Записано со слов прихожанки Полюхович Анастасии Васильевны.
[1] Каким бы тенденциозным ни был хоть один из многих ученых, которые занимались историей Церкви, каждый из них в главе о духовном состоянии народа, любого периода, с особой остротой ставит наличие языческих пережитков в сознании прихожан, говоря о трудности с такого рода явлениями.
[2] Ныне папа Римский Бенедикт XVI.
[3] Кураев А.В., диакон, проф.Оккультизм в православии. М., 1998. С. 197.
[4]Сами носители этой «культуры» некоторые ее проявления и культурой-то уже справедливо не зовут, хорошо, хоть есть смелость признаться. Например, эстрадное пение, которое всегда принадлежало ведению культуры, сейчас прямо называется «шоубизнесом». Желания античной черни - «рanemetcircenses» - налицо.
[5] Кураев А.В., диакон, проф. Оккультизм в православии… С. 22.
[6] Там же. С. 24.
[7] Симеон Франк говорит об этом так: «Эти, как обычно говорится, "проклятые" вопросы или, вернее, этот единый вопрос "о смысле жизни" волнует и мучает в глубине души каждого человека. Человек может на время, и даже на очень долгое время, совсем забыть о нем, погрузиться с головой или в будничные интересы сегодняшнего дня,…Но жизнь уже так устроена, что совсем и навсегда отмахнуться от него не может и самый тупой, заплывший жиром или духовно спящий человек: неустранимый факт приближения смерти и неизбежных ее предвестников - старения и болезней, факт отмирания, скоропреходящего исчезновения, погружения в невозвратное прошлое всей нашей земной жизни со всей иллюзорной значительностью ее интересов - этот факт есть для всякого человека грозное и неотвязное напоминание нерешенного, отложенного в сторону вопроса о смысле жизни». (Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992. С. 149.
[8] Яннарас Х. Вера Церкви. Введение в православное богословие. М., 1992. С. 27.
[9] Цит. по: Каллист (Уэр), епископ. Православная Церковь. М., 2001. С. 247.
[10] Агриков. Т. Лекции по Пастырскому богословию для І курса МДА. Загорск, С. 39.
[11] «Которая (Церковь – А.И.) есть Тело Его, полнота Наполняющего всё во всём» (Ефес. 1. 23).
[12] Разделение Церкви на земную, историческую и небесную вносит в православную экклесиологию момент схоластический, несколько чужд восточному христианству. Ведь «православное богословие никогда не рассматривает земной аспект церкви изолированно: оно всегда мыслит о церкви во Христе и Святом Духе». Каллист (Уэр), епископ. Указ. соч. С. 248.
[13] Яннарас Х. Указ. Соч. С. 177.
[14] Каллист (Уэр), епископ. Указ. соч. С. 248.
[15] «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10 17).
[16] Шантаев А., священник. Священик. Колдуньи. Смерть. Этнографические очерки сельского прихода. М., 2004. С. 6.
[17] Цит. по: Цыпин В., протоиерей. Курс церковного права. Клин, 2002. С. 451.
[18] Певцов В.Г., протоиерей, проф. Лекции по церковному праву. http://mirror.stranger.com/www.krotov.org
[19] Шантаев. А. Указ. соч. С. 10.
[20] Сакраментология (лат. sacraments– тайна) – учение о таинствах.
[21] Лосский. В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М., 1991.С. 137.
[22] Киприан (Керн), архимандрит, профессор. Евхаристия. М., 2001. С. 7-8.
[23] Антоний (Блум), митрополит. Пастырство. Мн., 2005. С. 43.
[24] Киприан (Керн), архимандрит, проф. Православное пастырское служение. Клин, 2002. С. 15 – 21.
[25]В этимологическом анализе этого слова большое значение придаем еврейскому языку, так как уже в Ветхом Завете (то есть, еврейской среде Богоизбранного народа) видим идею пастырства:«И возьми к себе Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, от среды сынов Израилевых, чтоб он был священником Мне» (Исх. 28. 1). «Хотя этот иерархический строй учережден Богом, но, однако, и он еще не был таковым, который появился в новозаветной Церкви. Он имел начальную форму и носил прообразовательный характер». (Иоанн (Маслов), схиархимандрит, магистр. Лекции по Пастырскому Богословию. М., 2001. С. 46).
[26] Там же. С. 12.
[27] Шавельский Г., протопресвитер. Православное пастырство. София, 1930. С. 17.
[28] Антоний (Блум), митрополит. Пастырство. Мн., 2005. С. 44.
[29] Антоний (Блум), митрополит. Указ. соч. С. 20.
[30] «Для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9. 22).
[31] Многие пастыри таким образом думают внушить пастве мнение о своей, якобы, духовной строгости.
[32] Киприан (Керн), архимандрит, проф. Православное пастырское служение… С. 119.
[33] «Тщеславное желание быть не таким, как прочие человеки…, вызывают к жизни псевдопастырскую деятельность разных лжестарцев.., Некоторые священнослужители , настоятели… ведут себя на приходе как мини-папы, мини-цезари и грубо, властно требуют беспрекословного подчинения своей, часто неразумной, воле, своему эгоизму…» (Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. «Остерегайтесь производящих разделения и соблазны…».//Искушения наших дней. М., 2003. С. 9, 10.)
[34] Соколов В., диакон. Младостарчество – соблазн нашего времени.// Искушения наших дней. М., 2003. С.52.
[35] Там же. С. 52.
[36] Там же. С. 59.
[37] Мария (Скобцова). Типы религиозной жизни. http://svet.h1.ru/bibliotk/s/skobcovam/tipy.htm
[38] Там же. С. 54.
[39] Шавельский Г., протопресвитер. Православное пастырство. СПб., 1996. С. 199.
[40] Там же. С. 199.
[41] Там же. С. 34.
[42] «Мы привыкли к выражению «Израиль – богоизбранный народ»… Но при внимательном чтении Библии история получается совсем иная: Израиль не богоизбранный народ, а богосозданный. «Этот народ Я образовал для Себя» (Ис. 43, 21). У Израиля не было истории, которая бы предшествовала его вступлению в Завет с Богом. (Кураев А.В. диакон, проф. Дары и анафемы. Что христианство принесло в мир. М., 2003. С. 168.
[43] См. Кураев А.В. диакон, проф. Уроки сектоведения. СПб., 2002. С. 79.
[44] Цит. по: Там же. С. 78.
[45] Цит. по: Осипов А.И., проф. Путь разума в поисках истины. 4-е изд. М., 2005. С. 99.
[46] Зеньковский В., протоиерей. Апологетика. М., 2002.С. 102.
[47] Осипов А.И. проф. Путь разума в поисках истины… С. 282.
[49] Там же. http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000031/st007.shtml
[50]Перевезенцев С. Славянская мифолонгия, или первый смысл. http://www.voskres.ru/idea/senses1..htm
[51] Там же.
[52] Шишкин С.П. От Древней Руси до империи Российской. http://rus-hist.on.ufanet.ru/fon2.gif" bgproperties="fixed">
[53] Там же.
[54] Иванов В.В., Топоров В.Н. Цит.по: Васильев М.А. Указ. соч. http://history.machaon.ru/all/number_10/analiti4/paganism_print/index.html
[55] Флоренский П., протоиерей. Вопросы религиозного самопознания. М., 2004. С. 150.
[56] Фадеев А.Ю. Религия древних славян. Кострома, 2002. С. 22.
[57] Каллист (Уэр), епископ. Указ. соч. С. 85.
[58] Рыбаков Б. А. Указ. соч.
[59] Перевезенцев С. Указ. соч.
[60] Фадеев А.Ю. Указ. соч. С. 3.
[61] Цит. по: Шахматов А. А. Повесть временных лет. Пг., 1916. С. 95.
[62] Петрушко В.И. Указ. соч. С. 7.
[63]Василенко. История Православной Церкви в России. Киевский период. Просветитель. www.seminaria.bel.ru
[64] На них опирается Васильев М.А.Особенности формирования и развития восточнославянского язычества. http://history.machaon.ru/all/number_10/analiti4/paganism_print/index.html
[65]Эти божества «верованиям других ветвей славянства достоверно не известны и являются, следовательно, специально восточнославянскими , их присутствие составляет одну из ярких особенностей дохристианских верований этой отрасли славян.» (Васильев М.А.http://history.machaon.ru/all/number_10/analiti4/paganism_print/index.html).
[66] Иванов В.В., Топоров В.Н. Цит. по: Васильев М.А. http://history.machaon.ru/all/number_10/analiti4/paganism_print/index.html
[67]Рыбаков Б.А. Указ. соч.
[68] Павлюк С.П. Українське народознавство. Навчальний посібник. К.: «Знання», 2006. С. 99.
[69] Карташев А. В. Указ. соч.. С. 64-69.
[70] Цит. по: Петрушко В.И. История Русской Церкви. М., 1999. С. 8.
[71] Иоанн (Снычев), митр. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания. СПб.: Издательство Л. С. Яковлевой, 1994 — 352 с.
[72] Шевчук В. Верховні божества.//Український історичний календар. К. 1995. С. 33.
[73] Хотя многие сомневаются в подлинности этой книги, например, см. ТвороговО.В. Влесова книга. http://www.russiancity.ru/books/b48.htm
[74] Цит. по: Ребіндер Б. Влесова книга: життя та релігія слов`ян. К., 1999. С. 34.
[75] Хоть, к примеру, Шнирельман В., ссылаясь на В.Н. Топорова и Е.Е. Левкинскую, говорит, что и сами неоязычники, и вообще исследователи славянского язычества «…нередко включают в пантеон славянских богов, по сути либо не были таковыми в прямом смысле слова, либо отражают вторичный процесс переосмысления и являются результатом «кабинетного» мифотворчества. К таковым относятся Дана, Лель, Полель, Дидо, Ладо, Купало, Коляда, Ярила, Курент, Троян, Род, Морена… Чернобог и несомненно Белобог» (Шнирельман В.А. Перун, Сварог и другие: русское неоязычество в поисках себя.//Неоязычество на просторах Евразии. М., 2001. С. 15.).