Государство, выполняя возложенные на него функции по правовому регулированию в столь деликатной сфере общественных отношений, непременно должно руководствоваться общепризнанным принципом ограничения пределов своего вмешательства в деятельность религиозных объединений. В светском государстве, которым в соответствии с Конституцией является Россия, правосубъектность религиозных объединений охватывает лишь те формы их деятельности, которые получают юридическое выражение, урегулированы законом и связаны с участием в правовых отношениях. При этом собственно религиозная деятельность религиозных объединений (разработка вероучения, построение внутренней иерархической структуры, культовая практика и т.п.) не является компонентом государственно-конфессиональных отношений, а значит предметом правового регулирования.
Соответствие отраслевого законодательства Конституции государства общепризнанным принципам и нормам международного права является неотъемлемым требованием оценки его эффективности. Кроме того, не менее важный критерий эффективности законодательного акта - его стабильность. К сожалению, действующее российское законодательство не отвечает в полной мере ни одному из этих требований, что во многом отрицательно влияет на взаимоотношения христианских "конфессий, а следовательно, на стабильное развитие российского общества в целом [1, с. 150].
Заключение
В результате проведенного исследования вопросов взаимодействия православия, протестантизма и католичества в условиях современной России, можно сделать следующие выводы:
- на сегодняшний день, в России наиболее многочисленной и основной религией остается православие. Вторым по численности последователей идет католичества, третьим – протестантизм.
- несомненно, что вопросы межконфессионального взаимодействия не могут быть осуществлены без каких-либо спорных моментов, конфликтных ситуаций. Поэтому, рассматривая вопросы взаимодействия, нельзя не отразить в данной работе и те конфликтные ситуации и разногласия, которые существуют в данных межконфессиональных отношениях.
- совокупность проанализированных выше фактов позволяет сделать вывод о возможности возникновения и обострения межхристианских противоречий и конфликтов в современной России. Для создания предпосылок устойчивого общественного развития государство должно стремиться культивировать в обществе религиозную терпимость и толерантность, равноуважительное отношение ко всем законно действующим религиозным организациям в стране, а также к почти 50-процентной группе российского общества, сделавшей свой внерелигиозный мировоззренческий выбор.
- в России начала XXI в., где действуют десятки тысяч религиозных организаций и более полусотни конфессий, где общество расколото на две примерно равные группы - верующих и заявляющих о своей внерелигиозной ориентации, общероссийская идентичность не сможет сформироваться в массовом сознании на основе религиозной идентичности.
Список используемых источников
1. Андреева Л.А., Ряховский В.В. Православие, протестантизм и стратегия устойчивого развития России в начале XXI века // Общественные науки и современность. – 2004. - №3. С. 143 – 152.
2. Андреева Л.А. Процесс дехристианизации в России и возникновение квазирелигиозности в XX веке // Общественные науки и современность. 2003. № 1.
3. Бераров Петру. Религия в современном мире. – М.: Наука. – 1979. – 560 с.
4. Всесоюзная перепись населения 1937 г. Краткие итоги. М, 1991.
5. Второй съезд евангельских церквей Приморского края. Владивосток, 2003.
6. Высоцкая А. Служение церкви обществу // Второй съезд евангельских церквей Приморского края. Владивосток, 2003.
7. Забияко А.П. Русские и китайцы: перспектива рецепции китайских верований // www. gf.nsu.ru/ rizhsky/ zabiyako/ index. Shtml.
8. Лопаткин Р. Конфессиональный портрет России: к характеристике современной религиозной ситуации // www.religare. ru. 2003.
9. Медведко СВ., Элбакян Е.С. О религиозной ситуации в современной России // Религиоведение. 2002. № 2.
10. Мчедлов М.П. Об особенностях мировоззрения верующих в постсоветской России. Некоторые результаты социологического мониторинга // Десять лет по пути свободы совести. М., 2002.
11. Основы социальной концепции Российского объединения союза христиан веры евангельской. М., 2002.
12. Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания: Нормативные акты. Судебная практика. М, 2001.
13. Словарь религий народов современной России. М., 2001.
14. Трофимчук Н.А. Вступительное слово // Десять лет по пути свободы совести. М., 2002.
15. Ушакова Ю.В. Религиозная ситуация: начало XX - канун XXI века // www. vle.ru.
16. Цеханская К.В. Россия: тенденции религиозности в XX веке // Исторический вестник. 2000. №5.
17. Элбакян Е.С, Медведко СВ. Интеллигенция и молодежь в контексте российской цивилизации. М., 2000.
18. Яблоков. Основы религиоведения. – М.: Наука. – 1999. – 450 с.