Деятели культуры, образования, науки, политики так много говорят по поводу возрождения духовности. Но духовность ими понимается отнюдь не в нашем, православном, понимании ее как борьбы со страстями, со своей греховностью, но как явление чисто внешнего порядка. В школы, вузы вводятся курсы по народоведению, национальной этнологии, которые повествуют о культуре нашего народа до принятия христианства. Как будто и не было тысячелетней истории христианства на Руси. А если и затрагиваются христианские традиции, то с большой примесью язычества, где извращаются основные истины нашей Православной веры. А приобщение к великой культуре, духовности Византии в акте принятия Русью христианства сейчас называется «экспансией чужой веры».[299]
На все эти явления нужно как-то реагировать и, прежде всего, конкретному пастырю на конкретном приходе, неся в мир семя истинной веры Христовой.
Тот магизм, который сохранили наши прихожане, синтезировав его с христианством, составляет кокой-то особый пласт религиозности, который проявил себя как восточнославянское двоеверие.
В данной работе сделана лишь попытка поднять проблематику. Это отнюдь не исчерпывающее изложение темы, после которой ее (эту тему) можно закрыть. Она еще ждет своего более скрупулезного исследователя.
16. 05. 2006. Иценко А.Г.
Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я
1. Библия. М., 2001.
2. Книга правил. http://mirror.stranger.com/www.krotov.org
3. Игнатий (Брянчанинов), Святитель. Полное собрание творений. Т. 3. М.: Паломник, 2002.
4. Иоанн Златоуст, Святитель. www.comstar.ru
5. Феофилакт, архиепископ Болгарский. Толкования на Деяния Святых Апостолов. Просветитель. Электронная библиотека православной информации. www.seminaria.bel.ru.
6. Агриков Т. Лекции по Пастырскому богословию для І курса МДА. Загорск, 1992.
7. Амвросий (Юрасов), архимандрит. О вере и спасении. http://www.tropinka.orthodoxy.ru
8. Антоний (Блум), митрополит. Пастырство. Мн., 2005.
9. Бежев. Большой энциклопедический словарь. http://ihtik.lib.ru/encycloped_6janv2005/
10. Бердяев Н. О назначении человека. М., 1993.
11. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А.. Энциклопедический словарь. http://ihtik.lib.ru/encycloped_6janv2005/
12. Булгаков С., протоиерей. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Изд. 2-е испр. и доп. Харьков, 1900.
13. Васильев М.А. Особенности формирования и развития восточнославянского язычества. http://history.machaon.ru/all/number_10/analiti4/paganism_print/index.html
14. Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. http://www.vernost.ru/poganye
15. Голубинский Е. История Русской Церкви. Т. I. Ч. 2. М., 1997.
16. Гук А.И. Учение Святых отцов о мытарствах и его отличие от римо-католического учения о чистилище. Машинопись. Жировичи., 2005.
17. Грушко Е. Медведев Ю. Словарь славянской мифологии. Нижний Новгород: «Русский купец», 1995.
18. Давыденков О., священник. Догматическое богословие. М. 2005.
19. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1994.
20. Евдокимов П. Православие. М., 2002.
21. Зайцев А. Число таинств Церкви. http://beseda.mscom.ru/library/
22. Зеньковский В., протоиерей. Апологетика. М., 2002.
23. Иларион (Алфеев), игумен. Вы – свет мира. Беседы о христианской жизни. Клин, 2001.
24. Иларион (Алфеев), епископ. Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. Клин, 2000.
25. Иларион (Алфеев), епископ. Православное богословие на рубеже эпох. Изд. 2-е доп. К.: Дух і літера, 2002.
26. Иоанн (Маслов), схиархимандрит, магистр. Лекции по Пастырскому Богословию. М., 2001.
27. Иоанн (Снычев), митр. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания. СПб.: Издательство Л. С. Яковлевой, 1994.
28. Искушение наших дней. В защиту церковного единства. М.: Даниловский благовестник, 2003.
29. Каллист (Уэр), епископ. Православная Церковь. М., 2001.
30. Каллист (Уэр), епископ. Богословское образование у святых отцов. http:// www.krotov.org.
31. Карташев А. В. Собрание сочинений: В 2т.Т.1: Очерки по истории русской церкви. - М.: ТЕРРА, 1992.
32. Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. Избранные сочинения. М., 1994.
33. Киприан (Керн), архимандрит, проф. Евхаристия. М., 2001.
34. Киприан (Керн), архимандрит, проф. Православное пастырское служение. Клин, 2002.
35. Кураев. А.В., диакон, проф. Дары и анафемы. Что христианство принесло в мир. М., 2003.
36. Кураев А.В., диакон, проф. Уроки сектоведения. СПб., 2002.
37. Кураев А.В., диакон, проф. Церковь в мире людей. М., 2006.
38. Кураев А.В., диакон, проф. Оккультизм в православии. М., 1998.
39. Кураев А.В., диакон, проф. Почему православные такие?.. М., 2006.
40. Кураев А.В., диакон, проф. Традиция. Догмат. Обряд. Москва-Клин, 1995.
41. Кураев А.В., диакон, проф. Наследие Христа. Тайное предание таинств. http://www.kuraev.ru/index.php?=1
42. Лосский В.Н., проф. Очерк мистического богословия Восточной церкви. М., 1991.
43. Мария (Скобцова). Типы религиозной жизни. http://svet.h1.ru/bibliotk/s/skobcovam/tipy.htm
44. Мейендорф И., протопресвитер. Брак в православии. http://www.krotov.info/library/m/meyendrf/brak.html
45. Мейендорф И., протопресвитер. Византийское богословие. Минск: «Лучи Софии», 2001.
46. Мельников В.В. Белая Баба. http://paganism.msk.ru/duhi/duhi05.htm
47. Мельников В. Гадания (Ворожба). http://paganism.msk.ru/gadanya/gadanya.htm
48. Мельников В. Приметы о смерти и похоронах. http://paganism.msk.ru/primety/prim11.htm
49. Мельников В. Приметы о женихах и невестах. http://paganism.msk.ru/primety/prim03.htm
50. Мельников В. Приметы связанные с пищей. http://paganism.msk.ru/primety/prim05.htm
51. Мень А., протоиерей. История религий. http://alexandrmen.libfl.ru
52. Нефедов Г., протоиерей. Таинства и обряды Православной Церкви. Учебное пособие по литургике. М., 2004.
53. Неоязычество на просторах Евразии. Под редакцей Шнирельмана В.А. М., 2001.
54. Обращения святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру и приходских советов храмов г. Москвы на епархиальном собрании 16 декабря 1997 г. М., 1998.
55. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый Словарь Русского Языка.http://lib.ru/DIC/OZHEGOW/ozhegow_s_q.txt
56. Осипов А.И., проф. Путь разума в поисках истины. М., изд. 4-е. 2002.
57. Осипов А.И., проф. Куда идет христианство. www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sm4.cgi?item=17r020710153005
58. Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. Часть I. СПб., 1906.
59. Певцов В.Г., прот., проф. Лекции по церковному праву. http://www.krotov.org
60. Перевезенцев С. Славянская мифология, или первый смысл. http://www.voskres.ru/idea/senses1..htm.
61. Петрушко В.И. История Русской Церкви. М., 1999.
62. Пикалев А., священник. Церковные суеверия. www.pravoslavie.ru/cgibin/polemika.cgi?item=9r041007110656
63. Православная энциклопедия Русской Православной Церкви. М., 2000.
64. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси.
http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000030/
65. Сарычев В.Д. Конспект лекций по Догматическому богословию для студентов 3-го курса МДС. М., 1965.
66. Серафим (Роуз), иеромонах. Душа после смерти. Современные «посмертные» опыты в свете учения Православной Церкви. М., 1997.
67. Сильченков С., священник. Практическое руководство при совершении приходских треб. К., 2002.
68. ТвороговО.В. Влесова книга. http://www.russiancity.ru/books/b48.htm
69. Устав Духовных Консисторий. СПб., 1841.
70. Цыпин. В., протоиерей. Курс церковного права. Клин, 2002.
71. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.
72. Шантаев А., священник. Священик. Колдуньи. Смерть. Этнографические очерки сельского прихода. М., 2004.
73. Шавельский Г., протопресвитер. Православное пастырство. София, 1930.
74. Шахматов А. А. Повесть временных лет. Пг., 1916.
75. Шишкин С.П. От Древней Руси до империи Российской. http://rus-hist.on.ufanet.ru/fon2.gif"
76. Фадеев А.Ю. Религия древних славян. Кострома, 2002.
77. Флоренский П., протоиерей. Вопросы религиозного самопознания. М., 2004.
78. Языкова И.К. Богословие иконы. www.wco.ru\biblio
79. Яннарас Х. Вера Церкви. Введение в православное богословие. М., 1992.
80. Войтович В. Українська міфологія. К.: Либідь, 2002.
81. Лозко Г. Іменослов. К., 1998.
82. Немиро М.М. Хрестоматія з народознавства. Рівне, 1993.
83. Павлюк С.П. Українське народознавство. Навчальний посібник. К.: «Знання», 2006.
84. Ребіндер Б. Влесова книга: життя та релігія слов’ян. К., 1999.
85. Дзерманіс А. Пра паганства і Друвінгау.www.lib.by/nn/2001/44/24.htm
Периодические издания:
1. Минские епархиальные ведомости. Мн., 1975.
2. НГ- религии. М., 1997, февраль.
3. Руководство для сельских пастырей. 1880. Т. 1.
4. Руководство для сельских пастырей. 1865. № 4..
5. Церковь и время. № 1 (4). 1998.
6. Український історичний календар.’96/За ред. Толочка П.П. К., 1995.
П Р И Л О Ж Е Н И Я
Приложение 1
Молитва-заговор
«На сионской горе, на шелковой траве Божья Матерь почивала. Пришел к Ней Сынок Её.
- Матко, если спишь – пробудись.
- Матко, что Тебе за дивный сон снился?
- Ой, Сыну Мой Сыну, снился Мне сон дивный: Тебя Иуда взял, на Кресте распинал, ручки и ножки гвоздиками прибивал, на головку терновый венок покладал.
В Воскресенье рано, солнышко всходит, Божья Мать Своего Сыночка за рученьку водит: повела на утрень, с утрени на обедню, с обедни на вечерню, с вечерни на море. На море камень лежал, на камне церковь стояла, в той церкви престолы стояли на престолах свечи пылали. И сам Гоподиь Бог почивал, ручки и ножки сложил.
Пришли к нему апостолы Петро и Павло:
- О, Господи, за что принимаешь муки и раны?
- Не дивитесь, Петре и Павле, на Мои муки, на Мои раны, а берите Крест в правую руку да идите по всему миру, да говорите малому, старому, слепому, кривому: «Кто будет Божье Слово вспоминать, тот не будет муки такие принимать: не будет в огне погибать, не будет в воде потопать».
Господи, сохрани меня от всякого злого: от огня, от солнца, от бури, от ползучего, от летучего, от стоящего, от лежащего. Аминь».