Смекни!
smekni.com

Борьба пастыря с языческими суевериями (стр. 23 из 25)

[76] Грушко Е. Медведев Ю. Словарь славянской мифологии. Нижний Новгород: «Русский купец», 1995. С. 262.

[77] Гаврилов Д.Указ. соч.

[78] Егоров В., Крылов К. Боги славян. paganism.ru.

[79] Цит. по: Гаврилов Д. Указ. соч. Божество Род упоминается в таких памятниках как «"О вдохновении святаго духа", "Слове об Идолах", "Слово Исайи пророка", рукописи Четьи Минеи из древнерусского духовника. Возможно, как Стрибог, т.е. стрый (старый) бог-отец упомянут в "Слове о Полку Игореве" и русских летописях, а также как Бог в договоре русов Игоря с ромеями». (Там же.).

[80] Фадеев А.Ю. Указ. соч. С. 6.

[81] Там же. С. 8.

[82] Гаврилов Д. Указ. соч.

[83] Цит. по: Там же.

[84] Гальковский Н.М. Указ. соч.

[85] См. Шевчук В. Указ. соч. С. 34.

[86] Рыбаков Б. А. Цит. по: Гаврилов Д. Указ. соч. http://warrax.net/64/russian_gods.html#19.

[87] "Се ветри, Стрибожи внуци, веют с моря стрелами на храбрыя полкы Игоревы" (Цит. по: Гаврилов Д. Указ. соч.).

[88] См. Гаврилов Д. Указ. соч.

[89] «Стри – моравские чехи называют ветер, приносящий непогоду. По этимологическому составу, слову стри присуще значение порыва, ветра, бури. Стри по значению и по этимологическому основанию равен индийскому Saramejas и греческому Έρμείας» (Гальковский Н.М. Указ. соч.).

[90]Войтович В. Українська міфологія. К.: Либiдь, С. 510.

[91] Гаврилов Д. Указ. соч.

[92]Цит. по: Гаврилов Д. Указ. соч.

[93]Там же.

[94] Мельников В. Белая Баба. http://paganism.msk.ru/duhi/duhi05.htm

[95] Там же.

[96] «Среди исследователей славянской культуры нет единого ответа на вопрос, кто был у древних славян богом солнца? Некоторые полагают, что бог солнца у древних славян был Ярило, другие – Даждьбог, третьи называют Световида – это не совсем так. Отчасти каждому из главных племенных языческих богов, какими являлись Даждьбог и Световид, были присущи черты Бога Солнца, с другой стороны, и этим богам и солнцу придавали свойства мужские, свойства Рода (Ярилы)» (Фадеев А.Ю. Указ. соч. С. 11).

[97]Гальковский Н.М. Указ. соч.

[98] Мельников В. Приметы связанные с пищей. http://paganism.msk.ru/primety/prim05.htm

[99] См. Там же.

[100] Современные язычники, да и вообще недоброжелатели христианства, упрекают его в ущемлении прав женщины, унижении ее роли в мире и обществе, якобы в отличие от язычества, которое всегда возвышало женщину. Ярким представителем такого мнения, является автор нашумевшего бестселлера «Код Да Винчи» - американский журналист Ден Браун, который очень популярен не только зарубежем, но и на просторах бывшего Советского Союза. Говоря словами своего героя Тибинга, он пишет: «Власть женщины, ее способность дарить жизнь, некогда считалась священной. Но она представляла угрозу подъему и возвышению новой (имеется в виду христианской –А.И.) Церкви, где всегда доминировал (?! – А.И.) мужской образ, главенствовало мужское начало. И вот церковники стали демонизировать священное женское начало, называть женщин нечистыми… Женщина, некогда священная дарительница жизни, превратилась во врага…» (Браун Д. Код Да Винчи. М. С. 387.). Но мы видим, что в язычестве вообще, а в восточнославянском в частности, женское начало всегда начало темное, злое. И это не какая-то персона женщины, а женское начало в принципе. А вот упоминание арабского путешественника писателя Масуди, описывающего славянский обряд погребения: «Когда умирает мужчина, то сожигают с ним жену его живою; если же умирает женщина, то муж не сожигается; а если у них умирает холостой, то его женят по смерти» (Цит. по:Гальковский Н.М. Указ. соч).

[101] Фадеев А.Ю. Указ. Соч. С.14.

[102] Там же. С. 13.

[103] См. Перевезенцев С. Указ соч.

[104] Мельников В. Язычество славян. Гадания (Ворожба). http://paganism.msk.ru/gadanya/gadanya.htm

[105] Там же. А скрещивать конечности, особенно в храме, до сих пор некоторые прихожане считают дурным знаком.

[106] Хоть, например, по Фадееву, «Макошь –это не богиня плодородия, а именно богиня итогов сельскохозяйственного года…» (Там же. С. 18).

[107] Цит. по: Гальковский Н.М. Указ. соч.

[108] См. Гаврилов Д. Указ. соч.

[109] Смотри Гальковский Н.М. Указ. соч.

[110] Там же.

[111] Там же.

[112]Там же.

[113] Войтович В. Указ. соч. С. 273.

[114]Там же. С. 273.

[115] Фадеев А.Ю. Указ. соч. С.22.

[116] Гальковский Н.М. Указ. соч.

[117] Гаврилов Д. Указ. соч.

[118] На это указывает А. Фадеев: «Велес – …покровительствовал охотникам. Вследствие табу на обожествляемого зверя назывался «волохатый», «волосатый», «волос», «велес». Обозначал также духа убитого зверя, охотничьей добычей. «Vel» – корень слов со значеним «мёртвый»… С древнейших времён скот считался основным богатством племени, семьи. Поэтому скотий бог Велес был ещё и бог богатства. Корень «воло» и «вло» стал составной частью слова «володеть» (владеть)». (Фадеев А.Ю. Указ. соч. С. 16).

[119] Там же.

[120] Цит. по: Гаврилов Д. Указ. соч.

[121] Цит. по: Там же.

[122] Там же.

[123] Проник он и в русскую литературу, вспомним одноименное произведение Николая Васильевича Гоголя.

[124] Сюда же можно отнести Кащея – божество подземного царства.««Кошь» - также «кошт», «кость», «костлявый»… Кащей – не настоящий бог смерти, власть его недолговечна» ( Фадеев А.Ю. Указ. соч. С.20).

[125] Фадеев А.Ю. Указ. соч. С. 8.

[126] См. Фадеев А.Ю. Указ. соч.; Васильев М.А. Указ. соч.

[127] Иларион (Алфеев), епископ. Православное богословие на рубеже эпох. К., 2002. С. 411.

[128] «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика…» (Еф. 5. 31,32).

[129] Феофилакт, архиепископ Болгарский. Толкования на Деяния Святых Апостолов. Просветитель. Электронная библиотека православной информации. www.seminaria.bel.ru.

[130] Тертуллиан. Цит. по: Астрология и магия в свете православного учения. http://www.tropinka.orthodoxy.ru

[131] Цит. по: Кураев А.В., диакон, проф. Почему православные такие?.. М., 2006. С. 353.

[132] Там же. С. 353

[133] Там же. С. 353

[134] Там же. С. 353

[135] В наше время люди боятся встретить черную кошку (это как классический вариант суеверия), человека с пустыми ведрами, сумкой и даже встреча со священником сулит встретившему несчастье.

[136] Иоанн Златоуст., святитель. Цит по: О суевериях. http://www.wco.ru/biblio/books/suever1/Main-Con.htm#

[137] (Лев. 19. 26; Втор. 18. 12, 14)

[138]Василий Великий., святитель. Цит по: О суевериях.http://www.wco.ru/biblio/books/suever1/Main-Con.htm#

[139] Всем известно утверждение типа «понедельник – день тяжелый» и т.д.

[140] Цит по: О суевериях.http://www.wco.ru/biblio/books/suever1/Main-Con.htm#

[141] Иоанн Златоуст., святитель. http://www.krotov.info/library/i/zlatoust/00_zlatou.html

[142] Иоанн Златоуст., святитель. http://www.wco.ru/biblio/books/suever1/Main-Con.htm#

[143] Иоанн Златоуст., святитель. Слово на Новый год. http://www.krotov.info/library/i/zlatoust/00_zlatou.html

[144] Аврелий Августин., блаженный. Цит по: О Суевериях. http://www.wco.ru/biblio/books/suever1/Main-Con.htm#

[145] Православное исповедание веры. Цит по: О Суевериях. http://www.wco.ru/biblio/books/suever1/Main-Con.htm#

[146] Макарий Великий., преподобный. О терпении и рассудительности. Слово 4-е. О Суевериях. http://www.wco.ru/biblio/books/suever1/Main-Con.htm#

[147] Григорий Нисский., святитель. О чревовещательнице. Антология. Восточные Отцы и учители Церкви IV века. Том II. Издательство МФТИ, 2000, сс. 346.

[148] Грирорий Нисский, святитель. О чревовещательнице. Письмо к епископу Феодосию. http://www.krotov.info/library/g/nissky/proritza.html

[149]Святой Максим Грек. Цит. по: Астрология и магия в свете православного учения. http://www.tropinka.orthodoxy.ru

[150] Преподобный Амвросий Оптинский. Собрание писем. Письмо 410-е. http://beseda.mscom.ru/library

[151] Кроме свт. Григория Нисского, в его надгробном Слове: «Какай глаз лукавый, какая зависть злая [какой дурной глаз, какое злое волшебство]» (Дунаев А.Г. Цит по: Кураев А. Указ. соч. С. 372). Хотя, опять же это «святой Григорий… превращает просто в литературный прием» (Там же.), проводя аллюзию с языческим волшебством (См. контекст: Там же).

[152] Цит по Кураев А. Указ. соч. С. 371.

[153] Там же. Письмо 422-е.

[154]Лосский В.Н., профессор. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М., 1991. С. 55.

[155] Там же. С. 55.