Смекни!
smekni.com

Влияние западных "отцов церкви" на формирование христианского вероучения (стр. 7 из 7)

2.3.11 Почитание мучеников

Долгое время Августин выступал против почитания мучеников. Не смотря на авторитет Амвросия, он не слишком верил в чудеса, совершаемые святыми, и заклеймил торговлю мощами. Однако перенос мощей святого Стефана в Гиппон в 425 году, и последовавшие затем чудесные исцеления заставили его изменить мнение. В проповедях, которые он произносит в период с 425 по 430 гг., Августин объясняет и оправдывает почитание мощей и совершившиеся от них чудеса.

В работах Августина из попытки выразить понимание догматов веры возникает система христианской философии. Для деятелей католической церкви он имеет непререкаемый авторитет: «…клерикалы испытывают к нему глубочайшее почтение. Они смотрят сквозь пальцы на все его проказы и распутства…» [16, С. 10]

Основной мотив философии Августина есть искание такой вселенной, которая преодолевала бы контрасты временной действительности, ее дурную двойственность в единстве всеобщего мира и покоя. Искание это – прежде всего процесс болезненный и мучительный; в нем муки духовного рождения нового мира соединяются с предсмертными страданиями старого. Чтобы стать родоначальником средневекового миросозерцания, Августин должен был в самом себе испытать и побороть язычество. Он соединил и выстрадал в себе все болезни своего века и в полном смысле слова нес на себе крест своего общества [17].

Вклад Августина в развитие христианства высоко ценится не только в Римском католичестве, но и в протестантизме. Он утверждал, что спасение от первородного и действительного греха является результатом благодати суверенного Бога, который неизбежно спасет тех, кого избрал, поэтому Протестанты видят в Августине предтечу Реформации [10, С. 118].


Заключение

Таким образом, западные «отцы церкви» оказали сильнейшее влияние на формирование христианского вероучения. Каждый из них внес свой вклад в процесс развития и становления западной ветви христианства.

Святой Иероним был известен не только как переводчик, но и как критик, как человек, взгляд которого часто не согласовывались с позициями церкви. И тем не менее нельзя недооценивать его вклад в развитие христианства. Его труды и по сей день активно используются церковью.

Амвросий Медиоланский внес вклад в реформирование церкви (напр. введенное им антифонное пение в церкви используется и в наши дни).

Отстаивая независимость церкви от светской власти, Амвросий Медиоланский также выработал некоторые положения и взгляды, которые и по сей день, сохраняют свое значение. А его моральные принципы были восприняты позднее Августином, который и стал наиболее авторитетным из всех западных «отцов церкви» и разработал не только систему христианской философии истории, но и догматику западной ветви христианства, выделившейся позднее в католицизм, который, в свою очередь, практически сформировал систему ценностей и взглядов западной культуры.

Нельзя не отметить, что деятельность Амвросия Медиоланского способствовала размежеванию церкви и светской власти, а Августин впоследствии обосновал решающую роль божественной благодати и церкви в деле спасения души человека. Позднее, это привело к тому, что институт церкви не только отделился от государства, но и начал преобладать над государством и светской властью. Следовательно, отсюда можно вывести преобладающую роль католической церкви в истории западной Европы.

Философские взгляды Августина также существенно повлияли не только на систему христианской философии, но и до сих пор влияют на некоторые современные концепции философии, связанные с отношением к личности и человеку.

Следовательно, можно сказать, что каждый из западных «отцов церкви» внес свой вклад в развитие и становление христианского вероучения. Но нельзя рассматривать их деятельность в отдельности. Необходимо отметить, что их деятельность в общем оказала влияние на формирование западной ветви христианства.

Список литературы

1. Августин Аврелий Избранные проповеди / Под ред. Л.А. Голодецкого. – Сергиев Посад: Типография Свято-Троицкой Лавры, 1913. – 52 с.

2. Августин Аврелий Исповедь. / Пер. с лат. и коммент. М.Е. Сергеенко; Предисл. и послесл. Н.И. Григорьевой. – М.: Гендальф, 1992. – 544 с.

3. Августин Аврелий О Граде Божием. – Минск: Харвест, М.: АСТ, 2000. –1296 с.

4. Аксенов Г.П. Аврелий Августин Блаженный / Августин Аврелий Исповедь. – М. Гендальф, 1992. – С. 539–541.

5. Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Античность Средневековье / В переводе и под редакцией С.А. Мальцевой. – С-Пб.: Пневма, 2003. – 688 с.

6. Гольбах П. Галерея святых. – К.: Политиздат Украины, 1987. – 335 с.

7. Григорьева Н.И. Бог и человек в жизни Аврелия Августина / Августин Аврелий Исповедь. – М.: Гендальф, 1992. – С. 7–22

8. История философии: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова, Д.Б. Бугая. – М.: Академический Проект, 2005. – 680 с.

9. Католицизм: Словарь атеиста / Под общ. ред. Л.Н. Великовича. – М.: Политиздат, 1991. – 320 с.

10. Кернс Э. Дорогами христианства. – М.: Протестант, 1992. – 416 с.

11. Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии: Учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2003. – 880 с.

12. Подвижники. Избранные жизнеописания и труды. Книга 2-я. Самара: Издательский дом «Агни», 1999. – 328 с.

13. Потемкин В. Введение в Августина / Августин Аврелий Об истинной религии. Теологический трактат. – Мн.: Харвест, 1999. – С. 3–25.

14. Реверсов И.П. Апологеты. Защитники христианства. – СПб.: Сатись, 2002. – 101 с.

15. Соколов В.В. Средневековая философия. – М.: Высшая школа, 1979. – 448 с.

16. Таксиль Л. Священный вертеп. – К.: Политиздат Украины, 1985. – 544 с.

17. Трубецкой Е.Н. Миросозерцание Блаженного Августина / Августин Аврелий Об истинной религии. Теологический трактат. – Минск: Харвест, 1999. – С. 1522–1597

18. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М.: Высшая школа, 1991. – 512 с.

19. Элиаде М. История веры и религиозных идей. В 3 т. Т. 3. От Магомета до Реформации. – М.: Критерион, 2002. – 352 с.