Смекни!
smekni.com

Божественность и личность Духа Святого (стр. 2 из 3)

Святой Дух не только обладает божественными свойствами, Он совершает также дела, которые обычно приписывают Богу. Он находился и продолжает находиться в определенных отношениях с творением - как при его создании, так и в его поддержании - то есть в провидении. В Быт. 1:2 читаем, что Дух Божий носился над водою. В Иова 26:13 отмечается, что великолепие неба - от Духа Его. Псалмопевец пишет: «Пошлешь дух Твой - созидаются [все части творения, перечисленные в предыдущих стихах], и Ты обновляешь лицо земли» (Пс. 103:30) [4].

Наибольшее число библейских свидетельств относятся к роли Святого Духа в Его работе с людьми. Уже упоминалось о том, что второе рождение Иисус связывает со Святым Духом (Ин. 3:5-8). Это подтверждается словами Павла в Тит. 3:5: «Он [Бог Спаситель] спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом». Таким образом Дух Святой является источником освящения в жизни верующего в Христа. Кроме Того Дух Божий обладает силой возвращать к жизни умершее. «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Рим. 8:11). Из данного отрывка прослеживается великая роль Духа Святого в возвращении к жизни погребенного Господа. Также в этом отрывке содержится великое обетование, что в случае окончания нашего земного пути, именно Дух Святой поднимет наши тела из праха и вдохнет в них жизнь при возвращении нашего Господа.

Еще одно божественное дело Святого Духа - предоставление Писания. Во 2 Тим. 3:16 Павел пишет: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности». Петр тоже отмечает роль Духа в предоставлении нам Писания, но при этом подчеркивает воздействие на самого автора, а не на конечный продукт: «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой но изрекали его святые Божий человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1:21). Таким образом, точные и достоверный откровения Божьи Дух Святой доносил через освященных от Бога людей и является автором всего Писания.

Миллард Эриксон приводит еще один аргумент в пользу Божественности Святого Духа, отражающий равенство в Его отношениях с Отцом и Сыном: «Одно из наиболее очевидных доказательств тому - формула крещения в Великом Поручении: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19). Еще одно подтверждение - благословение Павла во 2 Кор. 13:13: «Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца), и общение Святого Духа со всеми нами». А в 1 Кор. 12:4-6 Павел, рассуждая о духовных дарах, соединяет их в трех Лицах Троицы: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех». Петр тоже в приветственной части своего первого послания составляет эти понятия воедино, отмечая их роль в процессе спасения: «[Рассеянным и избранным] по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа» (1 Пет. 1:2)» [4].


Личные качества Святого Духа

Раскрыв качества Божественности Святого Духа, возникает необходимо рассмотреть также Его личные качества. Для начала определимся с понятием личности. Рисел Бурум определяет личность следующим образом: «Личность - это бытие, обладающее интеллектом, волей, индивидуальным существованием, которое может сказать я, ты, он, мне, моя» [2]. Г. К. Тиссен говорит, что личность определяют три существенных элемента: интеллект, чувства и воля [2].Говоря о Духе Святом, мы имеем дело не с безликой силой, а самим Богом. Особо важное значение этот вопрос приобретает сейчас, когда в нашу культуру под влиянием восточных религий проникают пантеистические веяния. Библия ясно и разными способами показывает, что Святой Дух - личность и обладает всеми вытекающими из этого качествами [4].

Единственный путь, с помощью которого можно познать любую личность, включая Бога, — это знание того, что та личность сказала или сделала.

Первая мысль что Параклет – другая личность, больше чем божественная сила Ветхого Завета находится у Иоанна в Евангелии. Апостол указывает на индивидуальность Духа Божьего, используя в Его отношении местоимения мужского рода. «Слово, обозначающее дух, pneu_ma, среднего рода, и нас следовало бы ожидать, что местоимения и прилагательные, согласно правилам грамматики, будут тоже среднего рода (Ин. 14:17,26;15:26). Это не является свидетельством ни в пользу одушевленности Святого Духа, ни против нее. Но когда местоимения, непосредственным антецедентом (слово, к которому местоимение относится) которых является, имеют форму мужского рода, мы можем только прийти к выводу, что Дух воспринимается как личность. «Утешитель же [para/klhtov], Дух Святый, Которого [o%v] Отец во Мое, [тот, e'kei_nov] научит вас всему» (Ин.14:26). Такие же выражения мы встречаем в Ин. 15:26: «Дух истины, Который [oj] от Отца исходит, Он [e'kei_nov] будет свидетельствовать о Мне». Еще выразительнее Ин. 16:13: «Когда же приидет Он [e'kei_nov], Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам». Здесь существительное среднего рода pneu_ma сопровождается местоимением мужского рода» [3]. Миллард Эриксон объясняет это следующим образом: «Либо Иоанн, передавая речь Иисуса, допустил здесь грамматическую ошибку (а это маловероятно, поскольку такой ошибки мы не встречаем больше в Евангелии), либо он сознательно использовал мужской род, подчеркивая факт, что Иисус говорит о личности, а не о вещи. Аналогичный случай видим в Еф. 1:14, где в придаточном предложении определением Святого Духа служит o%v: «Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его»» [4]. Отсюда мы можем сделать вывод, что Дух воспринимается как личность.

Вторую серию указаний на индивидуальность Святого Духа представляют собой места, где Он и Его деятельность, так или иначе, отождествляются с различными личностями и их делами. В Ин. 14:26; 15:26 и 16:7 в отно­шении Святого Духа используется термин para/klhtov. Это греческое слово, кроме значения «утешитель», имеет еще несколько значений. Оно может означать учителя, адвоката, но чаще всего употребляется как синоним слова «утешитель» [5]. В каждом из этих случаев из контекста явствует, что в виду имеется не какое-то абстрактное влияние. Слово para/klhtov используется и применительно к Иисусу: «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая [para/klhton] пред Отцем, Иисуса Христа, праведника» (1 Ин. 2:1). Показательны Его слова в Ин. 14:16, где Он говорит, что умолит Отца дать ученикам другого para/klhtov. «Другой» - перевод слова a#llov, оз­начающего «такой же другой». В свете заявлений Иисуса, связывающих пришествие Духа с Его уходом (например, в Ин. 16:7), становится ясно, что Дух заменит Иисуса и будет играть ту же роль. Сходство их функций служит указанием на то, что Святой Дух - Личность, как и Иисус.

Джоржд Элдон Лэд говорит об этом так: «Если Парактлет – это Дух Истины, то Иисус – сама Истина (Ин. 14:16). Если Параклет – Святой Дух, то Иисус – Святый Божий (Ин. 6:69). «Другой Параклет» - это, по сути, другой Иисус. Иисус недолго был с учениками; Параклет придет к ним навсегда (Ин. 14:16)» [3].

Еще одна общая для Иисуса и Святого Духа функция, указывающая на индивидуальность Духа, - прославление другого Лица Троицы. В Ин. 16:14 Иисус говорит, что Дух «прославит Меня, потому что от Моего возь­мет и возвестит вам». Аналогию видим в Ин. 17:14, где Иисус в Своей первосвященнической молитве заявляет, что во время земного служения Он прославлял Отца [4]. Отсюда напрашивается вопрос, а кому выпала роль прославить Святого Духа? Ответ очевиден – Церкви, своими молитвами и служением Ему.

Наиболее интересные примеры личностного соединения Святого Духа с двумя другими Лицами Троицы. Самые известные среди них - формула крещения, заповеданная Господом перед вознесением: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Матф.28:19) и благословение во 2 Кор. 13:13: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь». Но есть и другие случаи. Иуда увещевает: «А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни» (Иуд. 20-21). Петр обращается к читателям как к «избранным по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа» (1 Пет. 1:2). Ранее, в проповеди на Пятидесятницу, Петр заявил: «Итак, Он [Иисус], быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что ныне видите и слышите... Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, - и получите дар Святого Духа» (Деян. 2:33, 38). Павел тоже связывает дела всех Троих, например, в Гал. 4:6: «А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!"» Сходная мысль высказана во 2 Кор. 1:21-22: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши». Другие примеры видим в Рим. 15:16: «быть служителем Иисуса Христа у язычников и [совершать] священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно [Богу]»; 1 Кор. 12:4-6: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех»; Еф. 3:14-17: «Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши»; 2 Фес. 2:13-14: «Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению, к которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа» [4].