Сравнение православия с деструктивными культами
При раскрытии и расследовании преступлений, совершаемых деструктивными культами по религиозным мотивам, зачастую возникает необходимость уточнения их вероучительных особенностей. В силу широкого влияния православия в нашей стране (прежде всего на этнокультурном уровне) удобно осуществлять сравнение именно с ним. В качестве образца возьмем самую распространенную, внесшую наибольший созидательный вклад в развитие народов в Российской Федерации религиозную организацию – Русскую Православную Церковь (РПЦ).
Для понимания отличия православия от деструктивных культов приведем сравнительную таблицу некоторых их основных признаков.
Сравнительная таблица религиозных и поведенческих признаков
Русской Православной Церкви и деструктивных культов (сект)
Основные религиозные признаки | ||
Признак | Русская Православная Церковь | Деструктивные культы |
1. Догмат о Троичности Бога | Основной догмат | Большинство не признает |
2. Догмат о Боговоплощении | Основной догмат | Большинство не признает |
3. Догмат о воскрешении Христа из мертвых и о будущем всеобщем воскресении с телом | Основной догмат | Большинство не признает |
5. Открытость учения | Полностью открыто и доступно, нет уровней посвященности (постижение зависит от внутренней готовности) | Строжайшие уровни посвященности, утаивание истинных целей от нижних уровней и посторонних, частый обман, приукрашивание |
6. Переселение душ (реинкарнация) | Отвергает (абсолютные ценность, цельность и неповторимость каждого человека) | Большинство признает (расчленение человека) |
7. Почитание икон и мощей | Да (вытекает из основных догматов) | Большинство не признает |
8. Почитание святых отцов | Да (основа их авторитета – святость их жизни), бережное отношение к их словам | Основа почитания лидеров – положение в иерархии, конъюнктурные изменения их высказываний или утаивание |
9. Молитва за умерших | Да (непрерывная связь живых и усопших) | Почти никто не признает |
10. Крест | Главный символ (в строгом соответствии с Новым Заветом) | Большинство категорически не признает (некоторые признают, но второстепенным символом) |
11.Устойчивость главных религиозных признаков | Строгая, с апостольских времен | Конъюнктурные изменения |
Основные поведенческие признаки | ||
Признак | Русская Православная Церковь | Деструктивные культы |
12. Отношение к государственной власти и к государству | Подчинение, правопослушность, патриотизм | Скрытая или явная отчужденность, вражда |
13. Отношение к традиции и культуре | Уважительное, конструктивно-творческое | Деструктивное и пренебрежительное |
14. Отношение к семье и работе | Уважение, бережность и ответственность | Не деструктивные секты – с уважением, деструктивные – обычно с пренебрежением |
15. Соблюдение моральных норм и законов | Обязательно, в полном объеме | Не деструктивные секты – с уважением, деструктивные – обычно с пренебрежением и конъюнктурным подходом вплоть до правонарушений |
16. Отношение к личности | Уважение и всестороннее развитие | Стремление к скрытому или явному подавлению, управлению |
17. Свобода критики внутренней жизни | Полная, без ограничений по отношению ко всем уровням иерархии, но в рамках общих приличий | Категорический запрет критики верхних уровней иерархии и любых сторон внутренней жизни сект |
18. Соблюдение права на свободу получения информации | Да | Преимущественно конъюнктурный подход, ставка на обман, утаивание |
При потребности более углубленного изучения особенностей мировоззрения и «почерка» деструктивных культов можно воспользоваться нижеследующим сравнительным перечнем.
Основа отношений Православия с государством – симфония властей и Церкви. Православие придерживается принципа избежания крайностей, предпочитая путь «золотой середины» и невмешательства в дела управляющих государственных структур, так как считает, что власть – от Бога. Однако РПЦ неизменно занимает активную позицию в социально-нравственной сфере. Оценка событий и выбор конкретных действий осуществляются РПЦ, исходя из миротворчества, милосердия, уважения и терпимости, при этом полностью отвергается экстремизм. В социально-политическом плане оно терпимо к иным мировым религиям, признавая за ними конкретную историческую миссию и роль. Православие является стержнем исторически сложившейся славянской (в том числе и русской) традиционности и культуры. РПЦ выступает за сохранение России при любых условиях и последовательно заботится о русском народе, но без фанатичного национализма и ущемления иных народностей.
Подавляющее большинство сект рассматривает государство как чужеродную и враждебную силу, которую необходимо обманывать и использовать для себя всеми доступными способами. Оценка действий государства производится только с позиции интересов секты. Секты безразличны или враждебны к традиционной российской культуре, стремятся к ее дискредитации, расчленению и ослаблению. Даже внешне респектабельные секты игнорируют такое понятие как патриотизм.
Православие признает многогранность человеческой природы и разнообразие ее проявлений в обществе. РПЦ не отвергает никакой положительной стороны человеческого бытия. Ценность любого человека для Православия бесконечна. Человеку дана в этом мире лишь одна жизнь без повторных перевоплощений, т.к. самоценна именно конкретная уникальная личность каждого человека. Предпочтение того или иного (светлого или темного, хорошего или плохого) поступка в любой ситуации есть выбор свободной воли личности. Возможность выбора прекращается земной смертью человека, далее осуществляются уже независящие от его воли последствия этого шага. Искреннее покаяние – необходимое условие исправления ошибки и самого себя.
Большинство сект пытается сузить, изолировать и подчинить себе жизнь человека. Задача всех сект – формирование у своих членов зависимого типа личности. Личность человека для сект не имеет абсолютной ценности, а теория перевоплощения обесценивает ее полностью.
В православном христианстве утверждается иерархия человеческих ценностей и потребностей: высшая – духовная, ниже – душевная и телесная. Вместе с тем одной из целей православного воспитания рассматривается взаимная гармония духа, души и тела при оптимальном совместном их развитии в социальной среде. Главным для РПЦ является достижение внутренней чистоты и цельности человека на пути его уподобления Богу. Православная Церковь учит правильному различению добра и зла. Основа взаимоотношений между людьми для Православия – любовь (даже к врагам). Много сил РПЦ уделяет укреплению семьи и воспитанию детей. Она старается формировать у людей добросовестность к своим обязанностям, работе и дому, а также бережливость к природе и вещам. Православие считает священным долг по защите Отечества от агрессоров и правонарушителей. Тем не менее, оно всегда различает грех (ненавидя его и борясь с ним) и грешника (любя и жалея его человеческую сущность, надеясь на его исправление).
В сектах все подчинено их интересам. Любовь – такое же допустимое средство, как обман и ненависть. Проповедуется уклонение от воинской обязанности, и допускаются, если нужно секте, правонарушения, уход из семьи, пренебрежение к работе. Альтернативная служба была введена в России в значительной степени из-за сектантов.
Особенность православного вероисповедания – открытость вероучения, отсутствие тайных доктрин. Сконцентрированная сущность православной веры изложена в Символе Веры, выработанном соборным сознанием Церкви в Духе Святом. Символ Веры обозначает допустимую границу разнообразных частных мнений христиан, которые не осуждаются, если способствуют более точному пониманию истины. Неподвержены критике лишь догматы, но их в Православии не много. Всегда действует принцип минимизации жестких установок и границ: если что-то можно не догматизировать, – лучше воздержаться от введения новой догмы. Вся жизнь и мировоззрение Православия базируются на живом Откровении Бога, а не на учении какого-либо пророка или учителя.
В подавляющем большинстве сект имеются тайные доктрины и уровни посвященных. Одни секты считают лишь свое учение истинным, а другие трактуют все религии, как части более общей истины. Носителем этой истины и источником ее считается руководство секты. Секты всегда нарушают конституционные права человека на свободу получения информации.