Важнейший фактор негативного восприятия мусульман в России – конфликт на Северном Кавказе, тем более что на самом деле Россия воюет с мусульманами на протяжении вот уже четверти века. Афганский моджахед и кавказский боевик стали символами врага. 25 % респондентов, участвовавших в опросе, проведенном ВЦИОМом в 2004-м, сочли мусульман непримиримыми противниками православия. Отвечая в 2005 году на вопрос «Какого влияния следует сейчас больше всего опасаться России?», 27,3 % опрошенных заявили, что исламского, 17,6 % – национально- шовинистического, 17,0 % – западного, 8,5 % – израильского, сионистского и 9,3 % – китайского. [24,C.17]
Вместе с тем в глазах общественного мнения ислам далеко не всегда представляется идейной основой для совершения терактов. По данным социологической службы Validata, в 2003-м только 7–8 % участников опроса считали, что основной побудительный мотив, заставляющий чеченцев становиться шахидами-смертниками – джихад, зато 69–71 % полагали, что это – реакция на применение насилия федеральными войсками в Чечне. Иными словами, в Чечне акты террористов-самоубийц обусловлены, по мнению респондентов, не влиянием ислама, а невозможностью восстановить справедливость. В ответ же на вопрос Левада-центра «Кто, на ваш взгляд, произвел в 2000 году взрыв в московском подземном переходе?» только 4,7 % респондентов указали на воинствующих исламских террористов.
Наконец, ислам ассоциируется с наплывом в Россию мигрантов, которые зачастую ведут себя неадекватно, демонстрируя неуважение к местным традициям и обычаям, что составляет прочную основу настороженного и откровенно негативного отношения к исламу. Проведенный ВЦИОМом в марте 2002-го опрос показал, что к выходцам с Северного Кавказа «в основном отрицательные» и «резко отрицательные» чувства испытывают соответственно 43,3 % и 30,1 % респондентов, к приезжим из Центральной Азии – 38,7 % и 25 %, к арабам – 30,3 % и 20,2 %, а вот к белорусам, молдаванам и украинцам – 12,6 % и 4,0 % опрошенных. По результатам других опросов негативное отношение к иноэтничным мигрантам характерно для 73 % сотрудников МВД.
Правда, с формальной точки зрения в вопросе отношения к мигрантам Россия оказывается в одном ряду с европейскими странами. Так, недовольство в связи с проживанием мусульман в их стране выражают, например, 75 % шведов, 61 % немцев, 48 % испанцев, 44 % итальянцев, 39 % британцев.
Мигрантофобия в России будет расти и впредь, хотя бы в силу роста числа самих переселенцев. «Нам нужно от 700 тыс. до 1 миллиона мигрантов в год, – отмечает этнолог Владимир Мукомель. – Понятно, что они будут, скорее всего, представителями тех этнических групп, которые не являются традиционными для России».
Рост исламофобии необходимо остановить. В этом заинтересованы все, в том числе и мусульмане, которым тоже следует быть осторожнее и избегать высказываний, например, о неизбежности исламизации России либо о необходимости замены ее герба. [25,C.159]
Но все-таки не стоит обвинять только СМИ или власти в этих проблемах. Негативный образ в отношении мусульман имеет многовековую историю и коренится в особенностях взаимоотношений христианских и мусульманских народов
Ошибочное, как доказывал современный турецкий теолог, Ф. Гюлен, но широко бытующее восприятие ислама как воинствующей религии фанатиков-смертников сложилось во многом под влиянием сокрушительных по масштабам социально-политических сдвигов крестоносного вторжения в Передней Азии, в Юго-Восточной и центральной Европе в позднее средневековье.
Следует учитывать, что реальные потери Запада, т.е. фактические итоги боевых столкновений сарацин и рыцарей воспринимались как акт христианского мученичества. Тогда как в восточно-христианской церкви, пережившей одновременное столкновение с мусульманами и сокрушительный удар в спину рыцарей католиков, все это стало восприниматься как факт потерь только со стороны противников-мусульман. Мы же должны осознавать, что в крестоносной трагедии исторически более всемогущую роль сыграл раскол христианских церквей XI в. Ведь православная Византия была разгромлена и разбита на несколько сравнительно слабых государств именно рыцарями-католиками и затем стала легкой добычей для турок-османов в середине XV в.
Как, прежде всего исламское было оценено западом монгольское вторжение. Эта ошибочная позиция существует до сих пор и мешает реальным оценкам и выводам. На деле монгольское вторжение исламское общество восприняло столь же отрицательно, как и Запад. Тем более что под натиском монголо-татар рухнули исламские государства Центральной Азии. И кстати, среди воинов Чингисхана было, немало, хритстиан-несторианцев и прочих язычников.
Впоследствии монголы, объединенные Чингисханом и его ближайшими потомками, действительно очень быстро приняли ислам. Вследствие этого малоизученного социально-психологического феномена на все мусульманские страны, на исламский мир в целом было перенесено восприятие христианами Орды как «чумы народов», «Божьей кары» и пр. – разрушителей восточно-христианской, ирано-арабской и др. ветвей цивилизации.
В действительности же античное философское и естественнонаучное наследие было сохранено для Запада домонгольскими исламскими халифатами, тогда как уничтожение следов античной культуры деятельно проводилось монголо-татарами. [26,C.162]
Антагонизм в отношении ислама и его носителей имеет давнюю историю. Длительное противостояние степи, которое позднее оформилось в виде оппозиции Европа – Азия, оказывало на Русь колоссальное воздействие. Все, что было связано с Востоком, изначально преподносилось в духе враждебности. Длительному бытованию таких шаблонов способствовало повторение самой ситуации (к примеру, кочевники нападают на деревню и берут в плен ее жителей). Большинство эпитетов, проникнутых религиозной враждебностью относилось к восточным кочевникам. К тому же представление о Востоке складывалось из черт, присущих архаичному сознанию с его наглядностью, картинностью, визуальностью, стереотипами.
В дохристианской Руси обобщенное имя для кочевников было «языги», «язычники». Позже появился термин «поганый». С христианизацией познание ислама свелось к теме о «вечной угрозе со стороны Востока».
Византийские, а следом и русские хронисты, пользуясь искаженными сведениями об исламе, создавали его фантастический образ мало соответствующий действительности. Ужас перед нашествием «поганых» длившийся веками, подготовил питательную почву для появления множества мифов. Монгольское нашествие свело на нет попытки формирования более объемного образа Востока. 200 – летнее иго (1237-1480) привело к тому, что все, включавшееся в понятие «ислам» перешло в категорию аномалии.
Таким образом, можно сказать, что в России существует проблема исламофобии среди немусульманского населения. В связи с этим, государство должно постараться решить эту задачу. В качестве средств борьбы с исламофобией можно предложить активную просветительскую деятельность, проводящуюся под эгидой государства и направленную на борьбу с национализмом, пропаганду принципов толерантности и уважения к представителям различных культур и религий, а также укрепление институтов гражданского общества и развитие общественных организаций и движений. Вполне возможно, что эти методы помогут справиться с данной проблемой, развившейся, к сожалению, до глобальных размеров.
Ислам играет огромную роль в жизни очень многих наших сограждан. В состав России входит несколько стран, исповедующих эту религию (Татарстан, Башкортостан, Чувашия, Дагестан, Чечня Ингушетия, Хакассия, Тыва, Адыгея и др.). Кроме того, среди мигрантов, приехавших сюда на заработки, также много мусульман. От того, каким представляется ислам населению России, зависит, во многом, состояние межконфессиональных и межнациональных отношений в стране. Значительная роль в этом принадлежит СМИ, поскольку именно через них большинство россиян получают ту или информацию об исламе, формируя собственное представление об этой религии и ее приверженцах.
В последнее время в средствах массовой информации широко обсуждаются проблемы исламского мира. Все чаще звучат нелепые, а порой и просто оскорбительные, обвинения в адрес мусульман. В первую очередь это нарушает их права, а также способствует росту исламофобии среди немусульманского населения нашего государства.
Если мы хотим действительно быть светским многоконфессиональным государством, необходимо контролировать СМИ в том, какую информацию они подают в отношении ислама.
Здесь необходимы следующие мероприятия:
- информирование населения об основах мусульманской религии (телевизионные передачи, рассчитанные на взрослых и детей, статьи в газетах и журналах, факультативные занятия в школе);
- распространение информации о позитивной деятельности мусульман (как в России, так и за рубежом).
Кроме того, следует проводить религиоведческую подготовку и повышение квалификации кадров специалистов госслужащих, работающих в сфере государственно-конфессиональных отношений. Это будет способствовать их эффективной деятельности в отношении мусульман.
Но самое главное это все-таки обеспечить исполнение законов, на всех уровнях власти. Создание эффективно функционирующего механизма реализации государственной политики в сфере свободы совести и вероисповеданий обеспечит успешное достижение поставленных цели и задач политики; гарантирует защищенность основных прав и свобод, будет содействовать укреплению взаимопонимания и сотрудничества приверженцев разных религий и людей неверующих, стабильности в обществе.
1. Ислам на пороге XXI века / Н.В. Жданов, А.А. Игнатенко. – М.: Политиздат. – 1989. – 352с.
2. Гайнутдин Равиль, муфтий . Ислам в современной России. – М.: ФАИР-ПРЕСС. – 2004. – 320с.
3. Мусульманское население в РФ:справка // Отечественные записки. – 2003. - №5. – С.82-85.