Смекни!
smekni.com

Взаимоотношения русской и зарубежной православной церквей в наши дни (стр. 4 из 4)

Комиссии закончили свою работу в ноябре 2006 года. За это время были выработаны проекты документов, определяющих канонический статус Русской Зарубежной Церкви в составе Московского Патриархата, отношение сторон к проблемам взаимоотношений Церкви и государства, Православной Церкви и инославия. Все эти документы впоследствии были одобрены Священным Синодом Русской Православной Церкви и Архиерейским Синодом Русской Православной Церкви за границей.

Одновременно с проведением переговоров Московский Патриархат и Русская Зарубежная Церковь осуществили ряд совместных начинаний, свидетельствующих, что объединение находит живой отклик среди православной паствы.

За последние несколько лет делегации Русской Зарубежной Церкви неоднократно совершали поездки в Россию. Так, летом 2005 года Россию посетила группа студентов из Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле, посетила большая паломническая группа из Австралии во главе с архиепископом Сиднейским и Австралийско-Новозеландским Иларионом. Осенью 2005 года святые места России посетил Секретарь Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви епископ Манхэттенский Гавриил. Неоднократно посещал Россию и архиепископ Берлинский и Германский Марк.

Весной 2005 года представители Русской Зарубежной Церкви принимали участие в перезахоронении на кладбище Донского монастыря останков генерала А.И. Деникина и философа И.А. Ильина с их супругами, а в 2006 году— в перезахоронении останков Императрицы Марии Феодоровны.

Начиная с 2005 года представители Русской Зарубежной Церкви принимают участие и в работе Всемирных Русских Народных Соборов.

Символом грядущего единства стал и совместный проект Берлинско-Германской епархии Русской Зарубежной Церкви и Ставропольской и Владикавказской епархии Московского Патриархата по возведению монастыря и реабилитационного центра в Беслане.

Наконец, 17 мая 2007 года в Храме Христа Спасителя в Москве состоялось торжественное подписание Акта о каноническом общении между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью. После подписания состоялось первое совместное богослужение.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II называл воссоединение Русской православной церкви в Отечестве и за границей основным церковным событием 2007 года.

"Главное, что было в минувшем году, это подписание Акта о каноническом общении между Московским патриархатом и Русской православной церковью за рубежом", - сказал патриарх в четверг в интервью телеканалу "Вести-24"[19].

Значение объединения РПЦ и РПЦЗ подчёркивали многие видные политические и религиозные деятели. Так, например, Николай Балашов, протоиерей, секретарь отдела внешних церковных связей, утверждал: "Это большое событие в жизни русской церкви и народа России. Это преодоление того разделения и раскола в обществе и в церкви, который возник в результате революции и гражданской войны. Это знак духовного возрождения нашей страны, где церковь может свободно осуществлять свое служение. Установление церковно-канонического единства не означает, что мы стали одинаковыми с нашими зарубежными братьями. У нас могут быть разные взгляды и на историю, и на политические аспекты ситуации в современном мире. Но для единства в вере и в молитве, в совместном труде проповеди Евангелия, это не является препятствием. Зарубежная церковь сохранит свое самоуправление, которое сложилось на протяжении многих десятилетий. Но в единстве с Поместной русской православной церковью будет принимать участие в решении церковных проблем. Ее епископы станут членами собора Московского патриархата, и будут периодически привлекаться для участия в деятельности Священного Синода. Вместе с тем, решения, касающиеся внутренней администрации зарубежной церкви, остаются за ее архиерейским Синодом, расположенным в Нью-Йорке"[20].

Однако далеко не все столь оптимистически рассматривают произошедшее событие.

Некоторые политические обозреватели настороженно относятся к факту объединения церквей, поскольку считают, "что Россия - светское государство. И любое усиление религиозной власти вредит власти светской".

Однако объединение уже свершилось и стоит задуматься над тем, какие перемены оно принесёт в будущем.

2.2 Дальнейшие пути взаимоотношений РПЦ и РПЦЗ

Восстановление полного единства организационных структур Русской Православной Церкви за пределами ее канонической территории является желанной целью, к которой следует стремиться. Однако необходимо принимать во внимание исторически сложившиеся реальности, обусловленные длительным разделением. Поэтому в дальнейшем устроении жизни единой Русской Церкви необходимо применять подобающую икономию и пастырскую осмотрительность, постепенно развивая пастырское взаимодействие в странах русского рассеяния при особом попечении Священного Синода Русской Православной Церкви и Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви.

Дальнейшие пути развития взаимоотношений РПЦ и РПЦЗ зависят от решения ряда проблемных вопросов:

1. Вопрос о каноническом статусе Русской Зарубежной Церкви и возглавляющего ее Архиерейского Синода в свете указа Святейшего Патриарха Тихона, Священного Синода и Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви об упразднении Высшего церковного управления за границей.

2. Засвидетельствованное в ряде документов непризнание иерархами Русской Зарубежной Церкви канонической законности соборных актов и других важнейших решений священноначалия Русской Православной Церкви. В отдельных заявлениях выражалось сомнение в присутствии благодати Божией в Русской Православной Церкви и совершаемых в ней таинствах.

3. Евхаристическое общение, в котором Русская Зарубежная Церковь состоит, во всяком случае, формально, с неканоническими группами, отделившимися по различным мотивам от других Поместных Православных Церквей и действующими, в частности, на канонической территории Румынской, Болгарской и Элладской Церквей. В последнее время эти группы пытаются также развивать деятельность на нашей канонической территории и территории Грузинского Патриархата.

4. Наличие среди священнослужителей Русской Зарубежной Церкви лиц, перешедших из клира Московского Патриархата и других Поместных Православных Церквей и находящихся под каноническими прещениями.

5. Наконец, с начала 90-х годов существует острая проблема наличия параллельных епархий и приходов, учрежденных Русской Зарубежной Церковью на канонической территории Московского Патриархата.

Таким образом, объединение русской и зарубежной православной церкви – это огромный шаг на пути достижения единства всего православного мира. Путь этот нелёгок и требует разрешения некоторых спорных ситуаций и проблемных вопросов.


Заключение

Целью настоящего исследования было рассмотрение взаимоотношений русской и зарубежной православной церквей. Для реализации поставленной цели нами был поставлен и решён ряд задач. Теоретический анализ исторических источников, церковных документов, научной литературы и материалов периодической печати позволяет нам сделать следующие выводы:

1. Догматических отличий в вероучении и практике Русской Православной Церкви Заграницей от вероучения и практики Русской Православной Церкви нет. В настоящее время существует ряд специфических особенностей в организации деятельности и структуре каждой из церквей.

2. История взаимоотношений русской православной и русской православной церкви за рубежом насчитывает более 90 лет. Разделение церквей произошло в 1921 году. Объединение состоялось в 2007 г. И было названо событием года.

3. Факт объединения церквей признаётся всеми, но далеко не все оптимистично относятся к произошедшему событию. Большинство считает объединение РПЦ и РПЦЗ – огромным шагом на пути к объединению всего православного мира. Но есть и те, кто настороженно относятся к произошедшему, считая, что Россия является в большей степени светским государством любое усиление религиозной власти может нанести вред власти светской.

4. Несмотря на произошедшее объединение, на настоящий момент остаётся несколько существенных проблемных вопросов, требующих своего разрешения. Но главный шаг уже сделан. Таким образом, проведённый нами анализ позволяет утверждать, что задачи данного исследования были успешно решены, , следовательно, цель работы достигнута.


Список литературы

1. www.mospat.ru – официальный сайт Московской Патриархии

2. Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. М., - 2002

3. Никольский Н. М. История русской церкви. Изд. 3-е. М., 1983.

4. Положение о Русской Православной Церкви Заграницей // http://www.patriarchia.ru/db/text/28517.html

5. Попов А.В. Русская православная церковь за границей: образование и раскол (1921-1924) // Новый исторический вестник. - №1 2005.

6. Православие и христианские разделения. / Сост. М.Воскресенский. – М., 2008.

7. Русская православная церковь на современном этапе // htth://www.orthodox.org.ru/today_ru.htm.

8. Устав Русской Православной Церкви. – М., 2000.


[1] - Устав Русской Православной Церкви. – М., 2000

[2] - там же.

[3] - там же.

[4] - Устав Русской Православной Церкви. – М., 2000

[5] - там же.

[6] - там же.

[7] - Устав Русской Православной Церкви. – М., 2000

[8] - там же.

[9] - Устав Русской Православной Церкви. – М., 2000

[10] - Никольский Н. М. История русской церкви. Изд. 3-е. М., 1983. С. 96.

[11] - Никольский Н. М. История русской церкви. Изд. 3-е. М., 1983. С. 99.

[12] - Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. М., - 2002. С. 112

[13] - Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. М., - 2002. С. 118

[14] Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. М., - 2002. С. 119

[15] - там же. С. 120-121

[16] Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. М., - 2002. С. 128

[17] Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. М., - 2002. С. 118. С. 140.

[18] - Православие и христианские разделения. / Сост. М.Воскресенский. – М., 2008. С.82.

[19] - Русская православная церковь на современном этапе // htth://www.orthodox.org.ru/today_ru.htm

[20] Русская православная церковь на современном этапе // htth://www.orthodox.org.ru/today_ru.htm