Реферат
Тема: Бог. Ангелы. Божья кара
Бог
Люди склонны доверять тому, что видят. Умытый лучами солнца мир им кажется реальней, чет тот, в котором действуют духовные сущности – Бог, дьявол, ангельская рать. Исследовать «тот мир» - почти то же самое, что исследовать самих себя. Поэтому в познании потусторонней стороны действительности человек продвинулся значительно дальше, нежели в изучении призраков мира иного. Тот мир до сих пор полон для нас «белых» пятен; их, быть может, со времен Платона и Пифагора только прибавилось. В пыльных строках старинных манускриптов мы до сих пор много не в состоянии прочитать.
Смыслы за семью печатями сегодня штурмуют ученые. Прежний конфликт истинной науки и исследователей паранормальных явлений (магов, мистиков, алхимиков, религиозных деятелей) утратил свою остроту. Шаг за шагом человек возвращается к формуле познания Кеплера и Ньютона. Первый, как известно, открыл законы движения планет в поиске доказательства пифагорейской гармонии – «музыки сфер»; второй всю жизнь искал контакта с ангелами, что не помешало ему открыть закон всемирного тяготения. В этом же ряду блестящих ученых-мистиков нельзя не помянуть добрым словом Эммануила Сведенборга: он в десятках томов описал свое общение с духами и демонами и к тому же прославился как мастер горного дела, которому ничто научное не было чуждо.
Ведущие современные ученые также обращаются мыслями к Богу. Подобно своим великим предшественникам они рискуют веровать в невозможное. Ибо, как показывает мировая история, где-то в восприятии нашего мира у человека начинается то состояние, когда он может вымолвить лишь одно: «Господи боже, верую, потому что это нелепость!» Авторство этой тоски и восторга принадлежит христианскому писателю III века – Тертуллиану.
И умер сын Божий;
Это достойно веры,
Ибо нелепо.
И погребен он, и воскрес;
Это достоверно,
ибо невозможно.
Понимаете, как неисповедимы, нелепы и невозможны пути истины, но других нет.
Приняв концепцию Тертуллиана, мы можем вообразить себе вселенски необъятное понятие – Бога. С одной стороны, он – Всевышний Демиург, Творец-Создатель сонма миров… С другой стороны, люди созданы по его образу и подобию и продолжают из века в век Его творческие заветы, рождая себе подобных и украшая, преображая бытие.
Все мы творим, каждый по–своему, и потому очень хорошо понимаем, сколь сложная задача стояла перед Создателем, когда Дух Его носился над водами каких-нибудь 6000 лет тому назад. Или 6 миллиардов лет тому назад? Или 6 эпох тому назад?
Некая сила, способная влиять на вещный мир, заставила почву выступить из океанских глубин. Ветхозаветный иврит определяет эту силу обращением «элохим». В книге бытия «элохим» относится к Наивысшему началу и обычно переводится как «Господь» или «Бог». На самом же деле по поводу перевода «элохим» исследователи до сих пор спорят. По одной из версий, «элохим» происходит от ивритского слова «всемогущие» («могучие»), по другой – от «эл» - «сияющие» (причем «эл» - существительное женского рода). «Эл» имеет общее значение во многих древних языках. В шумерском оно означало «яркость, блеск» или «сияющий», в древнекорнуольском этим термином обозначается «ангел». Так кого же тогда «элохим» определяет в Библии?
В ивритской версии имя Бога впервые появляется в первой строке первой главы (Бытие, Библия, 1966): «В начале сотворил Бог небо и землю» (Берешит бара Элохим эт ха-шамайим ве эт ха-эрец».), или в той же главе: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему».
В этом есть нечто странное. Если множественное число от «эл» -«элохим» («сияющие»), тогда дословный перевод библейских строк должен звучать так: «В начале Сияющие сотворили небо и землю», или: «Сияющие сказали: создадим человека по образу Нашему и подобию Нашему».
Кроме того, «элохим» появляется в Пятикнижии около тридцати раз и ни разу не переводится грамматически точно. Этот факт бросает тень на ветхозаветных иудеев и заставляет задуматься о мотивах переводчиков Библии, которые на протяжении веков транслировали священные тексты для человечества.
Есть версия, что слово «элохим» намеренно интерпретировано с искажениями только затем, чтобы сделать его приемлемым для новорожденного религиозного этноса. Допустим, «элохим» означает внеземное вмешательство, тогда понятно, почему ранние отцы Церкви поработали над подавлением любых верований в то, что «Бог» и «ангелы» могли быть чем-нибудь, кроме как «сверхъестественными существами».
В иудаизме сокровенное имя Бога имеет огромное значение. Буквально это сам Бог, иначе – Вселенная.
В библии у Бога много имен: Эль ( «бог» по-ассирийски, по-финикийски и на иврите); Элохим («светящиеся существа»); Саваоф («Господь толпы»); Адонай («Господь») – это все обычные имена. А вот обращение «Иегова» происходит от четырех букв еврейской тетраграммы – JHWH (иначе YHWH или YAHWEH – «Яхве» - «он есть», или «он существует»). Это имя у евреев вызывает благоговейный трепет. Они произносят его едва слышно, чтобы им не воспользовалось Зло. Во времена Христа первосвященник произносил его только в День Искупления – Святая Святых. Прошли века, и теперь никто точно не знает, как на самом деле произносится JHWH. Правильное звучание имени Бога утрачено. А ведь знать имя Бога – значит, управлять всем!
Магическое мышление утверждает, что имя той или иной вещи (или живого существо) содержит её сущность. Считалось, что человеку легко причинить вред, написав его имя на куске свинца, воска или керамики, добавив проклятие и бросив этот кусок в огонь.
Естественно, что сакральны и имена сверхъестественных существ; средневековые волшебники были готовы отдать многое, чтобы обладать ими, а через них и демонической силой. В «Завещании Соломона» сказано, что ангел дал Соломону волшебное кольцо, позволяющее ему заставлять демонов раскрывать свои тайные имена. А египетские мифы подробно рассказывают, как коварно Изида обманула верховного бога солнца Ра, чтобы выведать его имя. Для этого она собрала его слюну, смешала ее с землей и сотворила змею, которая укусила Ра. В агонии Ра открыл Изиде свое имя. Так богиня украла у Бога силу.
Сегодняшние египтяне не в состоянии не то что похитить, но даже произнести правильно имя своего древнейшего бога – Неб-ер-чера – «Владыки до самого крайнего предела». В «Папирусе о сотворении» сообщается, что Неб-ер-чер – Вечный Бог Вселенной. Где и как он существовал, нигде не сказано, но египтяне считали его невидимой, вездесущей и бестелесной силой, заполняющей все пространство. В древнеегипетском мифе о Сотворении он играет роль Демиурга, поскольку выступает не просто как какое-то существо, но как побудительная сила, которая претворяется в бога Хепри. А Хепри, как тут не вспомнить Библию и таинственных «элохим» и JAHV, творит из Мирового океана Нун небо и землю. Вполне возможно, что и самого Хепри Неб-ер-чер сотворил из вещества Нун, посколку Нун содержал в себе зародиши всего сущего, которые пребывали в беспомощном и инертном состоянии.
Древнеегипетская легенда о Сотворении упоминает о солнце как об Оке Хепри, или Неб-ер-чера. Также упоминается о том, что на заре времен произошла некая катастрофа, вследствии которой свет Ока померк.
Что это было? Временное снижение солнечной активности? Или падение той самой кометы, котогрое вызвало поднятие туч пыли, гибель динозавров и наступление великого оледенения? Так или иначе, когда Солнце перестало справляться с обогревом и освещением земли, Хепри сотворил второе Око – Луну. Его он частично наделил великолепием первого Ока, и впредь Луна стала править на Земле в ночное время суток, управлять приливами и урожаями. Современная космогоническая теория о том, что Луна не образовалась изначально из межзвездного вещества, а пролетала случайно и была притянута Землей (а может быть, она была той самой «кометой» и столкнулась с Землей), вполне согласуется с верованиями древних египтян.
Никакой особой информации о произведение животных и растений «Папирус о Сотворении» не содержит, однако говорится, что Хепри создал разного рода «ползающие вещи», одной из коих был и человек. Хепри обращался к собственному сердцу. Сердце слышало каждое имя, которое он произносил, и эта штука рождалась на свет. Думаете, так просто додуматься до слова «человек»? А слиться с собственной тенью и получить от нее потомство – парочку очаровательных божеств – Шу (воздух и сухость) и Тефнут (влага и влажность)? – Хепри это удалось.
В отличие от Библии в «Папирусе» ничего не сказано о разделение человека на мужчину и женщину. Египтяне изначально сознавали животное происхождение человека и то, что люди оставались стадными животными, пока не смогли различать друг друга по именам.
Нетрудно заметить, проведя некоторые параллели между «Папирусом» и Библией, что египтяне, как и иудеи, веровали в существование Единого Бога, творца всего сущего, но полагали, что он передал Вселенную и, в частности, Землю в управление своим детям – существам более низкой иерархии. Более позднее боги Египта не просто спустились на Землю, они возглавили человеческую цивилизацию и стали первыми фараонами; полагают, что именно они распорядились построить Великую пирамиду.
От единобожия перейти к многобожию: Quiaabsurdum? Странно, почему Неб-ер-чер претворяется в Хепри, а Хепри неожиданно отступает на задний план, и Осирис становится верховным богом древнеегипетского пантеона. Но в древнегреческих мифах та же картина: Зевс расправляется с Кроном и сам становится олицетворением праматери, царствует средь богов. В разных странах боги именовались по-разному, но совершали, в сущности, один и тот же поступок – уничтожали изначальное божество. Разве что у иудеев восстание ангелов под руководством Люцифера окончилось плачевно. Бог-Демиург не утратил ни силы, ни власти над миром, а мятежные ангелы были низвергнуты. Тут мы видим начало мистической тайны. Трудно о ней судить, не владея сакральными именами, управляющими Вселенной. Одним словом: трудно быть Богом.