II. Слова Иисуса о приходе Сына человеческого во славе надо понимать не образно – апокалиптически, а пророческо – исторически, и тогда они могут означать Божественное оправдание Его пророческой вести о грядущем бедствии на народ и разрушении Иерусалима и Храма. Приход во славе (то есть для суда) Сына человеческого, есть ни что иное как разрушение Иерусалима и Храма и отнятие у Израиля статуса народа Божьего (Мф.21,43). Однако вряд ли обвинители Иисуса поняли (если вообще кто – то из них дожил до Иудейской войны), что за то, что они казнили Иисуса Мессию Израилеву, Бог руками римлян наказал их разрушением Иерусалима и Храма во исполнение слов Иисуса в Мк.14,62 и отнятием у Израиля статуса народа Божьего (в это уж иудеи не поверят никогда).
Таким образом, даже если допустить, что слова Иисуса Своим ученикам о приходе Сына человеческого во славе исполнились тем, что Бог оправдал Его (воскресив) и дал возможность вновь явиться ученикам, а слова Иисуса Своим обвинителям исполнились в разрушении Богом руками римлян Иерусалима и Храма, то как можно объяснить сильнейшие эсхатологические ожидания христиан второго и третьего поколения связанные с приходом Господа Иисуса и наступлением Царства Божия, что отражено уже в самом Новом Завете (см. Деян.3,19-21; 1Кор.16,22; 1Фесс.3,13; 4,15; 2Фес.1,7; 2,1-2; Откр.22,20). Тут возможно несколько вариантов.
1. Или Сам Иисус мыслил Свое оправдание, как славное пришествие Сына Человеческого во славе Отца Своего, для спасения учеников и суда над своими обвинителями в ближайшее время, и установления Царства Божия, но эти апокалиптические ожидания Иисуса не сбылись (видимо честно надо признать, что все во власти только Отца небесного Мк.13,32, а не лицемерить или лукавить). Однако, признавая без обиняков этот факт, необходимо сразу же сделать два замечания.
Во-первых, там, где в речах у Иисуса звучали нотки близкого конца, речь идет не об апокалиптических спекуляциях, не об указании сроков — это Он самым резким образом отвергал, — но о духовной оценке ситуации. Ее лейтмотив: час исполнения настал, Царство Божие являет себя уже здесь и сейчас, в служении Иисуса; скоро наступит катастрофа, которая станет прелюдией к окончательному приходу Царства. Пользуйтесь тем, что еще есть время; дело идет о смерти или жизни. Если эту духовную оценку выразить одной фразой, то она заключается в том, что Бог дал последнюю отсрочку Израилю. Важнейшая функция эсхатологии поддерживать знание об отсрочке в активном состоянии.
Во-вторых, и это еще более важное замечание: к своим словам, предполагающим близость конца, сам Иисус добавляет удивительное ограничение: Бог может сократить период бедствий ради избранных, вопиющих к нему день и ночь (Лк.18,7сл), а также Он может внять взывающим «да приидет Царствие Твое». Бог не только может, Он это сделает. Если бы Он сохранил первоначально установленную продолжительность периода бедствий, никто не смог бы выдержать, «но ради избранных сократил Он эти дни» (Мк.13,20). Слово εκολοβωσεν «сократил» воспроизводит семитский пророческий перфект (Божие действие совершившееся в прошлом, результат которого длится в настоящем), то есть выражает абсолютную уверенность. Однако Бог может услышать также и обратную просьбу: «Оставь ее и на следующий год» — и продлить отсрочку (Лк.13,6-9). Следовательно, Иисус считается с тем, что Бог может отменить собственную священную волю. Эти слова принадлежат к числу самых сильных высказываний Иисуса. Бог упорядочил ход истории и назначил час суда. Мера грехов переполнилась (Мф.23,35; Лк.11,51). Время суда настало. Но воля Бога не является неизменной. Отец Иисуса — это не неподвижный, неизменный, определяемый только через отрицание Бог, к которому бессмысленно обращаться с молитвой, а милостивый Отец, внемлющий молитвам и заступничеству (Лк.13,8; 22,31сл) и в Своем милосердии способный отменить Свою Собственную священную волю. Выше святости Бога ставит Иисус милость Отца, который Своим сокращает период бедствий, а неверующим может продлить отсрочку, предоставленную для покаяния. Все человеческое существование в условиях ежечасно грозящей катастрофы держится Отчей отсрочкой: «Оставь ее и на этот год... не даст ли плода» (Лк.13,8-9). Речения Иисуса о самоотмене божественной воли опираются на пророческое представление о раскаянии Божьем, которое подробнее всего развернуто в антитетическом параллелизме в Иер.18,7-10.
2. Или ученики поняли его неправильно, придав образно – апокалиптическому языку Иисуса буквальное значение (ведь мы видим, как часто ученики не понимают слов Иисуса и придают Его образным и метафорическим словам буквальное значение. Даже после Воскресения они явно чего-то не понимают и ложно на что-то надеются см. Деян.1,6-7).
3. Или ни Иисус, ни Его непосредственные ученики не мыслили приход Сына человеческого в буквальном смысле, как наступление Судного дня, как сейчас мыслится Второе пришествие церковной догматикой (ибо ближайшие ученики Иисуса уже пережили Его Второе пришествие в событиях Воскресения), а эту концепцию развили ученики второго поколения, на ней так настаивают Павел и его ученик Лука (в посланиях же Иакова, Петра и Иуды ожидается приход Господа Саваофа или «дня Господня», а не Иисуса Иак.5,7-8; 2Петр.3,3-13; Иуд,14), те которые не видели ни земного Иисуса, ни Иисуса воскресшего, но так хотели видеть Его приход уже как Царя и Господа. Однако и их ожиданиям не суждено было сбыться.
Из всех этих вариантов наиболее правдоподобным с исторической точки зрения может являться только первый. Только он объясняет и наличие у Иисуса речений о скором пришествии во славе Сына человеческого для суда, и эсхатологическую веру первых христиан в скорое пришествие Иисуса как Царя и Господа, и наступления Царства Божия. Для «ортодоксов», которые ни за что не согласятся с возможностью Иисусовой ошибки в эсхатологии могут подойти пункты I и II(я понимаю, что они с жаром будут спорить против пунктов 1,2,3) этими построениями я обязан новозаветным экзегетам «третьего поиска» в частности Томасу Райту и его книге «Иисус и победа Бога».