Содержание
Введение
1. Возникновение христианства, основные этапы его развития
1.1 Доникейский период (I – начало IV в.)
1.2 Период Вселенских Соборов (IV – VIII вв.)
1.3 Период после Вселенских Соборов (IX – XI вв.)
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Христианство (от греч. Χριστός – помазанник Божий) – одна из трех наряду с буддизмом и исламом мировых религий.
Христианство распространено главным образом в странах Европы и Америки, в меньшей степени – в Африке, Азии и в других регионах.
Основным источником вероучения является Священное Писание – Библия и Священное Предание – догматы, выработанные на Соборах, сочинения Отцов Церкви. В основе культа (праздников, обрядов, таинств) – события земной жизни Иисуса Христа.
Иисус Христос (др.евр. jeshua – спасение и греч. Χριστός – помазанник) – основатель и центральный образ христианства, дающий название данной религии. Согласно христианской традиции, Иисус Христос является Богочеловеком, соединяющим в себе божественное и человеческое начала (вторая Ипостась Троицы, Бог Сын). Образ Иисуса Христа явился олицетворением мессианских чаяний иудейского народа, ожидавшего Божественного Мессию – спасителя, который установит справедливость на земле и воздаст нечестивцам «по делам их».[1]
Трагическая судьба основателя христианства, Иисуса Христа, локализована в текстах, отражающих верования и чаяния его первых последователей в Палестине. В основе этих верований лежит совокупность мифов, с незапамятных времен связанных с библейским откровением, обращенным к маленькому народу Израиля: вестью о торжественном «союзе», или Ветхом Завете, заключенном между племенным божеством Яхве, хранителем судеб нации среди несчастий, которые угрожали независимости народа, и избранными приверженцами Бога.[2] В Священных Книгах Ветхого Завета изложены основные положения иудейской религии, история еврейского народа, в том числе там рассказывается и о сотворении человека, его грехопадении, а также об обещании Бога спасти человечество от власти зла, послав в мир Искупителя.[3] Ветхий Завет состоит из памятников древнееврейской литературы XII-II вв. до н.э., написанных на древнееврейском и отчасти арамейском языках. Он делится на три больших цикла: Тора, или Пятикнижие, приписывающееся пророку Моисею; Пророки — несколько древних хроник и собственно пророческие сочинения, принадлежащие или приписываемые проповедникам VIII-Vвв. до н.э. — Исайе, Иеремии, Иезекиилю и 12 «малым пророкам», а также книга Даниила, датируемая II в. до н.э.; Писания, или Агиографы, — собрания текстов, относящихся к различным поэтическим и прозаическим жанрам (религиозная лирика, сборник афоризмов, назидательные повести, хроникальные тексты).[4]
Мессия Иисус, «помазанник» господен, столь долгожданный царь пророческой литературы и народной фантазии, представлялся основателем, глашатаем этого соглашения, настоящего двустороннего договора («ты будешь поклоняться мне, я буду твоим защитником»), и сегодня признаваемого действующим в христианском вероучении и в теологических разработках. Таким договором впоследствии стал «новый союз», Новый Завет.[5] В книгах Нового Завета излагается история основания христианской церкви, а также начала ее вероучения. Всего в Новом завете 27 священных книг: четыре Евангелия, книга Деяний апостолов (от греч. «посланник»), семь соборных посланий, 14 посланий апостола Павла и Апокалипсис апостола Иоанна Богослова. Два Евангелия принадлежат апостолам из числа первых двенадцати спутников Христа — святым Матфею и Иоанну, два — спутникам и ученикам апостолов, святым Марку и Луке.[6] В Евангелиях (от греч. «благая весть») изложены события земной жизни Иисуса Христа – рождение от Девы Марии, проповедь Царствия Божьего, страдания и смерть, а затем воскресение из мертвых.[7] Книга Деяний написана сподвижником апостола Павла — Лукою. Из семи соборных посланий пять принадлежат апостолам из двенадцати — Петру и Иоанну и два — Иакову и Иуде (позднейшим апостолам).[8]
Основные черты христианской религии:
1) Спиритуалистическое единобожие, углублённое учением о троичности Лиц в едином существе Божества;
2) понятие о Боге как абсолютно совершенном Духе, не только абсолютном Разуме и Всемогуществе, но и абсолютной Благости и Любви;
3) учение об абсолютной ценности человеческой личности как бессмертного, духовного существа, созданного Богом по Своему образу и подобию, и учение о равенстве всех людей в их отношениях к Богу;
4) учение об идеальном назначении человека, заключающемся в бесконечном, всестороннем, духовном усовершенствовании;
5) учение о полном господстве духовного начала над материей;
6) учение о воскресении плоти и о блаженстве воскресшей плоти праведников вместе с их душами в просветлённом, вечном, материальном мире;
7) учение о Богочеловеке, о воистину воплотившемся и вочеловечившемся для спасения людей от греха, проклятия и смерти Предвечном Сыне Божием, отождествляемом христианской церковью с её Основателем, Иисусом Христом
Кроме этих черт, христианской религии свойственны:
1) существенная метафизичность её содержания;
2) для католических церквей Востока и Запада — учение о непогрешимости церкви в вопросах догмата в силу действующего в ней во все времена Духа Святого.[9]
1. Возникновение христианства, основные этапы его развития
1.1 Доникейский период (I – начало IV в.)
Христианство возникло в I в. н.э. в Палестине, находящейся тогда в составе Римской империи. Палестинские евреи, пережившие вавилонское, персидское и македонское владычество, правление иноземных династий Птолемеев и Селеквидов (IV-II вв. до н.э.), добиваются политической независимости. С середины II в. до н.э. независимой Иудеей правили цари – первосвященники из рода Хасмонеев, проводившие политику расширения территории страны и стремившиеся иудаизировать население.[10]
В 63 г. до н.э. римский полководец Помпей, только что захвативший Сирию, воспользовался внутренней борьбой в Иудее и ввел туда римские войска. Иудея вошла в состав Римского государства, она была присоединена к провинции Сирии, но сохранила некоторое самоуправление. В конце I в. до н.э. правителем Иудеи был царь Ирод, вызвавший своей жестокостью всеобщую ненависть. По христианской легенде, Ирод приказал перебить всех младенцев мужского пола, узнав, что в Вифлееме родился ребенок, которому суждено стать царем иудейским. Узнав об этих казнях, римский император Август сказал, что лучше быть «свиньей Ирода, чем его сыном». И, тем не менее, Август покровительствовал Ироду. Ирод подчинялся Риму во всех действиях, касающихся внешних сношений, все жители иудеи должны были приносить присягу на верность не только ему, но и императору Августу. Ирод обложил население огромными налогами, конфисковал землю у своих противников и раздал ее своим родственникам и приближенным.
Важным аспектом политики Ирода было строительство городов. В архитектуре жилых домов использовались непосредственно римские образцы. Появлялись многоквартирные дома в несколько этажей (инсулы). Чужеземное влияние проникло в города и в повседневную жизнь: в одежде появились греко-римские элементы.
В Палестине циркулировали римские серебряные денарии, которыми и уплачивалась подать Риму. Население Палестины говорило на разных языках: большинство – на арамейском, одном из семитских языков, который к этому времени стал основным языком областей Передней Азии, вытеснив из разговорной речи более древние языки (в т.ч. и древнееврейский); широко распространен был греческий, особенно в городах, находившихся за рекой Иордан.
Наряду с греко-римским влиянием в Палестине можно проследить и влияние соседних восточных областей, прежде всего Египта.
В то же время среди греков и римлян, живущих в Палестине, проявлялся интерес к иудейским обычаям и верованиям. Так, согласно преданию, в г.Капернауме по инициативе римского центуриона (младшего командира) была выстроена синагога. Иудаизм проник за пределы Палестины.
В Палестине происходили те же события, что и в других областях Римской державы. И эти процессы обостряли имущественное и социальное расслоение. Богатые становились еще богаче, а бедные – еще беднее. Жизнь в городах, которые пользовались самоуправлением и были центрами ремесла и торговли, резко отличалась от жизни в маленьких городках и сельской местности. Многие жители Палестины враждебно относились к городам, имевшим самоуправление. Во время волнений были случаи нападения на эти города. Но и среди основного населения Палестины не было единства: иудеи презирали жителей области Галилея; галилеян считали склонными к мятежам, не слишком нравственными людьми, недостаточно образованными и недостаточно сведущими в вопросах веры.
Имущественные, социальные, этнические и религиозные противоречия дестабилизировали обстановку в стране. Недовольство проримской позицией Ирода переплеталось с недовольством его культурными новшествами: ведь основанные им города становились средоточением язычества.
Умер Ирод в 4 г. до н.э.; его смерть вызвала новые волнения, жестоко подавленные римлянами.
В 6 г. н.э. Иудея и Самария были превращены в императорскую провинцию, т.е. провинцию, которая управлялась наместниками, непосредственно назначавшимися императором. Правда, кое-какие права были оставлены у жречества иерусалимского храма и синедриона – совета, куда входили жрецы и представители светской знати.
Окраинные области Палестины римляне оставили в управлении сыновей Ирода, которые стали вассалами Рима.
Положение в стране оставалось напряженным в течение всего I в. Римские власти далеко не всегда считались с местными обычаями. Антиримские настроения в Иудее были очень сильны, но внутри палестинского общества не было единства: существовали самые разные группировки и течения, спорившие друг с другом по политическим (отношение к римлянам) и вероучительным вопросам. К общественной верхушке принадлежали так называемые саддукеи; они требовали строгого соблюдения установлений, записанных в священной книге иудеев – Библии, не признавали никаких устных учений и дополнений. При этом саддукеи воспринимали греко-римскую культуру и в известной степени поддерживали римлян. Значительным влиянием в иудейском обществе обладали фарисеи – религиозное течение, представители которого выступали за чистоту иудаизма, против контактов с чужеземцами, против участия в каких бы то ни было празднествах язычников. Среди фарисеев тоже не было единства. Некоторые фарисеи выступали за скрупулезное соблюдение всех внешних норм поведения, за что и заслужили упреки в лицемерии и ханжестве. Социальный состав фарисеев был неоднородным, в основном это были средние слои по достатку и занятиям (торговцы, ремесленники, учителя в синагогах).