Доказательство о нескольких авторах, основанное на том, что богословские идеи книги Исаии и довод о том, что мысли Второисаии значительно более развиты в сравнении с Прото-Исаией - это доказательство, которое само нуждается в доказательстве. Некоторые ученые пытаются определить уровень, на котором находилась богословская мысль в восьмом веке. Затем они начинают выбрасывать из текста книг Амоса, Михея, Осии, Исаии и истории, описанной во Второзаконии, то, что не подходит под их априорные выводы. Затем, на основании исправленного таким образом текста, они доказывают истинность первоначальной посылки. Такая логика лишена всякой убедительности.
Развитие идей в книге Исаии не вызывает сомнения. Между гл. 1-39 и 40-66 имеется значительная разница. Крайне трудно, даже невозможно, реконструировать процесс, посредством которого связаны первоначальные высказывания пророка и окончательная письменная форма книги. Принимая буквальность значения Книги, следует предположить, что различные пророчества запоминали, возможно, записывали и сохраняли, начиная с ок.740 г. до н.э., через все пленение и возвращения, пока книга не приняла каноническую форму.
Несомненно, должна существовать определенная степень гибкости, нет достаточных оснований отрицать, что основная часть книги Исаии принадлежит ему самому. Присутствие поздних интерполяций и объяснительных вставок - это не только предположение, а доказуемый факт. Теория о деятельности учеников Исаии отнюдь не неразумна; напротив, сам текст предполагает ее. Например, Евангелия - это по сути своей учение Христа, хотя Он не написал в них ни слова. По своей сущности Тора принадлежит Моисею, но неясно, какая ее часть написана им самим. Евангелие от Марка является, скорее всего, проповедью Петра или катехизическим наставлением, которое сопровождало ее, хотя его литературная форма и структура принадлежат Марку. Когда мы говорим: "Все пророчество принадлежит Исаие", то принимаем любой подобный процесс.
Что решительно надлежит отвергнуть, так это взгляд, согласно которому есть лишь микроскопический Исаия Иерусалимский и гигантская анонимная фигура периода пленения. Такой подход порождает больше проблем, чем решает.
Проблема авторитета книги пророка Исаии является не менее важной, чем проблема авторства. Это как говорится “две стороны одной медали”. Вопрос авторства ставит вопрос авторитета книги, и наоборот, вопрос авторитета напрямую затрагивает проблему авторства книги. Что говорит пророчество Исаии верующему? Критические исследования книги Исаии привели к определенной потере авторитета вести из послания. Они разложили книгу Исаии на мириады фрагментов, источников и редакций, написанных разными авторами в различные исторические моменты. Критическое толкование построено на очень гипотетичном и предполагаемом основании исторической реконструкции. Поскольку невозможно более точно определить исторический фон больших частей книги Исаии, увеличивается количество выдвигаемых гипотез и растет несогласие среди исследователей. И, наконец, чем больше исследование книги Исаии сосредотачивается на историческом моменте и пытается привязать ее к первоначальному историческому обрамлению, тем сложнее становится перейти от древнего мира к современному к религиозному применению послания.
Стоит задать вопрос: “Какую же ценность представляла эта книга для верующих, что они сохраняли, чтили и рассматривали ее как Священное Писание? А если бы ее не чтили, то это пророчество давно бы исчезло в сумраке истории. И если посмотреть на процесс канонизации, то существует вопрос к приверженцам следующей теории на книгу Исаии: “книгу Прото-Исаии сохраняли для того, чтобы толковать Второисаию”. Но возникает вопрос “А почему же тогда Прото-Исаия сохранялся около 150 лет? Они ведь не знали, что надо сохранять материал для толкования еще не написанной книги? В этом есть какой-то абсурд. Следует заметить, что второй Исаия и третий, и все остальные "Исаии", выделяемые учеными-критиками, не распространялись без первого Исаии. Гипотетическая книга Второисаии не имеет заголовка, даты, утверждения: "Видение "Второго Исаии", увиденное им в дни Зоровавеля", как во всех остальных пророческих книгах. Насколько можно с определенностью установить, существовало лишь одно пророчество Исаии.
Таким образом, авторитетом книги пророка Исаии является послание всей книги. Оно сочетает осуждение и избавление, отчаяние и надежду. Изучать пророчество Исаии не означает утверждать, что Исаия заранее составил план работы, а затем написал ее, его придерживаясь. Вероятнее всего, он написал мало, если вообще что-либо написал, кроме тех мест гл.36-39, которые встречаются также в 4 Цар. 18-20. Весь процесс может быть приписан действию Святого Духа, как окончательного Автора, как на пророка Исаию, так и на его "учеников", кем бы они ни были, и где бы и как бы они ни придавали работе ее каноническую форму. Поскольку народ Божий более нуждался в этом послании как можно раньше, то следует отдать предпочтение ранней дате написания.
Это приводит к герменевтическому подходу, которым следует руководствоваться при выяснении авторитетности послания Исаии для настоящего времени. Следует, как всегда, стараться узнать историческую ситуацию, к которой обращался "пророк". Величие пророчества Исаии состоит в том, что оно стоит между двумя мирами, обращаясь к грешникам, предстоящим разгневанному Богу (1: 21-26), а также к остатку, который должен получить спасение от Того же Бога (40: 1-2), теперь открытого как Отец и Искупитель (63: 16). По этой причине, пророчество Исаии с авторитетом обращается к каждому мужчине и женщине всех времен. Как и Израиль, все многократно согрешили, в мыслях, словах или делах. Как и Израиль, все нуждаются в спасении. Книга Исаии провозглашает, что спасение дается Богом, Который Один управляет этим миром и который может открыть Своим пророкам то, что должно произойти в будущем.
Проблема авторства книги пророка Исаии, такая существенная для науки библеистики, не должна давать нам повод, как верующим людям, для сомнений по поводу ее богодухновенности. К какому бы выводу не пришли ученые по поводу количества авторов, мы, в простоте сердца, должны воспринимать весть, которую несет эта книга, как послание от Бога для каждого из нас. Тем более не следует забывать отношение Христа, апостолов и первых христиан к этой книге, как целостной, имеющей одного автора, известного в истории как Исаия.
Господь Иисус Христос, цитировавший из книги Исаии, воспринимал его как автора всей этой книги. В Лук. 4:17-19 сказано, что Иисусу „подали книгу пророка Исаии", которую Он раскрыл, чтобы прочесть из нее сказанное в Ис. 61:1-2.
Таким образом вся проблема локализуется как историко-научная, но никак не богословская. И не следует выводить ее за рамки чисто научных споров. Это не будет являться помощью в проповеди Евангелия.
[1] А. Мень “Исагогика” (Ветхий Завет), стр. 54
[2]ActaApostolcaeSedis 41 (1908): 613f.
[3] “Католический комментарий к Священному Писанию”, § 421а, 1953г.
[4] Дж. Мак-Кензи “Библейский словарь”, р 397, 1965 г.
[5] S. Draver “Introduction”, p 236-243
[6] S. Draver “Introduction”, p 243
[7] O. Eissfield “Old Testament”, p 304
[8] “Old Testament”, p 206
[9] Ant. ii.1.1-2 §§ 1-7
[10] The Latter Prophets, p 256