От периода персидского и эллинистического господства у нас тоже мало свидетельств об упованиях на Мессию. В эту эпоху были известны обещания Господа Давиду и пророчества о будущем царе из колена Давидова (ср. Сир.47,11,22; 1Макк.2,57), но исполнение обещанного откладывалось на далекое будущее. Вероятно, это справедливо и для периода гонений Антиоха Эпифана, хотя некоторые тексты (ср. 1Ен.90,9, 37-38; 1Макк.3,4) могут быть интерпретированы иначе. Однако в правление династии Хасмонеев надежда на явление царя-помазанника, избавителя Израиля, крепнет. В Кумране ожидали двух помазанников: Мессию-первосвященника и Князя Собрания, возглавившего общину последних времен. И в других источниках иудейской литературы этого периода появляются упоминания царя-помазанника (Пс Сол 17), но из дошедших до нас текстов лишь в тех, что относятся к периоду после смерти Ирода (4 до н.э.), непосредственно говорится об обещанном и ожидаемом помазаннике. После смерти Ирода в 4 до н.э. евреи требовали у его сына и наследника Архелая целого ряда реформ. В праздник Пасхи, когда накал страстей достиг апогея, Архелай послал в Иерусалим войска, и тысячи благочестивых паломников были убиты. Этот поступок спровоцировал восстание во всех главных областях царства Ирода, причем некоторые мятежи шли под знаком мессианского движения. Иосиф называет некоторых вождей: Иуда, сын Иезекии; Симон, раб царя Ирода; Атронгес. Иосиф однозначно указывает, что каждый из этих людей претендовал на то, чтобы сделаться царем Израиля. Все эти «мессии» происходили отнюдь не из знати, а приверженцами их были в основном крестьяне. Основной целью революционных движений было свергнуть власть Ирода и римское правление в Палестине. Мятежники сражались с римлянами, а также нападали на усадьбы знати и резиденции царя. Несомненно, таким образом выражалось недовольство, накопившееся за годы социального неравенства. Вар, легат Сирии, принял ответные меры, расквартировав в стране два легиона (по 6 тыс. человек) и четыре отряда кавалерии (по 500 человек) в дополнение к войскам, уже находившимся в Иудее, и вспомогательным отрядам, набиравшимся муниципальными властями и правителями этой области. Несмотря на столь большой гарнизон, подавить мессианские движения оказалось не так-то просто.
Отсутствие письменных источников мешает выявить какие-либо мессианские движения в период между этими мятежами и первым иудейским восстанием (разумеется, не считая последователей Иисуса). В связи с первым иудейским восстанием Иосиф Флавий называет два мессианских движения, которые заслуживают упоминания. Первое возглавлял Манаим, сын Иуды, прозванного Галилеянином, который отправился во главе своих приверженцев в Масаду, разбил здесь арсенал Ирода, вооружил кроме своих земляков, разбойников, и с этой толпой телохранителей вступил, как царь, в Иерусалим, стал во главе восстания и принял руководство над осадой.
Второе мессианское движение, упомянутое Иосифом, было возглавлено Симоном бар Гиора (т.е. «Симоном, сыном прозелита»). В 66 н.э., в самом начале войны, Симон помог атаке евреев на Цестия, напав на арьергард римлян. Мессианское движение Симона также было вызвано жестокостью угнетения народа израильской знатью. Когда Симон взял под свой контроль сельские области Иудеи и Идумеи, жители Иерусалима попросили его возглавить оборону против римлян. После междоусобицы, в результате которой Симону удалось устранить зелотов и Иоанна из Гисхалы, он взял под свой контроль Иерусалим. Симон был приверженцем строжайшей дисциплины, и его борьба с Римом первое время была весьма успешной, однако римская армия имела неоспоримое численное преимущество. Симон сдался в плен, одетый в белую тунику и пурпурный плащ, как подобает царю евреев, и был отправлен в Рим, где подвергся ритуальной казни. Мессианское движение Симона оказалось самым значительным из описанных Иосифом Флавием. Оно продолжалось около двух лет и, вероятно, подогревалось эсхатологическими ожиданиями.
Последним мессианским движением еврейской древности, о котором сохранилось письменное сообщение, стало восстание Симеона бар Кохбы (132-135 н.э.). Рабби Акива объявил, что Симеон действительно является Мессией, и большая часть иудейского крестьянства откликнулась на его призыв. Симеон на три года освободил страну и даже успел отчеканить монету с надписью «Год I освобождения Израиля». Когда подоспела многочисленная римская армия, Симеон перешел к партизанской тактике и навязал римлянам долгую изнурительную войну. Тем не менее римляне в конце концов «истребили, уничтожили и искоренили» мятежников во всей стране.
3. Революционные пророки
Несмотря на активную деятельность пророков вплоть до I в., практически отсутствуют доказательства, что евреи ожидали скорого прихода обещанного эсхатологического пророка. Нет также и данных, свидетельствующих об ожидании пророка, подобного Моисею*, о котором говорится во Второзаконии - 18:18. Более распространены надежды на возвращение Илии (см. Илия и Елисей), но никто не претендовал назваться вторым Илией. Итак, появление пользующегося популярностью пророка, которому приписывалась бы эсхатологическая роль, нельзя сводить лишь к исполнению обычных народных чаяний.
Хорсли удачно провел разграничение между «пророками народных движений» и «пророками-оракулами»: последние больше напоминают пророков классического периода, таких, как Осия и Иеремия; они предсказывают суд или избавление. Пророки-оракулы, сулившие избавление, возникают непосредственно перед первым еврейским восстанием и во время него. Характерно, что пророки-оракулы, предсказывающие суд, были приняты плохо: общество воспринимало их как угрозу существования и вынуждало замолчать.
Народные пророки. Пророки народных движений, напротив, становились вождями больших масс крестьян. Власти обычно рассматривали их деятельность как мятеж и для подавления направляли войска. Такие пророки и их последователи обычно провозглашали эсхатологическое избавление. Освобождение в результате вмешательства Бога должно было вот-вот наступить: евреи перестанут быть покоренным народом и сами будут вновь править Палестиной, страной, которую назначил им Господь. О вождях этих народных движений Иосиф в целом отзывается так: «Обманщики и прельстители, которые под видом божественного вдохновения стремились к перевороту и мятежам, туманили народ безумными представлениями, манили его за собою в пустыни, чтобы там показать ему чудесные знамения его освобождения».
Ввиду явного социального неблагополучия эти пророки учили, что Бог скоро преобразит нынешнее устройство общества, полного угнетения и несправедливости, в век мира, процветания и справедливости. В ответ на их призыв многие крестьяне покидали свои дома, работу, деревню и следовали за такими харизматическими лидерами в пустыню. В пустыне они ждали, что Бог явит им чудеса и знамения, очистит свой народ и осуществит эсхатологический замысел спасения, который Он уже открыл людям через пророка. Настало время, когда Бог должен вмешаться в ход истории и поразить врагов Израиля.
Самаряне. Эти пророки появились во время правления Понтия Пилата. Интересно отметить, что первое движение зародилось среди самарян. Самаряне, подобно евреям, почитали Моисея как пророка и ожидали грядущего явления нового Моисея (taheb), который восстановит Храм Соломона на горе Геризим. Иосиф описывает движение самарян следующим образом: «Не обошли волнения и народ самарян, ибо некий человек, не страшившийся обмана и охотно прибегавший к нему для возбуждения толпы, повелел им собраться толпой и следовать за ним на гору Геризим, которую они считают наиболее священной. Он обещал явить им, когда они доберутся туда, священные сосуды, зарытые на том самом месте, где положил их Моисей. Те, кого ему удалось убедить этой речью, явились с оружием и расположились в деревне, называвшейся Тиратана. Там они поджидали задержавшихся, желая подняться на гору в как можно большем числе, однако Пилат воспрепятствовал их восхождению, выслав отряд кавалерии и тяжеловооруженной пехоты. Воины напали на тех, кто успел собраться в пещере, одних убили, прочих разогнали, а многих захватили в плен. Пилат казнил вождей, а также наиболее известных людей из числа обратившихся в бегство».
Февда. Примерно 10 лет спустя, около 45 н.э.. началось второе значительное эсхатологическое движение. Одним из его организаторов был некий Февда (скорее всего, не тот, который упоминается в Деян 5:36 Эти события происходили во время правления Фадуса (44-46 н.э.); они также описаны у Иосифа Флавия: «Когда прокуратором Иудеи был Фадус, некий шарлатан по имени Февда уговорил большинство простых люде! взять все свое имущество и следовать за ним к реке Иордан. Он называл себя пророком и утверждал, что по его приказу воды реки расступятся и пропустят их. Такими обещаниями он сумел многих обмануть, но Фадус не попустительствовал подобному безумию. Он выслал отряд кавалерии, который, внезапно напав а толпу, многих перебил, а многих захватил в плен. Схватив Февду, ему отрубили голову и отнесли ее в Иерусалим». По-видимому, к движению Февды примкнуло множество иудеев. Флавий, явно преувеличивая, говорит даже о «большинстве простых людей». Вероятно, Февда призывал к «Исходу», считая себя новым Моисеем, призванным вывести народ из рабства (как из Египта), и через Иордан (как через Чермное море) в пустыню, чтобы там Бог подготовил их к новым победам. Решительные меры, принятые Фадусом, показывают, насколько власти боялись подобных движений. Молниеносное уничтожение приверженцев Февды, скорее всего, говорит о том, что в отличие от большинства мессианских движений последователи этого пророка шли безоружными. Февда подвергся посмертному надругательству: его голова была выставлена на всеобщее обозрение в назидание и предостережение всем пророкам народных движений.