Реферат
"Военно-политическая история Ислама до середины VIII в."
К концу жизни Мухаммеда образовалась исламская теократическая держава, охватывавшая почти весь Аравийский полуостров. Формально все население полуострова было мусульманским; фактически дело обстояло далеко не так.
Лишь меньшинство племен исповедовало ислам, многие даже не имели представления о том, чего от них требует эта религия, так что их подчинение пророку было только политическим и фискальным. Были и такие группировки, которые составляли оппозицию исламу как в вероисповедном, так и в политическом отношениях; ханифиты в Иемаме, а также те, кто сохранил верность христианству и иудейству.
Среди приверженцев пророка тоже не было полного единодушия. Имело место постоянное соперничество между мекканскими переселенцами-мохаджирами и примкнувшими в Медине ансарами, волновались все время бедуины, составлявшие наименее влиятельный элемент движения.
Форма религиозно-политического правления во вновь возникшем общеарабском государстве была предопределена тем, что вся светская и религиозная власть (эмират и имамат) находилась в руках Мухаммеда. Это оправдывалось его личным статусом пророка. После его смерти положение в этом отношении оставалось тем же, ибо его преемники стали "халифами", т.е. заместителями пророка, исполняющими его должность.
В религиозном отношении менялось лишь то, что если пророк рассматривался как руководимый божественным откровением и отдельными его актами, осуществляемыми в видениях, то халифы такого источника безошибочных решений были лишены.
Благоприятным для укрепления и распространения ислама явилось то обстоятельство, что первые два халифа - Абу Бекр (632-634) и Омар (634-644) - оказались талантливыми государственными деятелями и полководцами.
И новой религии, и государству, идеологическим знаменем которого она явилась, после смерти Мухаммеда пришлось выдержать сильные испытания. Почти вся Аравия была в короткий срок охвачена восстаниями и другими актами "отпадения" (аррида). Формально все это движение, разнообразное по составу участников и идеологической направленности, шло по религиозному руслу: ханифитские, христианские, языческие и иудейские племена заявляли о своем отпадении от учения Мухаммеда: одни - с требованием более последовательного монотеизма, другие - под влиянием христианской и иудейской антиисламской пропаганды.
По существу, этой религиозной оболочкой прикрывалось стремление к выходу из общеарабского государства и к восстановлению племенного сепаратизма. Во главе многих из восставших племен оказывались свои пророки и пророчицы, на примере Мухаммеда научившиеся черпать истины религии в видениях откровения.
Наиболее сильные группировки "отпавших" сосредоточились в трех областях: Иемаме - к востоку от Медины, Йемене - на юге и в области племени Бену Асад - на северо-востоке полуострова. Самым мощным из этих движений было йемамское, связанное с именем Масламы, или Мусейлимы, стоявшего во главе племени Бену Ханифа.
Еще при жизни Мухаммеда Мусейлима обратился к нему с посланием, в котором претендовал на полную религиозно-политическую самостоятельность для своего племени, обосновывая ее тем, что он, Мусейлима, является таким же пророком, как и Мухаммед. Реагировать на эту претензию пришлось уже преемнику пророка - Абу Бекру.
К Мусейлиме и его ханифитам присоединились и другие племена с их руководителями, из которых выделялась пророчица Саджах. Видимо, главным религиозным лозунгом движения было более строгое единобожие, чем то, которое совмещалось с поклонением ангелам и джиннам, играла также некоторую роль и проповедь аскетизма.
Трудно воспроизвести всю пеструю картину образовавшихся союзов восставших племен, их распадения, временного возврата некоторых из них к исламу с дальнейшим новым отпадением. В течение полутора лет вся Аравия буквально кипела. Начало хаоса можно усмотреть еще в последние месяцы жизни Мухаммеда. Видимо, вскоре после того, как новая религия утвердилась не только в Медине, но и в Мекке, что знаменовало неизбежность жесткой политической централизации всей Аравии, вольнолюбивые сепаратистские традиции массы бедуинских племен должны были сказаться в борьбе против нового для них политического и экономического уклада, наиболее ощутимым выражением которого явилась регулярная уплата подати.
Основные три очага "отпадения" были подавлены в ходе жестоких и кровопролитных войн, которые вел со стороны халифата "меч ислама" Халид ибн аль-Валид, известный не только своей жестокостью и нравственной разнузданностью, но и равнодушием к вопросам вероучения, как и невежеством в этой области.
Вначале возникла опасность для самой Медины. Группа племен северо-востока, объединившихся вокруг "пророка" Тулейхи, оказалась в непосредственной близости от столицы ислама. Племена абс и зубьян нашли путь для усовершенствования религии ислама и послали гонца в Медину с предложением об изменении того "столпа ислама", которым устанавливалась регулярная десятина - закят. Мятежные племена соглашались вновь присоединиться к исламу, если их освободят от закята.
Несмотря на тяжелое положение, в котором находилась Медина, халиф Абу Бекр отклонил советы своих приближенных, в том числе и Омара, пойти навстречу предложениям восставших, каковые он признал богохульными: "Отменить десятину, введенную пророком по настоятельному повелению бога! Да что вы, с ума что ли сошли!". Восставшим же он сообщил, что если они осмелятся недодать из полагающейся подати хотя бы один верблюжий недоуздок, то он будет воевать против них, В дальнейшем этот спор и был Решен оружием. Военное счастье было на стороне правоверия. Осенью 632 г. Абу Бекр разгромил абс и зубьян, Аалид завершил этот разгром, после чего устремился против ополчения Мусейлимы.
Когда "меч ислама" нагрянул на территорию "отпавших", главный военачальник Мусейлимы Малик заявил о своем отказе сопротивляться исламу, распустил ополчение и вернулся к мирной деятельности. Это не помешало Халиду взять его в плен и обезглавить так же, как и многих других причастных к этому делу.
К рассматриваемому времени другие исламские военачальники потерпели ряд поражений в борьбе с войском ханифитов. Под командованием Халида правоверные нанесли ополчению Мусейлимы решительное поражение в ставшем после этого знаменитым "саду смерти", погиб и сам Мусейлима. Правоверие восторжествовало.
Было ликвидировано антиисламское движение и в Йемене. Определенную роль сыграли и внутренние противоречия в лагере восставших, искусно разжигавшиеся агентами халифата. В итоге ядро повстанческого лагеря, племя Бену Кинд, оказалось окруженным со всех сторон и истреблено, чему помогло предательство его руководящей головки, и в частности зятя Абу Бекра - Аль Ашаса.
После того как вся Аравия оказалась вновь покоренной, перед халифатом встал вопрос о дальнейших завоеваниях. Дело было не только в том, чтобы начать реализацию программы пророка в отношении распространения единоспасающей веры ислама. Важно было найти применение активности племен, только недавно утихомирившихся и с трудом поддававшихся введению в общее религиозно-политическое русло; надо было объединить все эти племена не только принципом единой веры, но и объектом действия.
Разумеется, идеологически это выглядело как проповедь богоугодного дела обращения неверных. Началась эпопея завоевательных войн, которые меньше чем за одно столетие позволили халифам создать государство, превосходившее по своим размерам древнюю Римскую империю.
Первые четыре халифа принадлежали к плеяде именуемых в мусульманской историографии "праведными", законными. Это были сподвижники и родственники Мухаммеда. Из них лишь Абу Бекр умер своей смертью, остальные были убиты. Омара зарезал при выходе из мечети некий крестьянин, на просьбу которого халиф ответил насмешкой. Воцарившийся после него старик Осман (644-656) стал жертвой недовольства, которое было вызвано в различных слоях населения его алчностью.
В Медину собрались большие группы недовольных, осадивших дворец халифа и убивших его там. Османа сменил двоюродный брат и зять Мухаммеда - Али (656-661), через пять лет убитый фанатиком из возникшей к тому времени секты хариджитов. Тогда троном халифов овладела династия Омейядов, занимавшая его до 750 г. Первый же ее представитель Муавия (661) перенес столицу халифата в Дамаск. На этом кончился тот период, когда Мекка и Медина были политическими центрами государства, они остались, однако, в дальнейшем религиозными объектами почитания и паломничества.
Халифат столкнулся с двумя серьезными противниками: с Византийской империей и с Иранским царством Сасанидов. Оказалось, что условия благоприятствуют больше молодому государству арабов, чем двум представителям древней культуры. Уже в 30-х годах и Византии, и Ирану были нанесены сокрушительные поражения.
Пала столица сасанидского Ирана Ктесифон, а потом была покорена вся страна. В 639 г. начался поход в Египет, завершившийся полным его завоеванием, после чего осуществлялось продвижение на запад вдоль южного побережья Средиземного моря. К моменту воцарения Омейядов халифат распространил свои владения также на восток, завоевав помимо всей территории Ирана вплоть до Мервского оазиса и Закавказье. Омейяды после некоторого перерыва, вызванного внутренней борьбой в самом халифате, продолжали политику завоеваний.
Была захвачена вся Северная Африка вплоть до берегов Атлантического океана. Оттуда в 711 г. была совершена переправа через Гибралтар, и меньше чем через десятилетие весь Пиренейский полуостров оказался в руках арабов; только в сражении при Пуатье в 732 г. франкам во главе с Карлом Мартеллом удалось остановить победное движение мусульман на север.
На востоке халифата продолжалось продвижение в сторону Индии, так что в руках арабов вскоре оказались весь бассейн Амударьи вплоть до Аральского моря, среднее течение Сырдарьи со значительной частью современной Средней Азии, территория современного Афганистана и, наконец, прямые подступы к Индии.