Аюрведическая традиция полагает важнейшими составляющими человеческого организма три доша .(элемента физиологической системы) и семь дхату (тканей и соков). Доша - это движение, энергия и инерция; дхату -лимфа, кровь, мышцы, жир, кости, нервы и сперма (или яйцеклетка). Каждому дхату для образования соответствующих тканей требуются особые питательные вещества, и у каждого имеются свои мала, «отбросы»: кал, моча, пот, ногти, волосы... Здоровый организм в учении аюрведы являет собой количественную и качественную гармонию доша, дхату и мала. А когда их гармоничное соотношение нарушается, развивается болезнь
Древнейшая история медицины Индии не может быть точно описана, так как сведения о ней сохранились лишь в форме легенд. Самый ранний санскритский источник Ригведа (ок. 1500 до н.э.) содержит магические заклинания против демонов болезни. Великими медицинскими светилами Индии были Чарака, который жил в начале христианской эры, и Сушрута (расцвет ок. 500 н.э.). Сушрута описал более сотни хирургических инструментов, составил список 760 лекарственных растений. Он писал о малярии, чуме, туберкулезе (называемом в Индии «королевской болезнью») и оспе.
Тибет
Четырехтомный трактат “Сердце амриты - восьмичленная тантра тайных устных наставлении”, более известный под своим кратким названием “Четыре тантры” (“Чжуд-ши”), получил впоследствии широкое признание, стал классическим источником тибетской медицины и не потерял своего значения вплоть до наших дней. В русле его комментирования появлялись и исчезали различные школы тибетской медицины и была создана обширная медицинская литература.
В “Вайдурья-онбо”, самом авторитетном комментарии к “Чжуд-ши”, составленном Дэсрид Санчжяй-чжамцо (1653—1705), мы находим следующие переложения древнеиндийского мифа о появлении медицины в мире людей: во времена золотого века люди жили бесконечно долго, они не питались материальной пищей, а обходились пищей самадхи. Но один человек как-то съел выступившее из земли вещество, похожее на мед, и у него случилось несварение. Услышав его стенания, Брахма посоветовал ему выпить кипяченой воды. Человек излечился. И вот с этого времени начали считать, что первым врачом был Брахма, первой болезнью - несварение и первым лекарством - кипяченая вода. Но, добавляют буддисты, Брахма сам ничего не придумал, он просто к случаю вспомнил медицинский текст, изложенный ему некогда буддой Шакья Тхубчен. Буквально на этом же листе “Вяйдурья-онбо” мы встречаем другой вариант этого же мифа, начинающийся с истории о пахтании богами и асурами молочного океана для добычи нектара бессмертия - амриты. Во время борьбы богов и асур за право выпить добытый нектар Брахма был ранен в щеку acypoй Paxy. Боль была настолько сильной, что он потерял сознание. Придя в сознание, Брахма вспомнил медицинский текст, изложенный ему некогда буддой Кашьяпа, и вылечил себя.
Подобно аюрведической литературе, “Чжуд ши” изложен не от лица автора, а от лица будды Шакьямуни, вернее его “медицинской” ипостаси Бхайшаджья-гуру, который для этой цели погружается в созерцание и эманирует из себя пятерых риши, представляющих ею личность в таких аспектах, как язык, душа, тело, деяния и достоинства. Постоянными действующими лицами на протяжении всего текста остаются Бхайшаджья-гуру и персонификация языка - риши Маносиджи. Будда не принимает участия в процессе изложения, он перед каждой тантрой погружается в созерцание и выходит из него после завершения тантры. Отвечают на вопросы Маносиджи по очереди остальные четверо риши, которые появляются из разных частей тела будды и рассказывают по одной тантре.
Китай.
Происхождение китайской медицины окутано легендами. Ее основателем считается император Шэнь-нун (ок. 2700 до н.э.), который, согласно преданию, составил первый травник с описанием более 100 лечебных средств. Он также считается изобретателем техники акупунктуры. Самый древний и великий китайский медицинский труд – трактат Нэйцзин (Канон медицины) – приписывается императору Хуан-ди (2698–2599 до н.э.); подлинное время его создания неизвестно.
Китайская медицина была первоначально магической; однако в дальнейшем накопились эмпирические знания о лекарственных средствах растительного происхождения. Основой медицинской теории служило абстрактное учение о пяти элементах и о противоположных силах инь и ян, т.е. женском и мужском началах; в нарушении равновесия или гармонии между ними усматривалась главная причина болезни. Китайцы не практиковали вскрытий, их анатомические и физиологические представления были довольно фантастичны.
Создание оздоровительной гимнастики, которая известна под названием "Игры пяти зверей" ("У цин си"), приписывается медику эпохи Троецарствия Хуа То (190-265). Легенда о невероятных способностях Хуа То слагались уже при его жизни. Хуа То был обожествлен и вошел в число 10 богов — покровителей врачевания. Легенды о невероятных способностях, этой, вполне исторической личности, слагались уже при его жизни, а в памяти потомков образ этого уроженца царства Пэй приобрёл сверхъестественные свойства
"Игры пяти зверей" Хуа То, передававшиеся от одного носителя традиций к другому, дошли до нас в целости и сохранности. Они состояли в копировании определённых движений медведя, тигра, оленя, обезьяны и журавля.
«Тело, - учил Хуа То, - требует упражнений, но не до изнеможения, ибо упражнения предназначены для того, чтобы устранять дурной дух из организма, способствовать кровообращению и предотвращать недуги. Дверной порог, который регулярно используется по назначению, никогда не гниёт. То же и с человеческим телом. У меня есть своя система упражнений под названием «Игры пяти зверей». В ней используются движения тигра, оленя, медведя, обезьяны и птицы. Система эта излечивает болезни, укрепляет ноги и сохраняет здоровье надолго. Заключается она в прыжках, наклонах, раскачивании, ползании, вращении и сокращении мышц путём напряжения». Комплекс упражнений, разработанный Хуа То усовершенствовал и дополнил уже имевшиеся к тому времени гимнастические и боевые методы, а также вошёл в число даосских систем развития - Дао Инь.
Об образности данной системы и спорить не приходится. Разработанная на древних даосских принципах, впитавших не менее древние шаманские методики погружения в изменённые состояния сознания и техники психических воплощений, предназначенная, в основном, для лечения и профилактики различных заболеваний, эта система по сей день изучается, как специалистами, так и простыми людьми.
Греция.
Расцвет человеческого гения, известный как греческая культура и породивший шедевры архитектуры, скульптуры, поэзии, драмы, философии и науки, проявился и в медицине. Дух исследований и размышлений разбил оковы догмы и побудил к прямому наблюдению и эксперименту, необходимым для развития медицины. Греческая медицина прошла три основных этапа: догиппократов период, классический, или гиппократов, и греко-римский. Каждый имеет специфические особенности
Догиппократов период начался с минойской цивилизации, процветавшей на острове Крит с 4-го по 2-е тысячелетие до н.э. Египтяне приписывали многие из своих лечебных средств критянам. Среди развалин великого дворца в Кноссе был обнаружен удивительно современный водопровод, свидетельствующий о высоком уровне гигиены.
По древней мифологии врачевание открыл бог солнца, света и покровитель искусств, "исцеляющий" Аполлон. Аполлон почитался как изобретатель искусства исцеления. Греки почитали его как бога, очищающего человека от скверны пролитой крови, бога карающего, насылающего болезни и исцеляющего их.
Его сын - Асклепий стал богом врачей и врачебного искусства. Кентавр Хирон считался основателем медицины и учителем Асклепия. Под его руководством Асклепий стал таким искусным врачом, что превзошёл своего учителя. Асклепий не только исцелял болезни, но даже умерших возвращал к жизни. Этим прогневал он властителя царства умерших Аида и громовержца Зевса, так как нарушил закон и порядок, установленный Зевсом на земле. Разгневанный Зевс метнул молнию и поразил Асклепия. Но люди почитали Асклепия как бога-целителя.
Знаменитый культ Асклепия, зародившийся в Фессалии, был введен в Афинах в 5 в. до н.э. Храмы его выросли по всей стране. Расположенные в живописных местностях со здоровым климатом, около минеральных источников, они были в сущности санаториями. Исцеление происходило в ходе т.н. инкубации. Сначала больной должен был особым образом подготовиться: поститься, совершать омовения и молитвы; после этого ему позволялось провести одну или несколько ночей в храме, у ног статуи бога в ожидании целительного сновидения. Лечение проводилось жрецами, которые, возможно, прибегали к гипнотическому внушению. Поскольку врачевание в основном состояло из лечебного сна на свежем хвойном воздухе Эпидавра, Асклепий отныне являлся больным во сне Существует множество легенд о чудесных исцелениях, некоторые их них совершенно фантастичны.
Сейчас от святилища, в подвале которого кишели змеи - спутники статного Асклепия, - практически ничего не осталось, но воздух по-прежнему напоминает ялтинский ботанический сад. Часто рядом с Асклепием изображалсч юный демон выздоровления Телесфор.
Дочерьми Асклепия считались Гигиея (богиня здоровья) - покровительница предупредительной медицины и Панацея (Всецелительница) - покровительница лекарственной терапии. В современном языке панацея – всеисцеляющее средство, лекарство от всех бед (часто иронически).
Гигиея изображалась в виде молодой женщины в длинной одежде, со змеёй, которую она кормит из чаши (в наши дни чаша со змеёй – эмблема медицины). От имени Гигиея – слово «гигиена».