В период классического ислама шариат неукоснительно соблюдался. В последнее время он все более отступает перед светским, гражданским правом. Однако в некоторых странах Востока сегодня имеет место своеобразное возрождение норм шариата, например в Исламской Республике Иран, в Исламской Республике Пакистан. На родине пророка, в Саудовской Аравии, шариат также считается основой гражданского, уголовного и государственного права.
Все человеческие существа являются творением Бога и любимы Им. Поэтому существуют определенные основные права, которые разделяются всем человечеством — и мусульманами, и немусульманами. Все люди имеют право на еду, на одежду, образование и заботу со стороны общества, которое управляет их существованием.
В каждом обществе есть люди, которые по причине болезни не могут работать или слишком слабы, чтобы преуспеть в поддержании и в ведении достойной жизни. Не следует забывать также и о детях, потерявших родителей, женах, потерявших мужей, и стариках, которые не могут больше са- остоятельно заботиться о себе. Любое общество, уважающее человеческое достоинство, не позволит таким людям прозябать в безысходности и нищете.
Обязательства, налагаемые исламом. Ислам обязывает богатых и здоровых людей поддерживать менее удачливых в этом отношении собратьев. Общество не имеет права издеваться или угнетать слабых людей или беспричинно лишать их свободы. Общество не имеет права одурманивать людей пропагандой или склонять их к чему-то против естественной их воли, способности и сознания.
Человеческие права дарованы людям Богом, а не каким-либо правителем или правительством, и обязанность мусульман состоит в активной защите данных прав. Иначе это может привести к потере всяческих прав, а в дальнейшем и к тирании и страданиям.
«Тот не войдет в Рай, чей сосед слывет грешником» (хадис Муслима).
«Не быть тебе истинным верующим, пока не пожелаешь ты брату своему того, что желаешь себе» (Бухари, Муслим).
Права человека, исповедующего ислам:
Право на жизнь.
Право на равенство.
Право на свободу.
Право на свободу мнения.
Право на политическую свободу.
Право на эмиграцию и убежище.
Право на труд, обеспечивающий достойную жизнь.Право на правосудие.
Право на равенство перед законом.
Право на защиту личной чести.
Право на социальное благосостояние.
Право на брак.
Право на частную жизнь и безопасность.
Право на достоинство.
Право на образование.
Право на протест против тирании.
Право на свободу выражений.
Право на свободу собраний.
Право на свободу совести и убеждений.
Право на защиту религиозных чувств.
Право на участие в государственных делах.
Право на достойную жизнь.
В Коране и хадисах существует множество изречений по поводу человеческих прав:
«И почему вам не подвизаться в битвах за путь Божий, и для защиты слабых из мужчин, женщин, детей, которые говорят: Господи наш! Выведи нас из этого города, жители которого беззаконны; поставь нам от Себя защитника, поставь нам от Себя покровителя» (Коран, сура 4:77).
«Как нарушаются права? Права нарушаются тогда, когда грехи совершаются открыто, и никто не удерживает грешников от заблуждений» (хадис Таргиба).
«Тот из вас, кто видит нечто непотребное, должен исправить это с помощью руки своей; если же у него не хватит сил на это, тогда он должен постараться исправить это словом уст своих; но если и на это у него не хватит сил, то он по меньшей мере должен ужаснуться этому всем сердцем своим» (хадис Муслима).
Совесть для мусульманина — вернейшее руководство. К ней всегда должно прислушиваться, ибо в ней скрывается воля Аллаха. Пророк считал, что верующий человек должен радоваться добрым своим деяниям, а злым деяниям — огорчаться. Когда Его спросили, в чем грех, Он ответил:
«Когда нечто тревожит ваше сердце, это нечто — греховно, его следует отбросить» (хадис Ахмада).
Более того, Пророк весьма не одобрял лицемерие. Он сказал:
«Взгляните на свои ошибки. Это удержит вас от поисков чужих ошибок. Никогда не ищите ошибок в делах других людей, ибо это грешно с вашей стороны — указывать другим на их ошибки, пока не избавились вы от своих».
6. Основные правила
Правила поведения внутри дома. В Коране разъясняются законы, регулирующие поведение внутри дома: «О вы, которые уверовали! Пусть просят разрешения у вас те, которыми овладели ваши десницы, и те, которые не достигли зрелости, три раза: до молитвы на заре, около полудня, когда вы снимаете одежду, и после молитвы вечерней — три наготы у вас. Нет ни на вас, ни на них греха после этого: тогда ходите одни из вас к другим... А когда дети у вас достигнут зрелости, то пусть они просят позволения, как просили те, кто старше их...» (Коран, 24:58).
В этом аяте описываются некоторые правила поведения в семейном кругу. Домашний персонал и дети (не достигшие половой зрелости) имеют относительно свободный доступ, могут приходить и уходить в любое время дня. Но для них также существуют определенные ограничения. Ночью и до утренней молитвы они должны просить разрешения войти, потому что они могут нарушить сон взрослых, либо застать их неодетыми или при одевании. То же самое касается полуденного отдыха и времени после последней ночной молитвы. Для взрослых существуют более строгие правила: они дожны в любое время просить разрешения у хозяев войти в дом или квартиру, комнату, постучав или испросив разрешения.
«Три наготы» буквально означает три периода обнажения. Это выражение можно понять и в буквальном, и в переносном смысле. Понятие «аура» в первую очередь обозначает части тела, которые взрослый человек может обнажить только перед своим супругом или перед врачом в случае болезни. В переносном смысле этим обозначается духовная «нагота», относящаяся к ситуации или обстоятельствам, в которых каждый имеет право на уважение интимной сферы. Число «три» не обозначает, разумеется, перечисления, это лишь указание на то, что подобные ситуации повторяются и даже члены семьи должны уважать частную жизнь друг друга.
Правила поведения гостя. Поддержание родственных связей, посещение друг друга, приглашение в гости является в мусульманском обществе очень желательным и поощряемым действием. От женщины во многом зависит гостеприимство дома, радушие и щедрость к гостям, укрепление дружбы и симпатии между родственниками, друзьями и соседями.
Всевышний Творец разъясняет людям нормы приличия, которых должны придерживаться те, которые идут в гости в чужой дом: «О вы, которые уверовали, не входите в дома, кроме ваших домов, пока не спросите позволения и пожелаете мира обитателям их. Это лучше для вас, — может быть, вы опомнитесь! Если же не найдете там никого, то не входите, пока не позволят вам. А если вам скажут: «Вернитесь!», — то возвращайтесь. Это — чище для вас, а Аллах знает то, что вы делаете» (Коран, 24:27, 28).
В доисламское время было принято входить в чужие дома без стука. Гостя замечали тогда, когда он уже был в доме. Порой это приводило к тому, что гость заставал хозяев в неловком положении или сам попадал в положение, способствующее греху. Ниспослание этого аята положило конец таким случаям. Человек, желающий войти в чужой дом должен убедиться, что его приход для хозяев не является неудобным и что он желанный гость.
Просьба для любезного разрешения не ограничивается домами других. Входя в собственный дом, достаточно громко поздороваться, чтобы предупредить мать, сестру, жену или других домочадцев о своем присутствии.
Исламский принцип — с уважением просить разрешения и приветствовать — обеспечивает безопасность частной жизни. Право на защищенную частную жизнь предусматривает не только вход незнакомцев в дом, но распространяется и на подглядывание, подслушивание, чтение чужих писем. Нельзя заглядывать в открытые двери чужих домов, квартир.
Единственное исключение, когда можно войти в дом без разрешения, — в крайних случаях, например, при пожаре, медицинской помощи, обнаружения кражи, взлома и т.п.
Если никто не отвечает, нельзя входить в дом без согласия владельца. Гостю нужно два-три раза постучать и уйти, если к этому времени не будет приглашения войти. Не допускается быть настойчивым, навязчиво стоять у дверей, если не дано разрешения. Если просят уйти, то сделать это нужно немедленно, без ожидания объяснения причины. Никто не должен обижаться, если ему не дадут разрешения войти, потому что каждый имеет право отказать в случае занятости, личных обстоятельств.
Одежда. Люди, повидавшие мир, прекрасно осознают, что под таким понятием, как исламское одеяние, скрывается величайшее множество стилей и фасонов. Основные же характеристики исламского одеяния — это скромность и чистота. То, что носят люди, диктуется главным образом требованиями общества, в котором они живут, но исламские одежды всегда будут скромны и, по возможности, чисты.