Смекни!
smekni.com

Влияние СМИ на формирование общественного мнения в отношении мусульман (стр. 1 из 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 2

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА МУСУЛЬМАНСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.. 6

1.1 Ислам как основа религиозной и социокультурной общности народов. 6

1.2 Взаимоотношение государственной власти и ислама в Российской Федерации 18

ГЛАВА 2. РОЛЬ СМИ В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ МУСУЛЬМАН.. 39

2.1 Ислам в СМИ.. 39

2.2 Социологические исследования отношения населения России к мусульманам 50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 61

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 63

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 65


ВВЕДЕНИЕ

Православные христиане, мусульмане и представители других традиционных конфессий жили мирно в нашей стране бок о бок друг с другом многие столетия. Но на сегодняшний день постепенно идет рост неприязни к мусульманам среди немусульманского населения. По мнению Аббясова (представителя Совета муфтиев России, ведущей исламской духовной организации РФ), одной из основных причин неприязни к российским мусульманам является их негативное изображение в масс-медиа. По телевидению страны мусульмане чаще всего показываются в качестве либо преступников, либо религиозных радикалов, ведущих «священную войну» против христиан. «Образ мусульман, представленный в СМИ, крайне искажен, - заявил Аббясов. - Когда люди слышат слова «Аллаху Акбар» («Бог Превелик» по-арабски.), они сразу же представляют стреляющих в них людей или смертников, приводящих в действие пояса со взрывчаткой» (взято из статьи Майкла Майнвилла «Мусульманская дилемма России», San Francisco Chronicle).

Как говорит Гобл, известный американский ученый – исламовед, опасность роста антиисламских настроений, заключается в следующем:

· открытость мусульман различным экстремистским веяниям;

· создается угроза конфликтов на религиозной почве.

По данной проблеме в настоящее время существуют работы следующих российских авторов: А.В. Малашенко, Ф.М. Мухаметшин, И.В. Журавлев и др.

Объектом данного исследования являются мусульмане. Предметом – отношение населения России к мусульманам.

Цель – показать влияние СМИ на формирование общественного мнения в отношении мусульман.

Задачи:

1. показать распространение исламского учения и его влияние на формирование социокультурной общности народов на территории России;

2. осветить взаимоотношения государственной власти и ислама:

· законы, регулирующие взаимоотношения,

· государственные органы, занимающиеся религиозными вопросами

· религиозное просвещение;

· выявить основные проблемы в этой области;

3. показать образ мусульманина в общественном представлении и в СМИ.

Курсовая работа состоит из: введения, двух глав, заключения , списка использованной литературы и приложения.

В этой работе будут использованы следующие термины:

Вакуф, вакф - в странах Востока имущество, которое жертвуется религиозной общине, мечети.

Вайнах («наш народ»)– общее название двух родственных народов ингушей и чеченцев

Вирд("спускаться к водопою для утоления жажды") - специальное духовное задание (элексир), которое дается Шейхом своему мюриду для утоления его духовной жажды.

Джадидизм (араб. джадидийя — обновленчество) - буржуазно-либеральное, националистическое движение, зародившееся в 80-х гг. 19 в. среди татарской буржуазии в Крыму и Поволжье, в Азербайджане, а с 90-х гг. 19 в. распространившееся в Средней Азии. Первоначально — узкое, культурническое движение за реформу старой системы мусульманского образования (обучение грамоте путём зазубривания отдельных сур Корана), за необходимость европейского образования для мусульман.

Зикр(араб. «поминание») — исламская духовная практика заключающаяся в многократном произнесении молитвенной формулы, содержащей имя Аллаха.

Исламофобия - действия и высказывания, оцениваемые мусульманами как враждебные исламу.

Имам – духовный глава мусульманской общины

Ксенофобия (гр. xenos – чужой, phobos - страх) - иррациональный страх или даже ненависть ко всему иностранному или чужому, незнакомому, особенно к другим социальным или этническим группам.

Мазха́б (мезхеб) — в исламе школа шариатского права.

Мюрид ( араб. «сила воли», «самоуважение», переносно «ученик») - одно из 99 имён Аллаха. Так в мусульманских странах называют человека, желающего посвятить себя исламу и овладеть основами мистического учения — суфизма. Мюрид избирает себе учителя — мюршида (шейха) или пира, которому обязан повиноваться до инициации. Между мюридом и мюршидом устанавливается духовная связь (нисбат).

Свобода совести — основополагающее неотъемлемое право человека на свободный мировоззренческий выбор, не влекущий за собой ограничения в других гражданских правах и свободах или их утрату.

Светское государство — конфессионально нейтральное государство, принципиально не приемлющее никакую из религий в качестве официальной идеологии, обеспечивающее гражданам возможность свободного мировоззренческого выбора.

Суфи́зм- мистическое течение в исламе. Под этим термином объединяются все мусульманские учения, целью которых является разработка теоретических основ и практических способов, обеспечивающих возможность непосредственного общения человека с богом. Суфии называют это познанием истины. Истина — это когда суфий, освободившись от мирских желаний, в состоянии экстаза (опьянение божественной любовью) способен на интимное общение с божеством. Суфиями же называют всех, кто верит в непосредственное общение с богом и делает все для достижения этого. В суфийской терминологии «Суфий — это влюбленный в Истину, тот, кто посредством Любви и Преданности движется к Истине и Совершенству». Движение к Истине с помощью Любви и Преданности к богу суфии называют тарикатом или Путем к Богу.

Толерантность - терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, мнениям, идеям, верованиям

Тоталитаризм - система насильственного политического господства, характеризующаяся полным подчинением общества, всех сфер его жизни власти господствующей элиты, организованной в целостный военно-бюрократический аппарат и возглавляемый лидером.

Умма - сообщество людей, объединенных по религиозному, национальному, географическому или иному признаку.

Фикх - (араб. - глубокое понимание, знание) - в мусульманском праве означает прежде всего систематизированные знания о правилах поведения, которых должны придерживаться мусульмане при исполнении своих религиозных обязанностей, совершении обрядов, в быту и в светских взаимоотношениях. В этом смысле Ф. является наукой, предмет которой составляет нормативная сторона шариата. Термин "Ф." употребляется также в значении самих норм (Ф.-право), регулирующих поведение мусульман и сформулированных мусульманскими правоведами в рамках различных школ фикха-доктрины. В той мере, в которой нормы Ф.-права осуществлялись на практике, они становились позитивным правом. В большинстве современных исламских стран Ф. продолжает играть роль источника права.

Ханафитский мазхаб - одна из ортодоксальных правовых школ в суннитском Исламе.

Шейх— почётное название видного богослова в Исламе.


ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА МУСУЛЬМАНСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

1.1 Ислам как основа религиозной и социокультурной общности народов

Ислам - самая молодая из мировых религий, основанная пророком Мухаммедом в VII в. Уже во второй половине VII века возникли три направления ислама: хариджиты, сунниты и шииты. Непосредственным импульсом этого разделения послужил спор о принципах наследования религиозной и светской власти.

Суннизм — направление в исламе, приверженцы которого в политической области являются сторонниками халифата — такой формы власти, которую осуществляет выбираемый авторитетными мусульманами член общины, принадлежащий к племени пророка Мухаммеда.

Главное отличие шиитов от суннитов и хариджитов состоит в представлении об имаме как носителе «божественной субстанции». Согласно доктрине шиизма право на имамат не может принадлежать никому, кроме потомков Али и Фатимы — Алидов (поскольку только по этой линии есть потомки Мухаммада). Шииты верят, что имамы непогрешимы во всех делах, актах, принципах и вере. Поскольку исторически шииты составляли меньшинство по сравнению с суннитами и периодически подвергались преследованиям, в рамках этого течения сложился принцип такийа («благоразумие», «осмотрительность»). Шиит в случае опасности может скрывать свое вероисповедание. Численность шиитов в России незначительна. К этому направлению принадлежит небольшая часть лезгин и даргинцев в Дагестане, кундровские татары городах Нижнего Поволжья и бoльшая часть проживающих в нашей стране азербайджанцев (в самом Азербайджане шииты составляют по разным подсчетам до 70 процентов населения).

Учение хариджитов о халифате (имамате) резко отличалось и от суннитского и от шиитского. Хариджиты считали, что имам-халиф, т. е. духовный и политический глава религиозной общиныгосударства, должен быть выборным, причем право участвовать в выборах должны иметь все верующие, независимо от происхождения. Избранным на пост имама-халифа может быть не только курейшит, как полагали сунниты, но всякий мусульманин, если он того достоин. Званию имама-халифа хариджиты не приписывали никакого сакрального значения. Для них он и не учитель веры, и не государь, он только уполномоченный общины «правоверных», военный вождь и защитник ее интересов. Община его выбирает, она же вправе сместить, даже судить и казнить его, если он будет дурно управлять, если станет тираном или предаст интересы общины ради своих личных интересов. Халифат не может стать достоянием какой-либо одной семьи. Хариджиты полагали, что каждая местная община, если она отрезана от других, может избрать для себя имама-халифа; имамов, таким образом, может быть несколько в разных местностях. Все предводители хариджитских движений назывались имамами, халифами и эмирами «правоверных», ни один из них не был курейшитом. В настоящее время общины хариджитов-ибадитов проживают в Омане, Алжире и Ливии. [1, C.11]