Ангелы
Христиане веруют в святую Троицу и Богородицу, иудеи – в Иегову, мусульмане – в Аллаха и пророка его Магомета. Ангелы же остаются пограничным для всех религий явлением. Они – окружение богов, они используют их волю. Вездесущие и незримые, ангелы принадлежат к духовным сущностям, способным общаться с человеком напрямую. Поэтому часто ангелов представляют антропоморфными. Будь то перуанский дух-сокол Коакити, который возник перед очами шамана Кампу в виде крылатого человека, или четыре «гром-птицы» североамериканских сиу, явленные миру в образе крылатых людей.
Вера в сверхъестественных посланцев богов архетипична для многих культур древнего мира. В них люди ощущали силы, которые связывают высшую и низшую сферы сознания, небо и землю. Ангелы действуют в нас или через нас: одних они защищают, другим приносят божественные загадки или наносят вред. Ангелоподобных созданий мириады.
Впрочем, и люди могут возноситься и принимать на себя ангельский чин. Так, христиане веруют, что избранные, как например библейский патриарх Енох, взбирались по Лестнице Иакова – Древу Жизни – и становились ангелами.
Само слово «ангел» переводится с древнегреческого как «вестник», «посланец». Это определение для лучезарного крылатого посредника между Богом и людьми получило наибольшее распространение у иудеев и христиан.
Небесные иерархии
Бесчисленный ангельский род люди издревле пытались упорядочить в соответствии со своим представлением о той роли, которую ангелы играют в Божественном провидении.
Иудеи располагали ангелов по иерархической лестнице в десять ступеней:
1) Кадошим – пресвятые
2) Осрамим – быстрые
3) Оралим – сильные
4) Шасмалим – пламенные
5) Серафим – искры
6) Малахим – посланцы
7) Элохим – божественные
8) Бенэлохим – дети Божии
9) Херувим – ангелы-быки
10) Ишим – одушевленные
Иерархию ангельских чинов на основе текстов Ветхого и Нового Заветов впервые выстроил Псевдо-Дионисий Ареопагит. Согласно ему, существуют девять ангельских чинов, которые в свою очередь собраны в триады.
Триада первая (приближенные к Богу):
- серафимы
- херувимы
- престолы
Триада вторая (божественная основа мироздания):
- силы
- господства
- власти
Триада третья (непосредственная близость к человеку):
- начала
- архангелы
- ангелы
Серафимы, херувимы, силы, а также ангелы упоминаются еще в Ветхом Завете. Господства, начала, престолы, власти и архангелы – в Новом Завете.
Видеть воочию и именовать великих ангелов – в традициях не только иудаизма и христианства. Так, известно, что пророк Магомет получил Коран от Бога через архангела Гавриила, того самого, который сообщил деве Марии, что она родит Христа. Магомет рассказывает, как Гавриил сошел к нему в своем собственном обличье такой красоты и священной славы, такого величия, что все жилище было им озарено. Его белизна была ярче, чем у снега, лик сиял красотой, волосы ниспадали локонами, а над бровями сиял нимб.
Ветхозаветному пророку Иезекиилю в Вавилоне предстало видение – четверо животных, или ангелов, «и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла», и «подобие лиц их – лице человека и лице льва с правой стороны…а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех» Они шли куда их вел дух, «каждое в ту сторону, которая пред лицом его». Четыре колеса, у которых ободья «высоки и страшны», шли за ангелами, «вокруг полны были глаз».
В «Зогаре», или «Книге Сияния», прибавлено, что эти четверо животных («гайот») зовутся Ганиэль, Кафзиэль, Азриэль и Аниэль и что глядят они на восток, север, юг и на запад. В «Сефер Ецира» четвероликие ангелы Книги Иезекииля – десять чисел, которые вместе с двадцатью буквами алфавита послужили для сотворения нашего мира.
От четырех ликов евангелисты позаимствовали свои символы: Матфею достался ангел, который иногда воплощается в виде бородатого мужчины; Марку – лев; Луке – бык; Иоанну – орел – за возвышенный полет его веры.
Но это все символы и видения из тьмы ушедших веков, а кого же из ангелов и в каком обличье видят люди в наше время? Как показывает статистика новостей, теперь люди склонны принимать ангелов в образе инопланетян и НЛО.
Вот одна из историй, потрясших мир в 1917 году, которая как раз и показывает, что за ангелы вторгаются в нашу современность. Тогда в португальском селении Фатима после явления Богородицы трем девочкам большая толпа видела диск-«солнце», опустившийся близко к земле, и все уверовали, что было то ангельское воинство, свита Богородицы. Позднее таинственный диск интерпретировали как летающую тарелку. Неужели ангелы в скафандрах и с антигравитационными ранцами, вместо крыльев, за плечами – то, что дано нам понять? Конечно, мы можем подшучивать над такими теоретиками, как Барри Даунинг, утверждающий, что ветхозаветные пророки Илья и Иезикииль путешествовали на НЛО. Хотя, с другой стороны, никто не доказал обратное.
Божья кара
Может ли человек обратиться в камень? Языческие легенды и библейские сказания показывают, что это вполне реально и не раз случалось в древности. А современная наука не исключает, что подобная трансформация возможна в действительности. Вопрос в том – по чьей воле и как она происходит?
Рассказывают, что однажды в Самаре окаменела девушка. Звали её зоя. На рождественский пост она устроила вечеринку, и в ожидании жениха Николая, сняла икону Николая Чудотворца и принялась кружить с ней по комнате со словами: «Если Бог есть, он меня накажет!» Тогда-то и случилось невероятное. Грохот и шум совершенно заглушили музыку. Ослепительно вспыхнул свет, будто молния сверкнула, и как смерч пронесся по комнате. В ослепительном столбе света застыла окаменевшая Зоя.
Она стояла как мраморное изваяние. К ней подходили и убеждались в невозможном: её тело стало камнем! Гостей как ветром; мать Зои, когда вернулась из церкви, лишилась чувств. Так девушка простояла в комнате 128 дней и ночей. Её сердце билось, врачи пытались делать уколы, но иглы шприцев ломались. Зоя не ела, хотя были попытки кормить её. Трудно представить, что пережила ее мать, молившаяся ночи напролет. Самые молодые из милиционеров, несшие вахту у «статуи», не выдерживали, они седели, потому что ночами девушка душераздирающе кричала: «Молитесь, молитесь за грехи наши! Мир в грехе гибнет! Земля в беззаконии горит!» Когда обратились за помощью к одному из высших церковных сановников, он якобы сказал: «Кто наказал, тот и помилует!» Окаменевшие руки девушки не отдавали никому икону Чудотворца. Только на праздник Рождества Христова некий отец Серафим сумел освободить образ святого Николая и вернуть его на место. Перед этим он освятил всю комнату. Но самый странный визит Зое нанес старец. Откуда он возник – никто не знал и не знает. Милиционеры дважды отказались его пустить в квартиру. Но в день Благовещения он был допущен к девушке и произнес три слова: «Что, устала стоять?» А потом исчез… На праздник Пасхи Зоя вернулась к нормальному состоянию. Её тело вновь стало упругим и мягким. Девушку уложили в постель. «Кто кормил тебя?» - спрашивали Зою. «Меня голуби кормили», - отвечала она. На третий день Пасхи девушка скончалась…
«Можно было бы придумать что-нибудь более правдоподобное», - подумал я по прочтении этой печальной истории. Но мне пришлось вспомнить о ней весной 1997 года в Москве на III Международной конференции «Особые состояния сознания человека. Экспериментальные и теоретические исследования в парапсихологии ». В перерыве я обсуждал с одним из участников только что прослушанный доклад. И он рассказал мне, что в молодости стал свидетелем настоящего отрицательного «чуда».
С комсомольской агитбригадой он ездил по отдельным деревням Северного Урала, ведя антирелигиозную пропаганду. Это было время, когда по указанию тогдашнего генсека Хрущева повсюду закрывались церкви. В одной из деревень их лидер Михаил узнал, что перед закрытием церкви иконы из нее сельчане разобрали по домам и что главную, «намоленную», спрятала старушка по имени Алевтина. Теперь, если кто-то в семье тяжело болен, все ходят к ней помолиться. Причем это якобы помогает лучше любых лекарств.
Естественно, Михаил не мог пройти мимо такого «вопиющего мракобесия». Он властно потребовал у Алевтины «размалеванную доску», смущающую людей. Алевтина долго уговаривала его не трогать икону, но безуспешно. Тогда она отдала намоленную икону, слезно умоляя не осквернять ее, чтобы не случилось беды, а передать в местный краеведческий музей. Михаил пообещал выполнить просьбу. Однако, когда вечером комсомольцы топили печь, Михаил принес икону и заявил, что собственноручно отправит ее в огонь, дабы не возиться со старой рухлядью. Он открыл дверцу печи, взял икону в обе руки и уже сделал движение, чтобы бросить ее, как вдруг замер. Кто-то сказал: «Бросай, чего ждешь?». Но тот ничего не отвечал, продолжая стоять в странной позе с вытаращенными глазами, на лице его застыла гримаса – тень прежней улыбки. А главное, он не мог пошевелить ни рукой, ни ногой, ни согнуться, ни разогнуться. Кто-то предложил отнести Михаила в только что истопленную баню и как следует пропарить. Так и сделали, принялись охаживать вениками, но толку никакого. Вот только икона выскользнула из его рук. Но на это никто не обратил внимания. В ту ночь никто так и не уснул. А чуть свет завернули нашего Михаила в тулуп, погрузили в полуторку и отвезли в районную больницу. Позднее от кого-то слышал, будто Михаила через несколько месяцев отправили в какой-то медицинский институт, поскольку местные врачи оказались бессильны помочь ему.
По мнению моего собеседника, это был типичный случай дистанционного энергоинформационного воздействия. Видимо, старушка Алевтина была сильным экстрасенсом и ввела Михаила в транс, когда почувствовала, что ее икону собираются сжечь.