Смекни!
smekni.com

Библиотека и религия: современные направления в разработке вопросов информационно–библиографического обеспечения (стр. 5 из 16)

В 1928 году книжное собрание Соловецкого монастыря — 1482 рукописи были переданы из Казанской духовной академии в Государственную публичную библиотеку имени Салтыкова-Щедрина (РНБ). ( стр. 63 - 65).

Синодальная библиотека при Андреевском монастыре на Воробьевых горах считается — первым просветительским учреждением в России. Мона­стырь основан Ф. Ртищевым в 1648 году. Андреевский монастырь существовал достаточно скромно и тихо до се­редины XVII века, когда Ртищев собрал украинских образованных монахов. Андреевский монастырь и Учительское братство, которое здесь было образо­вано, явились фундаментом для создания Славяно-греко-латинской акаде­мии, основанной братьями Лихудами.

Ученые монахи, пробыв около двух лет, перешли затем в Богоявленский монастырь, в Спасский монастырь и способствовали созданию первой академии, которая дала впоследствии две ветви: Московскую духовную академию и Московский государственный университет.

Новый период в истории Андреевского монастыря начался в августе 1992 года. 14 августа вышел указ Патриарха Всея Руси Алексия II о переводе в Андреевский монастырь Синодальной библиотеки. В монастыре работает воскресная школа, где учится около 30 детей разного возраста.

Библиотека монастыря взаимодействует и с государственными светски­ми библиотеками: учебными, юношескими. Монастырская библиотека помо­гает им в комплектовании духовной литературой — за собственный счет — монастыря. В соответствии с программой комплектования библиотека стремится ох­ватить как библиотеки светские, так и библиотеки ученых заведений Русской Православной церкви.

В данный момент библиотекой установлены тесные отношения с Ассоциацией богословских библиотек. В Венгрии проходила встреча по вопросам взаимодействия библиотек стран Восточной Европы. Библиотека входит в состав ИФЛА. В настоящее время библиотека активизирует связи со специальной библиотечной богословской ассоциацией. ( стр. 18 - 22)

Книжное обозрение учебной библиотеки Православного Свято-Тихоновского Богословского института, расположенного в г. Москве стало пополняться после открытия этого крупного учебного заведения в 1991 году. Библиотека, как структурное подразделение института была организована в 1992 году и в настоящее время это крупный информационный библиографический центр. Отбор литературы в фонд ведется в соответствии с потребностями преподавателей и студентов богословско-пастырского, катехизаторского, педагогического, историко-филологического факультетов. В структуре фондов библиотеки существует фонд иностранной литературы.

В 1998 году был издан библиографический указатель книг на русском и церковно-славянском языках за 1918 – 1993 годы «Православие», подготовленный библиографами РГБ при участии преподавателей института и сотрудников библиотеки. Подробная информация о данном указателе будет даваться ниже.

Большинство библиотек среднего и низового уровня — епархиальные, монастырские, храмовые, а также библиотеки благочинические, епархиальных духовных училищ, православных гимназий, воскресных школ — воссоздаются заново. Данный процесс продолжается и в настоящее время.

3.2 Православная библиотека наших дней

В своем интервью директор Синодальной библиотеки Московского Патриархата протоиерей Борис Даниленко говорил о том, что необходимо созда­вать уголки православной литературы в светских библиотеках города, рай­она, в больницах и т. д. Такой опыт уже существует.

Роль своеобразного клуба, занимающегося духовным просвещением, выполняет библиотека православной культуры «Благовест», созданная, в Кирове (Вятка) результатом созидательных усилий администрации города, Вятской епархии (архиепископ Вятский и Слободский Хрисаиф), муниципально­го учреждения «Библиотека» весной 1998 года.

В наследство от библиотеки № 22 она получила не только помещение и фонд славянской литературы, но и коллектив высокопрофессиональных сотрудников, посвятивших многие годы своему делу. Не отвергли здесь и преданных библиотеке-предшественнице друзей-читателей, у которых появи­лась возможность включить в круг своего чтения православную литературу.

Каждую субботу в «Благовесте» проходят встречи со священником Свято-Серафимовской церкви отцом Павлом, который по благословению архиепископа Вятского и Слободского Хрисаифа шефствует над «Благовес­том». Тематические беседы, православные видеофильмы вызывают живой интерес.

Человеку, едва почувствовавшему тягу к вере, сложно иногда сразу прийти в храм, обратиться к священнику. Прийти в библиотеку, которая внешне является светским учреждением, а по существу православным, психологически проще. И в том смысле значение такого учреждения трудно переоценить.

Много работает библиотека со школьниками. Проводятся беседы, встречи: «Пушкин и православие», «По православным мотивам в «Преступлении и наказании» Достоевского» и др.

Катастрофически увеличивается число детей с отклонениями в умственном развитии. А им особенно необходимо слово Божье. Поэтому из важнейших дел «Благовеста» стало сотрудничество с коррекционной школой. Биб­лиотека планирует провести цикл встреч читателей с православными медиками.

Самая насущная из проблем — недостаточный объем книжного фонда: большинство пользующихся спросом книг имеется лишь в одном экземпляре. С периодикой положение лучше, оформлена подписка на два десятка православных журналов и газет.

Первая в Кирове православная библиотека «Благовест» не одинока — в городе открыты православные детсад и гимназия, проводит набор первых слушателей вятский филиал Московского Православного Свято-Тихоновского богословского института. ( стр. 90 - 91; стр. 25).

Этот процесс продолжался в частности на Ставрополье. Новая, непохожая на другие категория читателей появилась в библиотеке города-райцентра Изобильного. С открытием в ее стенах специального отдела православной литературы сюда обращаются прихожане и клир местных церквей. Не имеющий пока аналогов ни в одной из библиотек края отдел открыт при ак­тивном участии благочиния Изобильненского округа Ставропольской епар­хии. И рассчитан на всех, кто интересуется историей христианства, православной культурой, духовным наследием отцов церкви. Тем более, что значительную часть собрания из 400 томов составляют богословские и философ­ские труды, а также публицистика. Но для верующих новшество представля­ет особую ценность: если Библия у многих из них есть дома, то другие церковные книги, включая богослужебные, в большом дефиците. ( стр. 4)

Очевидно, что названные нами примеры к настоящему времени не единичны, поскольку процесс возникновения таких библиотек или отделов при библиотеках продолжается.

3.3 Опыт работы государственных библиотек по проблемам религии и церкви

В предыдущих параграфах было сказано, как изменилось отношение и религии и рассмотрена роль библиотек в духовно-нравственном обновлении общества.

Была дана краткая характеристика деятельности библиотек религиозных организаций и учебных заведений. Здесь следует сказать о том месте, которое занимают государственные, т.е. светские библиотеки в непростом процессе преображения общества, возрождения религиозной жизни России.

Перед большинством библиотек с начала 90-х годов встала задача определить свои позиции в обслуживании книгами религиозного характера. Вопрос стоял не в том, чтобы сделать это направление приоритетным, а в том, чтобы предоставить возможность удовлетворять все духовные интересы, в том числе и религиозные. Но в этот момент решить эту задачу было очень сложно, поскольку литературы по соответствующей тематике в библиотеках не было.

Между тем, поток религиозной литературы, издаваемой и светскими, и религиозными организациями, постепенно увеличился. И, конечно, в на­стоящее время многие массовые библиотеки уже нашли пути решения этого вопроса.

Многие библиотеки активно используют издания зарубежных миссио­нерских обществ, установив с ними как прямые контакты, так и через анало­гичные отечественные организации. В каждом регионе существуют религиозные общества, организации, объединения, которые готовы оказать помощь. ( , с. 64)

Одной из форм сотрудничества библиотек и церковных организаций является проведение научных конференций и семинаров.

Библиотеки разных типов и разного уровня значительное внимание уделяют различным видам массовой работы с читателями, используя установившиеся связи с религиозными деятелями и организациями.

При библиотеках действует уже немало курсов, кружков, связанных с религиозной тематикой. Одно из новшеств — открытие специальных залов религиозной литературы, о которых будет сказано далее. Подобные инициативы наблюдаются как в регионах, так и в Москве и Санкт-Петербурге. Такие залы посещаются духовными особами и окропляются святой водой.

На страницах специальной печати освещается опыт целого ряда библиотек. Разумеется, какие-то формы работы во всех библиотеках повторяются, но в то же время, каждая библиотека может привнести что-то свое.

С этой точки зрения заслуживает внимание исследование «Библиотека и формирование духовных интересов молодежи» ( ), предпринятое коллективом библиотечного факультета Тамбовского государственного института культуры (ныне факультет университета) с помощью студентов старших курсов заочного и дневного отделений в начале 90-х годов. Оно было проведено на базе городской ЦБС, ОУНБ им. А.С. Пушкина, ОДБ и ОЮБ им. С.Н. Сергеева-Ценского.

При проведении этого исследования изучался процесс комплектования библиотек литературой по проблемам религии и церкви, анализировалось влияние различных форм и методов работы на восприятие читателями литературы и произведений искусства религиозной тематики.