Смекни!
smekni.com

Гонения на церкви в ранний период (стр. 3 из 4)

В условиях постоянных преследований идеологи первоначального христианства выискивали юридические аргументы, чтобы отстоять для своей религии право на гражданское существование. В то время они апеллировали к естественному гражданскому праву, ратовали за единообразие применения законов ко всем гражданам империи, независимо от вероисповедания, требовали применения принципов свободы совести.

«Естественное и гражданское право,- заявляет римскому наместнику Скапуле Тертуллиан,- требует, чтобы каждый поклонялся тому, кому хочет, Религия одного человека ни вредна , ни полезна для другого. Несвойственно одной религии делать насилие над другой. Религии должны быть приемлемы по убеждению, а не насильственно. Жертвоприношения божеству должны делаться по согласию сердца» (Тертуллиан к Скапуле).

С приходом к власти Коммода, сына Марка Аврелия, гонения, начатые его отцом, стали потихоньку затихать, хотя никогда полностью не прекращались. Это объясняется в некотором отношении и тем, что фаворитка Коммода – Марсия была христианкой. Во времена репрессий, когда многих христиан высылали из Рима на каторжные работы на рудники или пожизненное рабство, Марсия, используя свои отношения с императором, могла влиять на судьбы многих христиан. Некоторые христиане из знатных родов были помилованы и даже получили разрешение возвратиться в Рим, некоторые даже имели возможность занять в последствие ряд видных должностей в церковной иерархии.

Такое положение дел позволяет сделать вывод, что, во-первых, Коммод, был гораздо менее своего отца последователен в репрессиях против христианства и, во-вторых, уже то, что фавориткой императора была особа, которая не скрывала своей принадлежности к христианству, говорит о том, что в римской империи произошли к 200-м годам большие изменения.

2.3 Гонения церкви при Северах

Климат терпимости и мирного сосуществования, установившийся во времена правления Коммода был неустойчив и удержался недолго. На периферии, особенно в районах, примыкающих к местам военных действий, репрессии по-прежнему оставляют существенный след.

Именно в одной из таких пограничных зон, в Египте, при возвращении из военного похода против парфян Септимий Север был вовлечен в начале 202 года в общие мероприятия против обращения в христианство, а так же и в иудаизм. В тексте декрета Севера, говорится: «Запрещено под страхом суровых наказаний обращаться в иудаизм и то же приказывают по отношению к христианству» (Спарциан). Обе религии, с точки зрения властей, еще представляются неразделяемыми.

Для церкви того времени, когда христианами «становились, а не рождались» это было весьма вредно.

Известны многочисленные случаи преследований в романской Африке, в Галлии, в Египте, где жестокий удар был нанесен александрийской церковной школе. Но сама география гонений свидетельствует об ограниченном применении эдикта. Именно в эти годы христианские общины сплачиваются, причем и экономически; и при Александре Севере, они впервые получили идеологическое, если не законодательное признание. Начиная с этого времени, реакция на христианство все более кажется продиктованной скорее военными и государственными соображениями, нежели религиозными: за вспышками гонений следовали новые периоды относительного спокойствия и облегчения жизни христиан.

Максимин Фракиец возобновил преследования в 235 г. под впечатлением натиска готских племен на Балканах и на Дунае. Они были направлены, прежде всего, против духовенства.

При Филиппе Арабе (244-129), который по преданиям был христианином, вернулись относительно спокойные для церкви времена. Цель властелинов, однако, была одна и та же, хоть во времена гонений, хоть в периоды спокойствия, - побудить верующих покончить с оппозицией и включиться в систему государства.

Запросам такого рода пытался ответить император Деций (249-251). Он пытался восстановить консервативный образ правления и веры. Текст его эдикта, обнародованного в конце 249 года или начале 150г. до нас не дошел, но из греко-египетских папирусов становится известно о его отношении к христианскому движению. Так, в установленные дни, главы семей, живших в городских и сельских центрах по всей территории империи, должны были представать перед специальными комиссиями, чтобы совершать акты почитания официального культа, принося жертвы изображениям богов и статуям императора. В случае отказа следовали арест уклоняющегося, пытка и по окончании расследования смертная казнь.

Другим же выдавалось удостоверение («книжечка»), которое подтверждало акт соблюдения культа и лояльности подданного.

Ясно, что подобная процедура на деле поражала в первую очередь христианские общины, отныне многочисленные и усложненные в социальном отношении. Так начались массовые репрессии, которые прекратились лишь через пятьдесят лет, при повороте, осуществленном Константином.

Эдикт Деция выявил, сопротивление, на которое была способна значительная часть клира и верующих, но так же, с другой стороны, и отступничество в достаточно больших масштабах, ставшее неизбежным в результате применения нового типа принуждения.

Верующих, которые заплатили за свою приверженность церкви жизнью, начали почитать особо. Сохранилась память о пошедшем на казнь римском эпископе Фабиане, в то время как его карфагенский коллега Киприан предпочел скрыться в подполье, чтобы продолжать руководить общиной, и за это подвергся нападкам со стороны некоторых христиан. Уцелевшие - вышли из тюрем, заслужив большое уважение.

Гонения во время правления Деция были самыми ужасными, хотя они и продолжались недолго. В 253 году, с приходом к власти императора Валериана репрессии вспыхнули с новой силой. Эти гонения необычны тем, что их инициатором был не император, а министр финансов , Макриан. Он являлся приверженцем одной египетской мистической религии и сильно завидовал росту популярности и влияния христианства. Первые репрессии всегда осуществлялись от имени государства, якобы для того, чтобы соблюсти древние традиции и оказать почести старым богам, хотя этот же человек, так же не был лоялен к старым богам. К тому же христианская церковь уже успела обзавестись собственностью, в том числе дорогостоящими зданиями для богослужений. Да и среди христиан было много богатых людей, чем Макриан, как министр финансов был недоволен, так как государственная казна была пуста. Поэтому ненависть к христианству у него сочеталась с финансовыми потребностями государства. Гонения позволили ему конфисковать собственность церкви и личное имущество христиан и за счет этого он облагодетельствовал свою религию.

Первый указ о гонении вышел в 257 году и запрещал христианское богослужение – первый раз, когда римляне запретили христианские службы. Далее указ запрещал христианам собираться в их центрах и обязывал их жертвовать римским богам.

Второй указ от 258 года устанавливал обязательную казнь всех христиан, которые отказались от жертвоприношения, и конфискацию имущества, принадлежащего христианам, занимающих высокое положение в обществе.

Эти репрессии были еще ужаснее, чем при Деции, они стали попыткой уничтожить христианское духовенство. В эти годы погиб, уцелевший в прошлые репрессии Киприан.

После смерти Валериана, в империи наступили несколько десятилетий мира и спокойствия. Это позволило христианству шире распространить свою веру, и к концу века численность христиан достигла десяти процентов от всего населения империи.

2.4 Последние гонения и победа Константина

В 284 году к власти пришел Диоклетиан. После многочисленных императоров третьего века, империей стал править человек образованный, сделавший блестящую воинскую карьеру. Он провел реформы в армии и в управлении. Благодаря его нововведениям Римская империи смогла просуществовать еще два столетия. Церковь также переживала благополучные времена. Многие люди стали принимать христианство, хотя и не все вполне посвящали себя Христу.

В очередной раз репрессии вспыхнули в 303 году. Диоклетиан послушался своего назначенца Галерия и сместил христиан со всех постов, которые они занимали в армии и правительстве. С февраля 303 по январь 304 года Римское правительство издало четыре указа, направленных против христианства.

Первый указ полностью запрещал все христианские богослужения, священные книги и сосуды были конфискованы, а церковные здания разрушены. Согласно второму указу подлежало аресту все духовенство. Третий указ заставлял поклоняться христиан языческим богам и приносить им пожертвования. Четвертый указ провозглашал поклонение обязательным для всех граждан империи; отказ же влек за собой ссылку на государственные рудники, пытки и смерть. Христиане всегда называли эти времена «великими гонениями». В который раз тысячи христиан были замучены и погибли.

В 305 году Диоклектиан отрекся от власти, но гонения на христиан не прекратились. И только в 311 году, переемник Диоклектиана Галерий, находясь на смертном одре, издал указ о прекращении гонений на христиан, им разрешались богослужения, восстановление церквей, при условии, что они не будут нарушать общественный порядок.

Во времена правления Максимина, была сделана еще одна попытка уничтожить христианство, но она не носила официальный характер.

До 312 года в римской империи велась борьба за престол. К весне 312 года осталось всего два претендента: Константин и Максентий, сын Масимиана. Под властью Константина находились Англия и Галлия, под вдасью Максентия – Северная Италия. Летом 312 года, после тяжелых боев Константин у удалось захватить северную Италию и его передовые отряды уже осенью этого же года стояли под стенами Рима. Именно в это время у него было видение.