Следующим этапом на пути христианизации Руси стало крещение в 957 г. главы государства Русь княгини Ольги, вступившей на киевский престол после гибели своего мужа – великого киевского князя Игоря. Правительница жесткой рукой восстановила единство страны, провела реформу управления государством, подтвердила дружеские отношения с Византией, посетив Константинополь. Там в храме Святой Софии она и приняла крещение.[21]
Статус государственной религии христианство приобрело после массового крещения восточных славян, проведенным в 988-989 годах князем Владимиром Святославичем. С этого времени распространение христианства приобретает характер государственной акции, активно формируется церковная организация, как составная часть государства. Становление христианства как единой государственной идеологии способствовало сплочению территории и укреплению Древнерусского государства. Единство религии способствовало вхождению Древнерусское государства в мировое христианское общество, сблизило Русь с Византией. Русская церковь была частью Константинопольской патриархии, и Византия долгое время оказывала влияние на Русь. Принятие христианства привело к изменениям в культуре древнерусского общества и ее обогащению. Из Византии на Русь пришли живопись, архитектура, письменность и письменная литература. В то же время преследованиям подверглись языческое, народное в своей основе искусство: декоративное, музыкальное, хореографическое. Введение христианства, встречало сопротивление народных масс, в XI в. волнения низов нередко приобретали форму движений против новой религии в защиту язычества.
К 1054 году было официально провозглашено разделение Церквей православной (с центром в Константинополе) и католической (с центром в Риме). За ним стоял конфликт византийской идеологии священной державы и латинской идеологии универсального папства, осложненный доктринальными и обрядовыми расхождениями.[22]
Заключение
В процессе своего развития христианство распалось на три крупные ветви:
1.Католицизм (греч.καθολικός – всеобщий, вселенский). Разделение христианской церкви на католическую и православную произошло в 1054-1204 гг.; в XVI в. в ходе Реформации от католицизма откололся протестантизм. Организация католической церкви отличается строгой централизацией, иерархическим характером; центр — папство, глава — римский папа, резиденция которого — Ватикан. Источники вероучения — Священное Писание и Священное Предание. Особенности католицизма (по сравнению, в первую очередь, с православием): добавление к «символу веры» (в догмат Троицы) филиокве; наличие догматов о непорочном зачатии девы Марии и ее телесном вознесении, о непогрешимости папы; резкое разграничение между клиром и мирянами; целибат.
Католическое вероисповедание широко распространено среди населения Испании, Португалии, Италии, Бельгии, Франции, Австрии, Латинской Америки, Польши, Словакии, Венгрии, Хорватии, Литвы, Восточной Латвии. На территории СНГ последователи католицизма проживают в основном в западных областях Украины и Белоруссии. Имеются католические приходы и в России. Около 950 млн. приверженцев.
2. Протестантизм (от лат. protestans, род.п. protestantis — публично доказывающий), одно из основных направлений в христианстве. Откололся от католицизма в ходе Реформации XVI в. Объединяет множество самостоятельных течений, церквей и сект (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, баптисты, адвентисты и др.). Для протестантизма характерны отсутствие принципиального противопоставления духовенства мирянам, отказ от сложной церковной иерархии, упрощенный культ, отсутствие монашества, целибата; в протестантизме нет культа Богородицы, святых, ангелов, икон, число таинств сведено к двум (крещению и причащению). Основной источник вероучения — Священное писание.
Протестантизм распространен главным образом в США, Великобритании, Германии, Скандинавских странах и Финляндии, Нидерландах, Швейцарии, Австралии, Канаде, Латвии, Эстонии. Общее число приверженцев протестантизма около 400 млн. человек (в том числе 100 млн. пятидесятников, 70 млн. методистов, 70 млн. баптистов, 64 млн. лютеран, около 75 млн. пресвитериан и близких к ним течений).
3. Православие (устоявшийся вариант перевода греч. όρθοδόξια от греч. όρθός – прямой, правильный и δόξα – мнение) – одно из основных и старейших направлений в христианстве. Возникло с разделением в 395 г. Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы определились в Византии в IX-XI вв. Окончательно сложилось как самостоятельная церковь в 1054 г. с началом разделения христианской церкви на католическую и православную. Постепенно разделилось на нескольких автокефальных церквей, на Руси – с конца X в., с 1448 г. – Русская православная церковь.[23]
Основу вероисповедания составляет священное Писание (Библия) и Священное Предание. Важнейшими постулатами православной веры являются догматы: тринитарные (догмат единосущия, личного бытия ипостасей Св.Троицы); христологические (касающиеся личности Иисуса Христа); мариологические (определяющие статус Божией Матери); хамартиологические (содержащие учение о грехе); сотериологические и эсхатологические (содержащие учение о спасении, Страшном суде и конце света); экклесиологические (раскрывающие учение о церкви) и проч.
Православие распространено преимущественно в странах Ближнего Востока, Восточной Европы и на Балканах. Православные и приверженцы Древневосточных церквей («нехалкидонские» церкви и несториане) составляют около 240 млн. человек, англикане — около 70 млн., последователи Армянской Апостольской церкви — 10 млн. В Российской Федерации православные составляют большую часть верующих.[24]
Список использованной литературы
1. http:// www.km.ru / Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2008.
2. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE»
Категории: Религии мира | Христианство
3. Донини А. У истоков христианства (от зарождения до Юстиниана): Пер. с итал. – М.: Политиздат, 1989. – 365 с.: ил. – (Б-ка атеист. лит.).
4. История христианства. Духовные традиции и культура: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Под ред. А.Н. Сахарова. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. – 232 с.
5. Протоиерий Смирнов П. История христианской православной церкви. – М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, 2000
6. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. – М.: Политиздат, 1987. – 336 с. – (Б-ка атеист. лит.).
7. Элбакян Е.С. Религиоведение: словарь. – М.: Академический Проект, 2007. – 637 с. – (Gaudeamus).
[1] Элбакян Е.С. Религиоведение: словарь. – М.: Академический Проект, 2007. – 637 с. – (Gaudeamus). с.170-171, 576
[2] Донини А. У истоков христианства (от зарождения до Юстиниана): Пер. с итал. – М.: Политиздат, 1989. – 365 с.: ил. – (Б-ка атеист.лит.). с.11
[3] История христианства. Духовные традиции и культура: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Под ред. А.Н. Сахарова. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. – 232 с., с.7
[4]http:// www.km.ru / Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2008.
[5] Донини А. У истоков христианства (от зарождения до Юстиниана): Пер. с итал. – М.: Политиздат, 1989. – 365 с.: ил. – (Б-ка атеист.лит.). с.12-13
[6]http:// www.km.ru / Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2008.
[7] История христианства. Духовные традиции и культура: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Под ред. А.Н. Сахарова. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. – 232 с., с.7
[8]http:// www.km.ru / Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2008.
[9] http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82% D0%B2%D0%BE» Категории: Религии мира | Христианство
[10] Элбакян Е.С. Религиоведение: словарь. – М.: Академический Проект, 2007. – 637 с. – (Gaudeamus). с.574
[11] Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. – М.: Политиздат, 1987. – 336 с. – (Б-ка атеист. лит.). с.44-56
[12] История Древнего мира: Восток, Греция, Рим / И.А. Ладынин и др. – М.: Филол. о-во «СЛОВО»; Изд-во Эксмо, 2004. – 576 с., с. 539
[13] Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. – М.: Политиздат, 1987. – 336 с. – (Б-ка атеист. лит.). с. 65-84, 89-90
[14] Элбакян Е.С. Религиоведение: словарь. – М.: Академический Проект, 2007. – 637 с. – (Gaudeamus). с.576
[15] История христианства. Духовные традиции и культура: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Под ред. А.Н. Сахарова. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. – 232 с., с.14
[16]http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82% D0%B2%D0%BE» Категории: Религии мира | Христианство
[17] Протоиерий Смирнов П. История христианской православной церкви. – М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, 2000 с.74
[18] История христианства. Духовные традиции и культура: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Под ред. А.Н. Сахарова. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. – 232 с., с.16-19
[19] Протоиерий Смирнов П. История христианской православной церкви. – М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, 2000 с. 74-82
[20] http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82% D0%B2%D0%BE» Категории: Религии мира | Христианство
[21] История христианства. Духовные традиции и культура: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Под ред. А.Н. Сахарова. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. – 232 с., с.55-58
[22]http:// www.km.ru / Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2008.
[23]http:// www.km.ru / Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2008.
[24] Элбакян Е.С. Религиоведение: словарь. – М.: Академический Проект, 2007. – 637 с. – (Gaudeamus). с.355