Желая восстановления апостольской чистоты веры, протестанты, однако, отказались от апостольского преемства.
6) Из таинств признаются только крещение, причащение и (иногда) – разрешение от грехов.
Только Лютеранство сохранило веру в то, что в хлебе и вине причастия реально присутствуют Тело и Кровь Спасителя. Все остальные протестанты считают, что в их причащении действительного Тела и Крови Христа нет, а есть только символ.
7) Все протестанты и их последователи считают, что они (каждый по своему) воспроизводят жизнь христиан апостольских времен.
Это достигается умозрительной трактовкой прошлого, минуя все Предание, на основе идей основателя тех или иных протестантских и новейших течений. Реальная историческая Церковь отвергается, обычно ее подменяют некоей «невидимой» истинной Церковью, якобы таинственно существовавшей в веках и проявившейся благодаря очередному провидцу.
На молитвенных собраниях протестантов главное место отводится проповеди. Все церковное благолепие (обязательно свойственное еще ветхозаветному храму): иконы, особые песнопения, облачение священников, торжественность богослужения, украшение храма и многое другое – у протестантов устранено или сведено к обычному светскому уровню. Проявления духовности обычно не отличаются от эмоций концертного зала. С другой стороны, в харизматических течениях на собраниях верующих практикуются экзальтированные эмоциональные состояния, приводящие к перевозбуждению и разрушению психики.
Возмущение первых реформаторов искажениями веры и жизни в Католической церкви было основано на объективных фактах. Но изначально в протестантизме появляется много несогласных друг с другом вождей, и спорящих друг с другом направлений. Протестанты основываются на собственном понимании Библии. Однако, читая один и тот же текст, разные люди практически всегда обратят в нем внимание на разные вещи, по-разному расставят акценты. Это становится неизбежным при изучении исключительно богатой по содержанию и многоплановой Библии. Отсюда – многочисленные и непрекращающиеся разногласия и расколы среди протестантов и их подражателей.
В настоящее время в Российской Федерации официально существуют следующие протестантские и неопротестантские религиозные направления и объединения:
1) Англиканство (Церковь Англии в России и Епископальная церковь Санкт-Петербурга): Церковь Англии в России; Епископальная церковь Санкт-Петербурга (ЕЦСП).
2) Лютеранство: Евангелическо-лютеранская церковь (ЕЛЦ) в России, на Украине, в Казахстане и Средней Азии; Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии (ЕЛЦИ); Лютеранская церковь Миссури-Синод (ЛЦМС); Библейская лютеранская церковь (БЛЦ); Христианская евангелическо-лютеранская церковь Висконсин-Синод (ХЕЛЦВС).
3) Реформаторская церковь (кальвинизм).
4) Методизм и церкви веслианской традиции: Российская объединенная методистская церковь (РОМС); Армия спасения (АС); Церковь Назарянина (ЦН); Веслианская церковь (ВЦ). Веслианский вселенский собор.
5) Баптизм и евангельское христианство: Российский союз евангельских христиан-баптистов (РСЕХБ); Совет церквей евангельских христиан-баптистов инициативники (СЦ ЕХБ); Объединение братских церквей (ОБЦ); Ассоциация церквей евангельских христиан (АЦЕХ) (Христианский Библейский центр «Слово Христово евангельских христиан-баптистов истово» (ХБЦ), Евангельская церковь «Слово Христово» (ЕЦСХ)); Российская ассоциация независимых церквей евангельских христиан-баптистов (РАНЦ ЕХБ); Союз церквей евангельских христиан (СЦЕХ) (прохановцы); Евангельский христианский миссионерский союз (ЕХМС); Евангелическая русская (российская) церковь (ЕРЦ).
6) «Плимутские братья» (дарбисты).
7) Пятидесятничество и харизматическое движение: Союз христиан веры евангельской пятидесятников (СХВЕП); Российский объединенный союз христиан веры евангельской пятидесятников (РОСХВЕП); Объединенная церковь христиан веры евангельской пятидесятников (ОЦХВЕ) (федотовцы), Российская ассоциация миссии ХВЕ (РАМ ХВЕ) (нерегистрированные пятидесятники-федотовцы); Ассоциация христианских церквей «Союз христиан» (АХЦ); Христианский центр «Новое поколение» («НП»); Северо-Восточный Союз евангельских церквей (СВСЕЦ); Союз церквей евангельских христиан в духе апостолов (СЕХДА) (единственники, унитарии, уршинцы, смородинцы или шатровцы); Межконфессиональное движение «В Послании» (учение Уильяма Бранхама); Ассоциация церквей «Виноградник»; Церковь «Прославление»; Ассоциация христиан веры евангельской «Харизма» (ХВЕ); Миссия христиан веры евангельской «Благодать» (ХВЕ); Ассоциация ХВЕ «Церкви веры» (РОСХВЕП); Российская ассамблея Бога (Церковь ХВЕ «Эммануил»); Ассоциация ХВЕ «Общение Калвари» (РОСХВЕП); Ассоциация церквей ХВЕ «Царство Божие».
8) Церковь адвентистов седьмого дня (АСД).
9) Новоапостольская церковь (НАЦ).
10) Религиозное общество «друзей» (квакеры).
Кроме того, действуют многочисленные псевдохристианские течения, из которых наиболее заметны:
11) Обществохристианскойнауки (CHRISTAN SCIENCE SOCIETY).
12) Общество «Свидетели Иеговы».
13) Церковь Иисуса Христа святых последних дней (Мормоны).
14) Церковь Христа (ЦХ) (Бостонское движение).
15) Этика поведения (ЭП).
Буддизм
Буддизм – древнейшая из трех мировых религий. Он распространен преимущественно в странах Южной и Восточной Азии: Индии, Китае, Непале, Монголии, Японии, Таиланде, Шри-Ланке и др.
После двух с половиной тысяч лет своего существования буддизм представляет собой сложный комплекс систем и учений, сформировавшихся на протяжении веков из начального учения Будды. Внутри этого духовного и религиозного пространства в буддистской традиции сосуществуют сегодня многие местные народные традиции, которые смешались с проповедью Сиддхартхи Гаутамы из рода Шакья, прозванного Буддой (563-483 до Р.Х.).
В настоящее время в мире насчитывается около 400 млн. исповедующих буддизм в повседневной жизни и 1 млн. монахов-буддистов. Буддизм сочетает в себе свойства религии, включающей в себя систему вероопределений и нравственных принципов, с утонченными философскими размышлениями и проницательным психологическим истолкованием человека. В условиях, когда западный мир все дальше отходит от традиционных религиозных и нравственных ценностей, многие вожди современного буддизма пытаются предложить разочарованным и духовно дезориентированным людям свое вероучение в качестве альтернативы. Психология и философия буддизма стали компонентами многих современных неоязыческих движений, старающихся привлечь человека, уставшего от давления технологического прогресса. В противоположность христианству личному спасению во Христе буддизм предлагает путь к нирване, где лишившаяся индивидуальности и всех личных качеств душа должна слиться с абсолютным «ничто». В западных странах основываются буддистские монастыри, которые ведут миссионерскую работу, главным образом, среди городского населения.
Буддизм не остался единой религией. Одна из главных причин разногласий в буддизме – это вопрос о том, кем был Будда: человеком или богом. После II века в результате смешения буддизма с другими религиозными традициями от первоначального учения отделилась новая ветвь. В итоге буддизм разделился на тхераваду («учение старейших») или хинаяну («малую колесницу»), соответствующую его первоначальной форме, и махаяну («большую колесницу»), являющуюся его позднейшей измененной формой.
В Китае и Японии получила преимущественное распространение махаяна, например, в форме дзэн (или чань) – буддизма. Ламаизм в Тибете и Монголии синтезировал элементы хинаяны и махаяны. В странах Юго-Восточной Азии преобладает хинаяна. Вкратце, хинаяна и махаяна различаются следующим образом. В первой форме главной целью буддиста является достижение индивидуального спасения в Нирване в качестве архата («достойного»). Вторая создала пантеон бодхисаттв (существ, стремящихся к просветлению), чей альтруистический подвиг состоит в том, что они добровольно отказываются от пребывания в нирване ради служения ближним и указания им пути к освобождению.
Будда никогда не отвергал богов, которым поклонялись его современники, и не запрещал молиться им. Но он объяснял, что это дает только временное облегчение и не приводит к цели – просветлению, нирване. С таким отношением Будды к политеизму связано возникновение в буддизме культа многих богов, среди которых – традиционные индийские божества, а также сам Будда и некоторые из его последователей. Многие азиатские народы, перенявшие эту религию, приняли Будду за сверхъестественное существо, создав множество форм богослужения, праздников, святилищ, храмов и т.д.
Главным священным текстом буддизма является Трипитака («три корзины»), содержащая поучения Будды, систематизированные комментарии к ним и дисциплинарные правила для монахов. На протяжении веков возникли и другие священные книги, связанные с местными традициями.
Основой структуры буддизма являются сангхи (монашеские общины или вообще совокупность всех верующих в Будду), в которые идет отбор только здоровых людей. Центрами религиозной жизни буддизма становятся обычно монастыри, куда стекаются верующие в Будду. Предметами поклонения являются Зуб Будды, останки различных учеников Будды или других духовных учителей этой религии, священное дерево, под которым к Будде пришло просветление, и статуи Будды. Останки сохраняются в особых строениях, которые называются ступами. Богослужение включает в себя молитвы Будде, обеты соблюдения основных обязанностей и жертвоприношение цветов, свечей и пищи статуям Будды. Одной из молитв является провозглашение «тройного убежища»:
· прибегаю к Будде;
· прибегаю к Дхарме (учение);
· прибегаю к Сангхе.
Слушание проповеди также считается делом, которое способствует награде в будущем. Важнейшим делом для каждого буддиста является медитация, самопогружение, достигаемое с помощью определенных технических методов. Почтение к Будде выражается также в праздниках (например, рождение Будды, его Просветление и др.).