Смекни!
smekni.com

Взаимоотношение церкви и государства на территории Калужской области с 1917 по 1940 годы (стр. 14 из 18)

Протоиерей Константин Васильевич Соколов был расстрелян 30 марта 1942 года в 21час в окрестностях г. Кондрово.

Житие иерея Константина Любимова

Отец Константин служил в приходе деревни Сытичи Белевского района. Приход был маленьким, поэтому о. Константин, кроме богослужения, крестьянствовал. Держал лошадей, коров, имел приличный дом с хозяйственными постройками, даже молотильная машина у него была. В 1925 году стал самостоятельным хозяином, вышел на отруб с земельным участком и луговыми угодьями. К концу 20-х годов над такими людьми стали сгущаться тучи. Первый звонок раздался в 1930 г. Белевский народный суд признал отца Константина виновным в разбазаривании скота и за продажу собственной телки приговорил его к пяти годам ссылки. Потом ссылку заменили высылкой из Московской области, а его жену лишили избирательных прав. Пришлось им сниматься с насиженного места, продать все имущество. Через полгода они вернулись на родину в Мосальский район и стали жить в деревне Проходы Воронинского сельсовета. О. Константин получил приход в соседней деревне Берно. Смоленский архиепископ Серафим назначил его благочинным. Теперь он, стал ответственным за несколько приходов. После ссылки отец Константин хозяйством больше не обзаводился, занялся сугубо церковными делами.

9 октября 1937 года о. Константина арестовали. В постановлении на арест указано, что он в разговоре с другим священником высказывал крамольные мысли, будто советская власть долго не продержится, что колхозы не могут укрепляться, потому что крестьянин не способен жить без собственности.

Допрос о. Константина, протокол вел 16 ноября 1937 года сержант госбезопасности Сафронов:

– Произносили ли вы в проповеди в пасхальные дни 1936 года: «Дети, не верьте советским плакатам и постановлениям, не читайте советские газеты, а слушайте родителей?»

– Я говорил в проповеди, чтобы дети отходили от плакатов, где нарисованы молодые девицы-комсомолки, и не соблазнялись бы на них. По священному писанию это воспрещается в великие священные дни пасхи.

– Призывали вы колхозников ходить в церковь молиться Богу и по воскресным дням не работать в колхозе?

– Нет, не призывал, хотя это было моим долгом по священному писанию. Я избегал этого, зная что это сочтут контрреволюционным и меня посадят. . .

– Почему вы до сего дня не бросили службу и не работаете физически?

– Не позволяет совесть.

– Нравится ли вам советская власть?

– Нравится, потому что я вижу, как труд человека облегчен машиной. И мне живется не хуже, чем раньше.

– Говорили ли вы, что в ЦК ВКП(б) все вредители?

– Этого я никому не говорил, но в уме имел в виду, что вредительство есть в области или районе. Это я заключил из того, что когда бываешь в городе, видишь: стоят очереди за хлебом и другими товарами.

– Говорили вы кому-нибудь, что в Советском Союзе никакой демократии нет и не может быть? И что в Верховный Совет не тот будет выбран, кого желают массы, а тот, кого наметит Коммунистическая партия?

– Не говорил. А если это подтверждают свидетели, то ложно».

Сержант госбезопасности знал, что спрашивал. Нужные ему показания свидетелей имелись. Одна представительница власти говорила: «Любимов насушил сухарей, этим самым наталкивал крестьян на мысль тоже сушить хлеб, потому что, мол, в будущем году будет неурожай и голод. Я встретила попа возвращающимся из Серпейска, он нес сумку. Спросила, что он несет, Любимов ответил: свечи и ладан. Говорю ему, долго ли он будет одурманивать крестьян своей религией и перейдет на крестьянскую работу? А он мне в ответ: советская власть служителям религиозного культа не дает нигде работать. И вообще он теперь не знает, где работать, везде сидят вредители, члены ЦК партии тоже вредители, ведь они награждали орденами вредителей Западной области, которые за свою деятельность уже расстреляны». Было доказано хранение батюшкой сухарей. Они обнаружены при обыске и вместе с ржаной мукой сданы в колхоз «Красный пахарь».

Однако драматичность событий в деревнях Мосальского района нарастала. Местные чекисты решили отличиться и перегнать соседей. Нужно было создать громкое групповое дело. Так появилось дело о контрреволюционной кулацкой группировке во главе с благочинным Любимовым. Некоторых членов своей «группировки» Любимов не знал, некоторых знал как местных жителей, не все группировки знали Любимова. Их было восемь человек.

Любимов К. В., Писарьков Л. Д., Киселев Д. С., Ларин А. И., были расстреляны 6 декабря 1937 года без суда, по решению тройки. Остальным дали по 10 лет исправительно-трудовых лагерей.

Жизнеописание иерея Василия Беляева

О. Василий родился 5 марта 1880 года в с. Ильинское Каробинской волости Козельского уезда. «. . . Мой дедушка был дьячком в Медынском уезде, но в какой местности я не знаю. Отец мой тоже был дьячком в с. Ильинском б. Козельского уезда. . . Семейное положение его состояло из троих сыновей, четырех дочерей, которых в настоящее время осталось четыре человека, то есть двух братьев и двух сестер. Два сына окончили духовную семинарию, из них я, Беляев, и другой Беляев Александр, который служит в настоящее время в селе Мокром. Из четырех дочерей одна умерла девицей, а три вышли замуж. . . Сестра Костина Л. А. (других данных нет) в Спас-Деменске была замужем за кузнецом, и теперь вдова, дочь её учительница. Другая сестра, Введенская Александра, в деревне Егорий б. Козельского уезда была замужем за псаломщиком, но по сведениям муж от неё ушел и в каком она положении неизвестно. . . Отец лет двенадцать тому назад умер, мать умерла лет 35 тому назад. . . »[2]

О. Василий вместе с женой проживал в с. Уруга, Сухиничского района. Его семья на июль 1937 года: «…жена Анна Васильевна, 58 лет, занималась домашним хозяйством; дочери: Павла Васильевна Григорцевич, 28 лет, проживала в Москве и работала заместителем бухгалтера в Управлении городка имени Ворошилова; Зоя Васильевна, 22 лет, проживала вместе с сестрой Павлой в городе Москве и работала в тресте Мосштамт (так в деле); сын Виктор Васильевич, 26 лет, проживал в городе Алупке Сара (Крым) в санатории ВЦСПС №13 и работал мастером декоративного садоводства (так в деле). . . ».

В 1902 году Василий Алексеевич закончил Калужскую духовную семинарию и по 1905 год работал учителем в сельской школе: «. . . после окончания духовной семинарии с 1902 года по 1905 год учительствовал в селе Мокром, затем, считая что по моим убеждениям я должен уйти со службы учительства, я перешел на службу в церковь священником и с 1905 года по день моего ареста (25 января 1930 года) я находился в должности священника в селе Уруга Сухиничского района.»

В течение 14 лет (до 1929 года) был благочинным. Считался талантливым проповедником, пользовался расположением и авторитетом у крестьян и уважением среди духовенства, человеком прямого характера.

В августе 1917 года в качестве делегата от Калужской епархии вместе с епископом Феофаном был на церковном соборе в городе Москве, где ставился вопрос о переустройстве Российской церкви и дисциплины: «. . . во все время деятельности собора я находился в городе Москве, где меня и застал октябрьский переворот в 1917 году. В дни октябрьской революции я в городе Москве был всего лишь два дня, затем уехал к себе домой. Последнее обстоятельство было вызвано тем, что в этот период в моем приходе проводился ряд праздников, а так как был священником в единственном числе в своем приходе, и меня заменить было некому, то я решил на короткий период времени из Москвы приехать к себе. Побыв у себя дома, я вновь вернулся в г. Москву к деятельности собора. Никакого участия, как на стороне красных, так и белых в дни октябрьского переворота я не принимал и лишь был посторонним зрителем. . . »

25 января 1930 года Сухиничским окружным отделом ОГПУ Беляев В. А. был арестован. Обвинялся в том, что «. . . с начала октябрьской революции проявлял враждебное отношение к коммунистической системе управления, все время Гражданской войны при религиозных служениях с церковного амвона устраивал проповеди, призывая верующих оказывать сопротивление соввласти и не идти в ряды Красной армии . . . последовательно выступал на диспутах среди рабочей массы, доказывая о неосуществимости строящегося социализма, стараясь в глазах рабочей массы дискредитировать вождей революции . . . вел разлагающую работу среди учеников ШКМ, преподавая закон божий, разлагал верующих, призывая верующих родителей, гнать из своей семьи детей-коммунистов, как людей проклятых богом, разлагал бедняцкий актив и развалил колхоз села Уруга, распространял провокационные слухи, т. е. в преступлении, предусмотренном ст. 58 п. п. 10,13 УК РСФСР».

На допросах Василий Алексеевич показал, что по своим убеждениям был приверженцем Патриаршей церкви: «. . . в церковном отношении принадлежу к Патриаршей церкви. На приходе служил священником не из-за корыстных видов, а по идее. В проповедях касался исключительно веро-нравоучительных вопросов. Систему государственной власти признаю, и по отношению к ней был всегда лоялен. На коллективизацию смотрю, как на единственно возможный путь разрешения земельного вопроса, а потому и агитировать этого стихийного движения не мог. Распространением провокационных слухов о падении существующего порядка не занимался.»

21 апреля 1930 года Тройкой ПП ОГПУ по Западной области Беляев В. А., на основании ст. 58 п. п. 10, 13, был заключен в концлагерь сроком на три года. 26 апреля 1930 года был направлен этапом в «Усевлом», ст. Кемь. Наказание отбывал на Беломорско-Балтийском канале, освобожден досрочно в августе 1932 года.

После отбытия наказания возвратился в с. Уруга и возобновил богослужения в церкви, объединяя населенные пункты Сухиничского и Думиничского районов.

25 июля 1937 года Беляев В. А. был арестован за участие в контрреволюционной повстанческой организации, члены которой вели «. . . контрреволюционную троцкистскую агитацию, . . . распространяли среди населения провокационные слухи о закрытии церквей и призывали население противодействовать мероприятиям Партии и Советской власти, вызывая недовольство среди населения с целью подготовки восстания на случай интервенции т. е. в преступлении, предусмотренном ст. 58 п. 10, 11 УК РСФСР» (дело П-6019 – 1937 г. ).