Смекни!
smekni.com

Влияние западных "отцов церкви" на формирование христианского вероучения (стр. 4 из 7)

В целом, история состоит в борьбе между духовными потомками Авеля и Каина.

Августин различает 6 эпох:

1) От Адама до потопа;

2) от Ноя до Авраама;

3) от Авраама до Давида;

4) от Давида до Вавилонского пленения;

5) от пленения до Иисуса;

Шестая эпоха продлится до второго пришествия Христа. Все эти исторические периоды относятся к граду земному, начало которому положило злодеяние Каина и противоположность которого – Град Божий. Град людей, временный и смертный и держится на естественном воспроизведении потомства. Град Божий – вечный и бессмертный – место, где совершается духовное обновление: «Итак, два града созданы двумя родами любви: земной – любовью к себе, дошедшею до презрения к Богу, небесный – любовью к Богу, дошедшей до презрения к себе. Первый полагает славу свою в самом себе, второй – в Господе. Ибо тот ищет славы от людей, а для этого величайшая слава – Бог…» [3, С. 704]. В историческом мире праведные, как Авель – паломники на пути к спасению. Пока продолжается человеческий век, два Града неразличимы для взора всего человечества; в истории мира они существуют в «смешении» и обнаружат себя с очевидностью только после падения мира людей, т.е. во время Второго пришествия Спасителя.

Миссия и оправдание Римской империи, в конечном счете – поддерживать мир и правосудие, чтобы Евангелие могло быть проповедовано повсеместно. Августин утверждает что «…христианам следует ожидать окончательной победы Града Божьего над цивилизацией людей» [19, С. 43]. Триумф будет иметь место не в историческом времени. Значит, даже если бы весь мир принял христианство, Земля и история не преобразились бы [19, С. 42]. Говоря же о разорении города Аларихом, Августин напоминает, что и в былые времена Рим терпел подобные бедствия; т.е. постоянство установления обусловлено качеством людей, а не наоборот.

В 425 г., когда Августин, за пять лет до своей смерти, завершал «Град Божий», преступление Алариха было забыто, но Западная Империя близилась к закату. Труд блаженного Августина был полезен особенно для христиан, которым на четыре последующих столетия пришлось стать очевидцами распада Империи и «варваризации» Западной Европы.

«Град Божий» отверг историческую связь церкви и исчезающей Римской империи. Поскольку истинная цель христианина – спасение, а единственное упование – окончательный триумф Града Божьего, то все исторические катастрофы, в конечном счете, лишены духовного смысла.

Подводя итог, можно сказать, что деятельность западных «отцов церкви» оказала сильное влияние на развитие и становление христианства. Труды Иеронима Стридонского и по сей день, сохраняют свое значение и активно используются в богослужениях.

Для становления христианской церкви и усиления ее авторитета много сделал Амвросий Медиоланский. Будучи талантливым организатором и администратором, он смог отстоять независимости Церкви от государства и защитить ее автономные права перед лицом светской власти.

Августин прославился не только как проповедник и писатель, но больше как философ и богослов. Им написано большое количество богословских сочинений, в главном из которых «О граде Божием» развивается идея церкви как священного института, связующего небо и землю; с этого труда началась христианская философия истории. Августин и его произведения оказали большое влияние на богословскую мысль средних веков [4].

2. Философские и богословские взгляды. Мораль

2.1 Особенности морали и философии Иеронима

Святой Иероним был знаменит среди своих современников не только благодаря своим переводам. Он часто обнаруживал взгляды, не согласующиеся с современным учением церкви. Он полагал, например, что ангелы могут грешить, и что Иисус Христос умер ради искупления их грехов. Также он считал, что звезды одушевлены и имеют сознание.

В отличие от Августина, он ограничивал провидение божье и считал, что оно распространяется только на людей. Также Иероним полагал, что мир просуществует только тысячу лет, и что у Бога нет вполне ясного знания всех событий [6, С. 149].

Мораль Иеронима не отличается особенно от взглядов современников. Как и все христиане того времени, Иероним проповедовал полное отречение от «сего мира» во имя «вымышленного мира, который «не от мира сего» во имя спасения души» [18, С. 433].

Как и многие другие богословы, он порицает второй брак, сравнивая тех, кто жениться вторично с нечистыми животными Ноева ковчега или со свиньями, вновь валящимися в грязь, из которой они поднялись [6, С. 149]. Следовательно, можно сделать вывод, чо Иероним порицает брак и замужество вообще, сравнивая его с грязью.

Иероним также выработал своеобразный взгляд на женщин – он считал, что ни одна женщина не воскреснет как женщина, а все они при воскресении превратятся в мужчин.

Также он осуждает всякую клятву, и требует, чтобы христиане не платили налогов неправоверным государям. Он утверждает, что еретики – не христиане и с ними надо обращаться, как с язычниками. Он одобрял благочестивый обман и недобросовестность, если они имеют целью очернить врагов церкви [6, С. 149]. Но, вместе с тем, Иероним, критикуя современных ему христианских священников, ставит им в пример жрецов Древнего Египта «…священники и монахи, принявшие обет целомудрия, должны идти по стопам языческих жрецов…» [16, С. 8]. Также, думая, что очень многие монахи потеряли свою душу из-за сострадания к отцу и матери, к родственникам и близким, Иероним восхвалял жестокость во имя Христа [18, С. 433].

Наукам Иероним не придавал никакого значения. Он отвергает геометрию, арифметику и музыку, так как, по его мнению, они ведут к истине, а не к благочестию, которое состоит в знании священного Писания, в понимании пророков и в вере в евангелие [6, С. 152].

Взгляды Иеронима на управление церковью резко противоречили притязаниям высшего духовенства. Например, он полностью опровергает церковную иерархию, считая, что епископ и священник – это одно и тоже [6, С. 150].

В отличие от церкви, считающей, что появление епископов – это божественное установление (власть от апостолов – к епископам), Иероним утверждает, что это произошло по наущению дьявола. По его мнению, народ стал избирать епископов чтобы избежать расколов церкви, которые и происходили в это время по вине дьявола.

Кроме того, Иероним обвиняет и самих епископов в том, что они считают, будто люди, крещенные ими, принадлежат теперь лично им, а не Христу. Таким образом, он указывает на причины такого усердия в распространении ими христианской веры.

Вообще Святой Иероним часто разоблачал преступления и пороки современной церкви и священнослужителей. Особенно его раздражает распутство римской церкви, которую он сравнивает с Вавилоном [16, С. 10] и в которой он видел центр пороков и преступлений, заражающих христианство [6, С. 151]. Эти идеи позднее были приняты протестантами.

В своих сочинениях он часто упрекает римских священников за то, что те пытались присвоить себе имущество тех, чьими духовниками они были. Однако следует заметить, что и сам Иероним был женским духовником, но в отличие от своих современников ему не удалось разбогатеть этим трудом. Отлично зная способы влияния духовников на верующих, и будучи «несправедливо» обиженным, он беспощадно критиковал их.

Следует отметить, что из всех великих и ученых богословов, только Иероним подвергал церковь такой жесткой критике. И только Иерониму церковь позволяла критиковать себя практически безнаказанно. Однако и ему приходилось терпеть притеснения со стороны римского клира и папы. Это и стало причиной его повторного удаления в Палестину, где он и скончался.

Иероним также нередко не ограничивался критикой современников и лично вступал с ними в споры. Так, например, он часто спорит с Августином. Начиная перевод и толкование священных книг, он встретил резкую критику и неодобрение со стороны современников, считавших его недостойным этого. Среди них был и Августин. За это Иероним впоследствии часто резко выступал против него.

Еще по одному важному вопросу возник спор между двумя великими святыми: тыква или плющ укрыло в своей тени пророка Иону. Спор едва не произвел раскола в церкви. Однако Августин, как и в других случаях, отступил, боясь восстановить против себя уже тогда авторитетного Иеронима.

Последний же, отличаясь особой злобой и желчностью, часто выступал и против других богословов, сомневавшихся в его святости.

Однако его критика не всегда была отрицательной. Известно, что одну из работ Тертуллиана, в частности «Апологетик» он хвалит, говоря, что в этом произведении автор изложил всю ученость своего времени и изобразил состояние церкви (что, как известно, было близко Иерониму) [14, С. 76].

2.2 Мораль и богословские позиции Амвросия Медиоланского

Взгляды Амвросия во многом совпадают с идеями Иеронима. так, например, он отрицает занятия науками и чрезвычайно хвалит состояния девственности и безбрачия. По его мнению, брак противен природе, так как при рождении люди состоят в безбрачии [6, С. 152].

Мораль Амвросия отлична от морали других «отцов» церкви тем, что он одобряет самоубийство (мученичество) как проявление святости и как следствие – отвергает законную самозащиту.

Необходимо отметить, что богословие Амвросия основывается на выводах, сделанных греческими авторами. Однако существуют и определенные различия. Так Амвросий в отношении ипостасей между собой исходит из того, что все ипостаси равны между собой, и, следовательно, не имеют порядка счисления.