Смекни!
smekni.com

Возникновение христианства и основные этапы его развития до периода "разделения вер" (1054 г.) (стр. 3 из 5)

Первым жестоким гонителем христиан стал император Нерон (правил в 54-68 гг.). Ночью 18 июня 64 г. в Риме вспыхнул сильный пожар, продолжавшийся 6 дней и 7 ночей. Нерон возложил вину за трагедию на христиан, значительное число которых проживало в уцелевших от огня районах. Страшные подробности обрушившихся на последователей Христа репрессий описал римский историк Тацит: «Итак, сначала были схвачены те, кто открыто признавал себя принадлежащим к этой секте, а затем по их указаниям и великое множество прочих… их умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах, или обреченных на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения. …И хотя на христианах лежала вина, они заслуживали самой суровой кары, все же эти жестокости пробуждали сострадание к ним, ибо казалось, что их истребляют не в видах общественной пользы, а вследствие кровожадности одного Нерона».

От первых веков христианства сохранились письменные свидетельства о подвигах мучеников за Христа – мартирологи («деяния мучеников»). Из них мы можем узнать имена жертв преследователей, обстоятельства их осуждения и казни. В христианских общинах день смерти мученика стал отмечаться как день его рождения в новой, вечной жизни. Впоследствии над гробницами мучеников стали воздвигать храмы.

Помимо преследования христианства народом и властями, оно стало объектом внимания и критики со стороны языческой философии. Защиту Церкви от ложных обвинений взяли на себя апологеты: святой мученик Иустин Философ, Климент Александрийский, Ориген и Тертуллиан. Они же стали основателями христианского богословия.

Последние, и самые тяжелые, гонения на христиан произошли в начале IV в. Император Диоклетиан (правил в 284-304 гг.) издал против них один за другим четыре эдикта (указа). Преследованиям подлежали все без исключения духовные лица, к которым относили даже привратников в церквах и помощников в церковных больницах. Пострадали десятки тысяч верующих. В Малой Азии был сожжен целый город с христианским населением. И в этот исторический момент, после отречения Диоклетиана, появился новый император, обратившийся к христианской вере и совершивший глубокий переворот в жизни церкви. Он вошел в историю под именем Константина Великого.[15]

1.2 Период Вселенских Соборов (IV – VIII вв.)

При Константине Великом и его преемниках христианство быстро становится государственной религией. Этот процесс имеет ряд особенностей. Обращение огромных масс вчерашних язычников резко понижает уровень Церкви, способствует возникновению массовых еретических движений. Вмешиваясь в дела Церкви, императоры часто становятся покровителями и даже инициаторами ересей. Аскетически настроенные христиане скрываются от этих смут в пустынях. Именно в IV в. быстро расцветает монашество, и появляются первые монастыри. Процесс преодоления ересей происходит через формирование и раскрытие догматов на семи Вселенских Соборах.[16]

В 312 г. император Константин Великий издает Миланский эдикт о веротерпимости по отношению к христианской религии. В 325 г. он же обеспечивает свободу христианства во всей Римской империи и равноправие с иными религиями страны.[17]

Обращение равноапостольного Константина Великого открыло совершенно новую эпоху в истории христианства: из религии гонимой оно вскоре стало официальным вероисповеданием Римской империи и ее преемницы – Византии. Мощная поддержка государства, привилегированное положение в обществе дали Церкви, как организации, небывалую власть и влияние. Реальность стало немыслимое ранее явление – христианская империя. Императоры строили для Церкви храмы и жертвовали ей земельные угодья, платили жалованье церковнослужителям и освобождали высшее духовенство от налогов и государственных повинностей. Вскоре Церковь смогла сосредоточить в своих руках огромные материальные богатства, значительную часть их расходуя на благотворительность. Например, в начале V в. только в г.Антиохии (Сирия) ежедневно на церковные средства получали питание несколько тысяч бедняков, их бесплатно обеспечивали одеждой. У церкви появилась возможность устраивать и содержать больницы, приюты для детей и престарелых. Значительно возрос авторитет епископов и священников.

В то же время фактическое слияние Церкви и государства таило в себе серьезную опасность. Светская власть, в лице императоров, часто грубо вмешивалась в церковную жизнь, стремясь подчинить ее собственным религиозным взглядам и политическим интересам. И все же юридически Церковь никогда не была подчинена государству. Как идеал воспринималась теория о тесном взаимодействии гражданской и церковной власти без подчинения одной из них другой. Такая модель получила название симфонии. Однако в истории Византии принцип симфонии слишком часто уступал место диктату воли императора.

Возникали и другие проблемы. После прекращения гонений в Церковь пришло большое число вчерашних язычников. Многие из них не ставили себе целью глубокое постижение христианских истин, а скорее следовали моде, ведь принадлежность к Церкви давала немало привилегий. Снижался общий духовный и нравственный уровень верующих. Появилась опасность обмирщения Церкви, смешения в ней светского и духовного. Все большее число христиан уходили из городов и селений в пустыни, выбирая для себя путь иночества – иной жизни, отличной от бытия всего общества. Христианское иночество зародилось в III в. в горах и пустынях Египта. Основателем монашества принято считать преподобного Антония.

Огромную роль в истории христианства сыграли Вселенские Соборы – собрания епископов, включавшие представителей всей Церкви. В ходе работы Соборов формулировались приемлемые для всех христиан определения веры, утверждались дисциплинарные нормы и богослужебные правила, обсуждались богословские концепции.

В христианской империи особая роль в Церкви признавалась за императором. Его власть считалась установленной Богом, а самому императору приписывалось своего рода священническое достоинство в том смысле, что он был ответственен за сохранение единства и внешнего порядка в Церкви. Поэтому именно императоры организовали Вселенские Соборы, утверждали, а зачастую и предопределяли соборные решения. Такое вмешательство становилось неизбежным в тех случаях, когда епископы не могли прийти к единому мнению. Имели место и злоупотребления властью. История христианства знает немало лжесоборов, созванных по воле императора, решения которых в конечном итоге были отвергнуты Церковью.

Богословские споры и разногласия возникали среди христиан еще в годы гонений. Тех, кто защищал ложные учения и противопоставлял себя Церкви, называли еретиками, т.е. впавшими в ересь (от греч. «выбор, отделение»). Теперь покровительство христианской религии со стороны государства давало возможность спорящим сторонам обращаться за помощью к императорской власти, которая была заинтересована в церковном единстве.[18]

Первый Вселенский Собор был созван по поводу лжеучения Ария, который утверждал, что Сын Божий есть только первое и совершеннейшее творение Божие, но не Бог, и не безначален, но сотворен во времени, и если называется Богом, то не по существу, а только потому, что Он выше всех тварей по своим совершенствам. По приглашению императора Константина 318 епископов собрались в городе Нике. 20 мая 325 года был торжественно открыт Собор в одной из зал императорского дворца. После многих совещаний лжеучение Ария было отвергнуто, и утвержден был догмат единосущия Сына Божия с Богом Отцом, а чтобы все православные христиане могли точно знать истинное учение веры, оно было ясно и вразумительно изложено в Символе. Это изложение почти без изменений вошло в первые семь членов ныне употребляемого у нас Символа веры.

После первого Вселенского Собора не окончились арианские смуты. Императоры Констанций и Валент, горячие приверженцы арианства, употребляли все усилия, чтобы сделать его господствующим в империи. Многие из православных потерпели изгнание и мученическую смерть. Между тем арианство успело разделиться на несколько сект, и между прочими выделилась из него ересь Македония.

Македоний отрицал божественную природу Святого Духа и называл Его тварью или силой, но эту силу признавал равно подчиненный как Отцу, так и Сыну. Император Феодосий I созвал второй Вселенский Собор в Константинополе в 381 году. Отцы Собора единогласно осудили все отрасли арианства и лжеучение Македония и утвердили догмат о равенстве и единосущии Бога Духа Святога с Богом Отцом и Богом Сыном. На Константинопольском Соборе Никейский Символ был несколько дополнен, в особенности в 8 члене, в котором ясными и определенными чертами изложено учение о Святом Духе. Кроме этого, к Символу были присоединены еще четыре члена: о Церкви, о таинствах, о воскресении мертвых и о загробной жизни. Таким образом, составился Никео-Цареградский Символ веры, который и служит руководством для Церкви на все времена.

Третий Вселенский Собор был созван в 431 году императором Феодосием Младшим в Эфесе по поводу лжеучения Нестория, который учил, что Пресвятая Дева Мария родила человека Христа, с Которым Бог был соединен только нравственно, обитал в Нем, как в храме, подобно тому, как прежде обитал в Моисее и других пророках. Поэтому и Самого Господа Иисуса Христа Несторий называет богоносцем, а не Богочеловеком, Пресвятую Деву Христородицей, а не Богородицей. Собор отверг ересь Нестория и определил исповедовать, что Господь Иисус христос есть совершенный Бог и Человек. Поэтому Пресвятую Мария Деву, хотя Она родила Его по человечеству, признал достойным и праведным именовать Богородицей.