Раздел V ХПК о порядке рассмотрения дел с участием иностранных лиц регулирует:
- процессуальные права и обязанности иностранных лиц (иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность), равные с организациями и гражданами Республики Беларусь (ст. 306), т.е. права и обязанности иностранных лиц в хозяйственном процессе определены по принципу национального режима. Распространение на иностранных лиц национального режима означает, что они могут выступать в судебных процессах не только истцами и ответчиками, но также быть третьими лицами, заявляющими и не заявляющими самостоятельных требований на предмет спора, выступать по делам о банкротстве и об установлении фактов, имеющих юридическое значение, вести дела через представителей.
Возможны ситуации, когда в какой-либо стране будут установлены ограничения процессуальных прав белорусских предпринимателей. В таких случаях Правительством Республики Беларусь могут быть установлены ответные ограничения в отношении иностранных лиц тех государств, в судах которых допускаются специальные ограничения процессуальных прав организаций и граждан Республики Беларусь;
- судопроизводство по делам с участием иностранных лиц осуществляется по общим правилам судопроизводства, предусмотренным ХПК, иными законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь. Кроме того, в ХПК подчеркивается также, что наряду с общими принципами судопроизводства хозяйственные суды руководствуются принципами приоритета международных договоров, соблюдения юрисдикции иностранных судов и других правоприменительных органов, а также принципом взаимности (ст. 307). В нем содержится также норма о порядке определения процессуальной правоспособности иностранных лиц и международных организаций (ст. 309). По общему правилу процессуальная правоспособность иностранной организации определяется по закону иностранного государства, в котором она учреждена. Если иностранная организация не обладает по указанному закону процессуальной правоспособностью, то она может быть признана правоспособной в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Процессуальная правоспособность международной организации устанавливается на основе международного договора, в соответствии с которым она создана, ее учредительных документов или международным договором Республики Беларусь;
- подсудность дел с участием иностранных лиц определяется по общему правилу - если ответчик находится, а гражданин имеет место жительства на территории Республики Беларусь. Исключения из него сделаны для споров о признании права собственности на здания, сооружения, земельные участки и т.д., а также для споров по искам к перевозчикам, вытекающих из договора перевозки (ст. 310). Дело, принятое хозяйственным судом к рассмотрению с соблюдением установленных правил, разрешается им по существу, хотя бы в ходе производства в связи с изменением места нахождения лиц, участвующих в деле, или иными обстоятельствами оно стало подсудно суду другого государства.
В ХПК не оговаривается форма соглашения сторон о подсудности дел. По общему правилу такое соглашение должно иметь письменную форму. Но конкретное выражение письменной формы соглашения может быть различным. Соглашение сторон о передаче на разрешение хозяйственного суда разногласий или об изменении подсудности может быть выражено в различных формах, свидетельствующих о молчаливом согласии участников экономических отношений на рассмотрение спора в государственном суде. Такое соглашение может быть выражено и в форме конкретных действий: подача искового заявления или возражения на иск, представление доказательств и т.п.
Кроме того, в ст. 310 ХПК установлены следующие принципиальные особенности:
1) если дело по правилам, изложенным в ХПК, подсудно только хозяйственному суду Республики Беларусь, он рассматривает дело и выносит решение даже в тех случаях, когда тождественное дело находится в производстве суда другого государства или уже рассмотрено этим судом;
2)
при двойной подсудности спора дело в хозяйственном суде подлежит прекращению, если тождественное дело в суде другого государства было возбуждено ранее;3)если при наличии соглашения о подсудности дела суду другого государства производство по делу в соответствии с общими правилами подсудности было возбуждено в хозяйственном суде, он прекращает производство по делу в случае заявления ответчиком соответствующего ходатайства до изложения возражений против иска;
4)исключительная подсудность не может быть изменена соглашением сторон;
5)неподсудность дела хозяйственному суду является основанием для отказа в принятии заявления;
6)хозяйственный суд обязан прекратить производство по делу по своей инициативе на любой стадии процесса, если обнаружит, что дело подсудно суду другого государства и если иное не установлено ХПК, международным договором Республики Беларусь или соглашением сторон.
Законодательство иностранных государств по вопросу определения подсудности дел с участием иностранных лиц предусматривает различные критерии. В основном подсудность определяется на основе гражданства ответчика (Франция, Италия) или домициля (место нахождения или проживания) ответчика (Германия). В странах общего права вопрос о международной подсудности решается на основе формального принципа - фактической возможности вручения ответчику приказа о вызове в суд (Англия)1. Была сделана попытка унифицировать с помощью международных договоров столь разные подходы к определению международной подсудности. Наиболее известный международно-правовой документ по этому вопросу - Брюссельская конвенция 1968 года о юрисдикции и принудительном исполнении иностранных судебных решений по гражданским и коммерческим делам в качестве критерия определения юрисдикции называет один признак- ответчика. В международно-правовой литературе отмечалось, что введение только одного критерия домицилирования в качестве общего правила юрисдикции привело к неоднозначности, запутанности европейской судебной практики по этому вопросу1.
Различные международные договоры предусматривают разные критерии судебной юрисдикции договаривающихся государств. Например, в соответствии с Конвенцией между Союзом ССР и Итальянской Республикой о правовой помощи по гражданским делам от 25 января 1979 г. суд договаривающегося государства считается компетентным рассмотреть спор не только в том случае, если на его территории ответчик имеет постоянное местожительство или местопребывание, но также в ряде случаев независимо от местонахождения ответчика при наличии следующих условий:
спор касается деятельности предприятия (филиала) торгового, промышленного или иного характера, которое ответчик имеет на территории данного государства;
обязательство по договору, являющееся предметом спора, было или должно быть исполнено на территории данного государства;
на территории данного государства имел место факт, явившийся основанием для деликтной ответственности2.
По делам с участием иностранных лиц имеются проблемные вопросы, требующие дальнейшего регулирования.
В частности, еще на стадии подготовки дела к судебному разбирательству у суда возникает необходимость установить, действительно ли иностранное лицо участвует в деле, т.е. провести идентификацию иностранного лица.
Такую обязанность суда следует закрепить в процессуальном законе. «Доказательствами, подтверждающими отношение данного лица к числу иностранных, может служить выписка из торгового реестра страны происхождения лица или иного эквивалентного доказательства юридического статуса иностранного лица в соответствии с законодательством страны его местонахождения, гражданства или постоянного местожительства»1.Все документы, представляемые иностранным лицом в суд, должны быть легализованы, если международным договором не предусмотрены иные правила. Такая норма также должна быть в процессуальных кодексах. Легализация документов означает, что на них должна быть проставлена отметка ведомства, осуществляющего установление и засвидетельствование подлинности подписей на этих документах, и соответствие их законам государства пребывания. Отмена требования легализации процессуальных документов может быть предусмотрена в международных договорах. Это могут быть как двусторонние, так и многосторонние межгосударственные договоры (например, Конвенция, отменяющая требования легализации иностранных официальных документов, подписанная в Гааге 5 октября 1961 г.2, а также Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенная государствами - членами СНГ 22 января 1993 г. в городе Минске3. Поскольку иностранные лица, обращающиеся за судебной защитой, могут представлять государства, не подписавшие соответствующих международных договоров об отмене легализации документов, то суд должен проверить этот вопрос также на стадии подготовки дела к судебному разбирательству.
На этой же стадии или при вынесении решения хозяйственный суд должен определить источник материального права, которым он будет руководствоваться при разрешении возникшего между сторонами спора. Исходя из приоритета международных договоров над национальным законодательством, суд обязан проверить, относится ли предлагаемый сторонами правовой акт к числу международных договоров. Такая оценка производится с учетом требований норм международного права1 и применяемого национального закона.
Какое право надлежит применять к спорным правоотношениям, суд определяет в соответствии с коллизионными нормами международных договоров, а также национальным гражданским законодательством соответствующего государства.