей, собранных игуменом говорит о широте взглядов Досифея, о его интересах к церковно-полемической тематике и лучшим образцам оригинальной русской литерату­ры. После Досифея библиотека непрерывно пополнялась.